В целях улучшения транспортной ситуации на улично-дорожной сети города Москвы и развития существующих автоматизированных информационно-управляющих систем в транспортном комплексе города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и основные требования (приложение 1).
2. Утвердить прилагаемый план первоочередных мероприятий по созданию ИТС со сроком реализации на 2011 год (приложение 2).
3. Возложить:
3.1. Функции главного распорядителя бюджетных средств и координатора работ по созданию ИТС в городе Москве на Департамент транспорта и связи города Москвы.
3.2. Функции государственного заказчика на Государственное учреждение города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (далее - ГУ ЦОДД).
4. Департаменту транспорта и связи города Москвы совместно с ГУ ЦОДД:
4.1. Осуществлять содержание введенных в действие компонентов ИТС в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год по статье "Проведение мероприятий в области организации транспортного движения в городе Москве".
4.2. Обеспечить в установленном порядке размещение государственного заказа на реализацию первоочередных мероприятий по созданию ИТС (п. 2).
4.3. До 1 января 2012 г. внести на рассмотрение Правительства Москвы проект правового акта о плане мероприятий по дальнейшему развитию ИТС с учетом результатов реализации первого этапа.
5. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по заявке Департамента транспорта и связи города Москвы:
5.1. Совместно с Департаментом финансов города Москвы предусмотреть в бюджете города Москвы на 2011 год расходы на финансирование мероприятий по созданию ИТС в городе Москве в размере до 6257300000 руб. по соответствующим кодам целевых статей расходов бюджета.
5.2. Предусмотреть на 2011 год в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 5 октября 2010 г. N 893-ПП, лимиты капитальных вложений на финансирование работ по созданию ИТС в городе Москве в размере до 6257300000 руб. согласно пункту 5.1 настоящего постановления.
5.3. Предусматривать лимиты капитальных вложений в Адресной инвестиционной программе на финансирование мероприятий по созданию ИТС по результатам выполнения пункта 4.3 настоящего постановления.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Лямова Н.С.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 11 января 2011 г. N 1-ПП
к постановлению Правительства Москвы
от 11 января 2011 г. N 1-ПП
Концепция интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и основные требования
1. Общие сведения и актуальность проблемы
В настоящее время в городе Москве зарегистрировано более 3,8 млн. транспортных средств (ТС), при этом прирост не сокращается и достигает 200 тыс. единиц в год. Учитывая устойчивую тенденцию увеличения, через 10 лет городской парк ТС может возрасти до 5 млн. единиц. Вместе с тем в город ежедневно прибывает от 500 до 600 тыс. ТС из Московской области и других регионов.
Улично-дорожная сеть (УДС) города - это исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура и разветвленная сеть улиц и дорог, ограниченная магистралями и естественными преградами (каналы, реки, железные дороги, и т.д.).
Затруднения в движении транспорта обычно возникают на радиальных магистралях в утренние часы при движении ТС в центральную часть города, вместе с тем в вечернее время сначала возникают затруднения в движении в центральной части города и на кольцевых участках, а впоследствии на радиальных магистралях и на УДС, прилегающей к местам массового притяжения ТС (торгово-развлекательные центры и др.) и в так называемых "спальных районах".
Пропускная способность УДС в центральной части города, особенно в пределах Садового кольца, не соответствует существующей интенсивности движения, что является причиной возникновения затруднений в движении ТС. При воздействии внешних факторов, изменении погодных условий, возникновении аварий и дорожно-транспортных происшествий интенсивность движения снижается, что приводит к образованию заторовых ситуаций.
Одной из причин возникновения заторовых ситуаций на радиальных магистралях, помимо внешних факторов, является несогласованная работа светофорных объектов на прилегающей к магистралям территории.
Задержки в движении наземного общественного пассажирского транспорта возникают по тем же причинам.
Перегруженная УДС, все увеличивающиеся затраты времени на поездки общественным пассажирским транспортом при низком уровне комфортности, отсутствие необходимого количества машиномест для хранения и стоянки (парковки) легковых автомобилей, отсутствие должного контроля за соблюдением правил дорожного движения - все эти факторы не позволяют обеспечить отвечающий современным требованиям уровень транспортного обслуживания в городе Москве.
Для уменьшения количества транспортных заторов объективно необходимы реконструкция наиболее загруженных участков автомагистралей, строительство многоуровневых развязок и обходов наиболее насыщенных городских зон в целях отвода из них транзитных потоков. В то же время, строительные решения обладают высокой капиталоемкостью и требуют значительных затрат времени.
Опыт крупных мегаполисов мира показывает, что строительство новых и реконструкция существующих магистралей и дорог при постоянном росте количества транспортных средств не позволяют полностью сократить разницу между пропускной способностью УДС и уровнем спроса на автомобильные перевозки, т.к. ввод в действие нового участка магистрали приводит к резкому росту осуществляемых по ней перевозок (т.н. явление "отложенного спроса").
В целом ряде случаев в международной практике проблема перегруженности городских автомагистралей решается за счет повышения эффективности управления дорожным движением, в том числе благодаря внедрению и развитию современных интеллектуальных транспортных систем (ИТС), способных обеспечить управление дорожным движением на существующей УДС без увеличения плотности дорожной сети.
Концепция создания ИТС является необходимым базовым документом для выработки решений о подготовке и порядке реализации комплекса мероприятий по ее созданию и дальнейшему развитию.
Концепция создаст основу для формирования объективного представления о наиболее эффективной архитектуре системы.
2. Предлагаемые решения
Для решения существующих проблем и улучшения условий движения транспорта необходимо иметь достоверную информацию о складывающейся дорожно-транспортной ситуации, а также соответствующие организационные и технические возможности, позволяющие на нее воздействовать.
Существующие методы и технологии позволяют осуществлять управление движением с помощью средств светофорной сигнализации и информирования участников движения. При этом информация должна содержать не только сведения о ситуации на УДС, но и рекомендации по вариантам движения. Для эффективного управления перевозками на наземном городском пассажирском транспорте и координации деятельности оперативных специальных и иных городских служб необходимо создание единой навигационно-информационной системы на основе ГЛОНАСС. Выработка управленческих решений и контроль за движением должны осуществляться единой диспетчерской службой.
Эффективное управление дорожным движением должно обеспечивать равномерную загрузку транспортной сети на грани ее пропускной способности, не допуская перегрузки уязвимых зон, а также прогнозировать развитие транспортной обстановки, иметь возможность изменять интенсивность потоков в местах, не имеющих стратегического значения для состояния дорожного движения в городе.
Решение данных задач возможно в рамках создания ИТС.
Из мировой практики известно, что основой ИТС служат автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД). В крупнейших городах Западной Европы, США, Японии под управлением АСУДД находятся от нескольких сотен до нескольких тысяч светофорных объектов. Это обеспечивает управление не только участком УДС, но и целым районом или городом.
В городе Москве функционируют различные автоматизированные системы контроля и управления движением, а также диспетчерские центры различной ведомственной принадлежности (ГУВД по г. Москве, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Департамент транспорта и связи города Москвы и др.). Информация о действующих системах приведена в приложении 1 к Концепции.
Из существующих систем управления движением следует выделить Систему "СТАРТ" (информация о системе приведена в приложении 2 к Концепции), которая охватывает центр города в пределах Садового кольца и основные радиальные магистрали, при этом является комплексной системой, так как в ее состав входят:
- диспетчерский центр;
- подсистема координированного управления светофорными объектами;
- подсистема мониторинга параметров транспортных потоков;
- подсистема телеобзора;
- подсистема информирования участников дорожного движения;
- подсистема связи и передачи сведений.
Вместе с тем, существующие в городе Москве автоматизированные системы контроля и управления движением требуют модернизации (часть оборудования функционирует более 10 лет, с 2007 работы по развитию и совершенствованию не проводились).
3. Назначение, функции и структура ИТС
ИТС предназначена для: