Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 23 октября 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалобы (далее - Комиссия) в составе:
Чащихина С.Г. - заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;
Козлова О.А. - начальник отдела транспорта и связи, член Комиссии;
Дуркина О.В. - начальник отдела планирования, отчетности, бюджетного учета и кадров, член Комиссии;
с участием представителей:
от ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Заказчик, Организатор торгов):
- Борисова Т. С. - начальник сектора по организации закупок для нужд ГУП "Петербургский метрополитен", по доверенности N 298 от 16.10.2012;
от ООО "РосТоргСнаб" (далее - Заявитель):
- Миронов С. В. - представитель ООО "РосТоргСнаб", по доверенности N 4 от 16.10.2012;
в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), рассмотрев жалобу ООО "РосТоргСнаб" (вх. N 14830н от 10.10.2012) на действия (бездействие) Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договоров на поставку лакокрасочной продукции для нужд ГУП "Петербургский метрополитен", заслушав пояснения представителя Заказчика (Организатора торгов),
установила:
18 сентября 2012 года, на сайте http//etp.roseltorg.ru/customers/welcome-com/ Заказчиком было опубликовано Извещение COM18091200074 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договоров на поставку лакокрасочной продукции для нужд ГУП "Петербургский метрополитен", а также соответствующая аукционная документация. Извещение об указанном аукционе и аукционная документация размещены на сайте заказчика - www.metro.spb.ru.
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика (Организатора торгов).
1) В п. 9 аукционной документации Заказчик просит указать полную информацию об организации, что не подтверждается Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
2) В п. 10.1 аукционной документации Заказчик установил отклонения аукционных заявок, а именно:
"- несоответствие требованиям, указанным в п. 9 настоящей аукционной документации;
- отказ участника от проведения проверки отделом внутреннего аудита метрополитена;
- отрицательное заключение по результатам проверки отдела внутреннего аудита метрополитена в соответствии с Регламентом проверки контрагентов (Приложение N 18 к Положению о закупках)", что противоречит Гражданскому кодексу РФ о проверке организаций.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражении на жалобу от 15.10.2012 N 12603-8/5789 (вх. N 15081 от 16.10.12 г.), пояснив, что требования, установленные п. 9 указанной аукционной документации не противоречат Закону о закупках, так как указанным законом не установлены критерии оценки заявок участников и требования, которые Заказчик вправе устанавливать к участникам закупок. Кроме того, при размещении заказа соблюдены требования по обеспечению информационной открытости закупки, указанные в аукционной документации требования предъявляются ко всем участникам аукциона в равной степени, требования не являются неизмеряемыми и подлежат оценке.
Основания отклонения заявок, установленные п. 10 аукционной документации, также не противоречат Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ), так как ст. 447-449 ГК РФ установлены общие требования к процедуре проведения торгов, которые также соблюдены заказчиком.
Заказчик также указал на то, что в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, установленном антимонопольным органом, только в случае предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.
Заказчик письмом от 18.10.12 N 12603-8/5849 (вх. N15290 от 18.10.12) представил пояснения по вопросу содержания в аукционной документации сведений о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в аукционе.
Представленные документы, пояснения представителей Заказчика и Заявителя, указывают на следующие обстоятельства.
1. ГУП "Петербургский метрополитен" (Заказчик) является государственным унитарным предприятием, для которого в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Положение о закупках ГУП "Петербургский метрополитен", утвержденное приказом начальника метрополитена N 151 от 29.02.2012 г. (далее - Положение), размещено на сайте ГУП "Петербургский метрополитен" - www.metro.spb.ru.
В соответствии с терминами и определениями Положения Заказчик является организатором закупки (в рассматриваемом случае - организатором торгов способом открытого аукциона в электронном виде).
Положение является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность ГУП "Петербургский метрополитен" и должен содержать требования к закупке.
2. В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам требования, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии со ст. 10 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).
В разделе II.IV.II. Положения определен порядок подготовки и проведения открытых аукционов. В соответствии с п. 2.4.2.1.1.2. Положения аукционная документация подготавливается в соответствии с примерной формой аукционной документации Приложения N 8 Положения.
Указанные в п. 9.1 аукционной документации требования к участникам электронного аукциона в части требований к оформлению документации и требований к юридическому лицу, соответствуют требованиям, определенным в пунктах 2.4.2.34.1. и 2.4.2.34.2. Положения.
Указанный в п. 9.2. перечень документов, представляемых участниками электронного аукциона для подтверждения их соответствия установленным требованиям, соответствуют перечню документов, определенному в п.п.5.2.3.-5.2.7. Приложения N 8а Положения.
Таким образом, предъявляемые в п. 9 аукционной документации к участникам аукциона требования определены в соответствии с Положением, что соответствует ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в связи с чем жалоба в указанной части признается необоснованной.
3. В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В п. 4.1. Приложения 8 Положения определен порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок для участия в аукционе, в соответствии с которым Аукционная комиссия рассматривает заявки на соответствие участника и заявок требованиям аукционной документации.
Участник должен соответствовать обязательным требованиям, в том числе определенным в п. 4. Приложения 8а Положения:
- наличие в собственности или в аренде офисных помещений, производственных, складских помещений, основных фондов, оборудования, транспортных средств, необходимых для выполнения работ (оказания услуг, поставок) в соответствии с требованиями документации о закупке (для юридического лица, индивидуального предпринимателя),
- наличие собственного штата сотрудников (или договоров подряда с физическими лицами, договоров с субподрядными организациями, имеющими собственный штат), необходимого для выполнения работ (оказания услуг, поставок) в соответствии с требованиями документации о закупке (для юридического лица, индивидуального предпринимателя).
В указанных в Положении требованиях к участникам аукциона необходимость наличия производственных мощностей и персонала определяется их необходимостью для выполнения работ (оказания услуг, поставок) в соответствии с требованиями документации о закупке.
В соответствии с п. 2.4.2.4.16. Положения в аукционной документации должны содержаться сведения о критериях оценки и о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в открытом аукционе.
Согласно информации, представленной заказчиком, все исчерпывающие сведения о критериях оценки и сопоставления заявок, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в аукционе содержатся в пункте 14 аукционной документации.
В соответствии с п. 14.1 аукционной документации "к участию в аукционе допускаются участники, по всем критериям и требованиям соответствующие аукционной документации. Аукционные заявки, не соответствующие указанным критериям и требованиям, отклоняются по основаниям, предусмотренным аукционной документацией. При этом не допускается ... осуществлять оценку и сопоставление заявок участников по критериям и в порядке, которые не указаны в аукционной документации".
Из содержания п. 14.2 аукционной документации следует, что решение о допуске участника до участия в аукционе принимается аукционной комиссией.
Требования к участникам аукциона в п. 9.1.2. аукционной документации, в частности о наличии у участника производственных мощностей (п. 9.1.2.5.) и штата сотрудников (п. 9.1.2.6.) сформулированы без обоснования их необходимости (в том числе количественного) для поставки товара в соответствии с предметом аукциона.
Таким образом, предусмотренные в п. 12 и п. 13 части 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке сведения о критериях и порядке оценки и сопоставления заявок на участие в открытом аукционе, определенные в Положении, в документации о закупке отсутствуют.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п. 12 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).
Таким образом, заказчик, организатор конкурса при проведении открытого аукциона в электронном виде нарушил пункт 12 и пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия