Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2010 г. N 141 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 140709 Атомные электрические стан стр. 3

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

Таблица 2
Индекс
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть циклов ОПОП
3240
2160
ОГСЭ.00
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
660
440
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
48
ОГСЭ.01. Основы философииОК 1 - 10
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
48
ОГСЭ.02. ИсторияОК 1 - 10
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
172
ОГСЭ.03. Иностранный языкОК 1 - 10
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
344
172
ОГСЭ.04. Физическая культураОК 2ОК 3ОК 6ОК 10
EH.00
Математический и общий естественнонаучный цикл
146
98
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;знать:значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;основы интегрального и дифференциального исчисленияЕН.01. МатематикаОК 1 - 5ОК 9ПК 1.2ПК 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
уметь:анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;знать:виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;основные источники и масштабы образования отходов производства;основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей средыЕН.02. Экологические основы природопользованияOK 1 - 5OK 9ПК 1.2 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
П.00
Профессиональный цикл
2434
1622
ОП.00
Общепрофессиональные дисциплины
804
536
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;знать:законы, методы и приемы проекционного черчения;классы точности и их обозначение на чертежах;правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;технику и принципы нанесения размеров;типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД)ОП.01. Инженерная графикаOK 1 - 5OK 9ПК 1.2 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1ПК 4.1 - 4.4
уметь:подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;собирать электрические схемы;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;знать:классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;основные законы электротехники;основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;параметры электрических схем и единицы их измерения;принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;способы получения, передачи и использования электрической энергии;устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;характеристики и параметры электрических и магнитных полейОП.02. Электротехника и электроникаOK 1 - 5ОК 9ПК 1.2 - 1.5ПК 2.1 - 2.3ПК 4.1 - 4.4
уметь:использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;знать:задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;формы подтверждения качестваОП.03. Метрология, стандартизация и сертификацияOK 1 - 5ОК 9ПК 1.2 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1ПК 3.4ПК 4.1 - 4.4
уметь:определять напряжения в конструкционных элементах;определять передаточное отношение;проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;производить расчеты на сжатие, срез и смятие;производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;знать:виды движений и преобразующие движения механизмы;виды износа и деформаций деталей и узлов;виды передач;их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;методику расчета на сжатие, срез и смятие;назначение и классификацию подшипников;характер соединения основных сборочных единиц и деталей;основные типы смазочных устройств;типы, назначение, устройство редукторов;трение, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудованияОП.04. Техническая механикаOK 1 - 5ОК 9ПК 1.2 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1ПК 3.4ПК 4.1 - 4.4
уметь:определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их;определять твердость материалов;определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей;знать:виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;виды прокладочных и уплотнительных материалов;закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;методы измерения параметров и определения свойств материалов;основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;основные свойства полимеров и их использование;особенности строения металлов и сплавов;свойства смазочных и абразивных материалов;способы получения композиционных материалов;сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резаниемОП.05. МатериаловедениеOK 1 - 5ОК 9ПК 1.2 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1ПК 3.4ПК 4.1 - 4.4
уметь:выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;знать:базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельностиОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельностиOK 1 - 5ОК 9ПК 1.2 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1ПК 3.4ПК 4.1 - 4.4
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять организационно-правовые формы организаций;определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);знать:действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;основные технико-экономические показатели деятельности организации;методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;основные принципы построения экономической системы организации;основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;основы организации работы коллектива исполнителей;основы планирования, финансирования и кредитования организации;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;общую производственную и организационную структуру организации;современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;формы организации и оплаты трудаОП.07. Основы экономикиОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.4
уметь:анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;знать:виды административных правонарушений и административной ответственности;классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;организационно-правовые формы юридических лиц;основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;роль государственного регулирования в обеспечении занятости населенияОП.08. Правовые основы профессиональной деятельностиОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.4ПК 4.4
уметь:вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности;инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:законодательство в области охраны труда;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;меры предупреждения пожаров и взрывов;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;порядок хранения и использования средствколлективной и индивидуальной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;права и обязанности работников в области охраны труда;виды и правила проведения инструктажей по охране труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессовОП.09. Охрана трудаОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
68
ОП.10. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
ПМ.00
Профессиональные модули
1630
1086
ПМ.01
Обслуживание теплоэнергетического оборудования и технических систем атомных электростанцийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения профилактических осмотров оборудования, ремонта отдельных деталей и узлов;обслуживания оборудования и систем в соответствии с должностной инструкцией;выполнения работ по монтажу, эксплуатации и ремонту оборудования и систем атомных станций в соответствии с должностной инструкцией;наладки, настройки, регулировки и опытной проверки оборудования, приборов и аппаратуры;решения технических задач в разработке конструкторской документации для изготовления типовых сборок и узлов;разработки технологических процессов ремонта и монтажа оборудования и систем атомных станций;уметь:пользоваться средствами индивидуальной защиты, используемыми при эксплуатации, ремонте и монтаже оборудования и систем атомных станций;составлять техническую и отчетную документацию по эксплуатации, ремонту и монтажу оборудования, систем и средств автоматизации атомных станций;выполнять сборочные, реконструктивные и монтажные работы на трубопроводах и арматуре, регулировку спецарматуры;выполнять работы по ремонту (монтажу) систем и оборудования в соответствии с должностной инструкцией;подготавливать машины и механизмы к работе, осуществлять наладку отдельных узлов и деталей;вести учет работы оборудования, причин и продолжительности простоев;составлять заявки на получение необходимых для ремонта материалов, запасных частей, деталей и инструмента;выполнять работы по подготовке оборудования и трубопроводов к дезактивации;осуществлять сбор, обработку и накопление исходных данных для разработки конструкторской документации для изготовления типовых сборок и узлов, технологических процессов ремонта и монтажа оборудования и систем атомных станций;производить поверочные технологические расчеты, уметь выбирать необходимое оборудование;знать:виды, назначение атомных станций и их основное оборудование;основы разработки конструкторской документации для изготовления типовых сборок узлов, технологических процессов эксплуатации, ремонта, монтажа и средств автоматизации атомных станций;классификацию систем и элементов атомных станций;техническое водоснабжение и регенерацию на атомных электростанциях;парогенераторные и турбинные установки;внутреннюю и промежуточную сепарацию;испарительные установки и схемы их включения в тепловую схему атомной электростанции;реакторные установки;главный циркуляционный контур и его вспомогательные системы;трубопроводы и арматуру;активацию и дезактивацию;радиоактивные отходы и их захоронение;вентиляционные установки на атомных электростанциях;генеральный план и компоновку атомной электростанции;работу атомной электростанции в энергосистеме;организацию эксплуатации и ремонта;атомную теплофикацию;технологию работ по монтажу, эксплуатации и ремонту оборудования и систем, средств автоматизации атомных электростанций;назначение и принцип действия систем автоматического управления и защиты теплоэнергетического оборудования и систем атомных электростанций;физические основы, устройство, принцип действия и технические характеристики основного и вспомогательного теплоэнергетического оборудования и систем атомных электростанций;методы испытаний и наладки оборудования и систем атомных электростанций после ремонта;требования нормативных документов по эксплуатации и ремонту, монтажу оборудования и систем атомных электростанций;правила вывода в ремонт и технологию ремонта (монтажа) систем и оборудования атомных станций;конструктивные особенности оборудования, специального инструмента и приспособлений, применяемых при ремонте (монтаже) оборудования и систем атомных станций;организацию ремонтного обслуживания систем и оборудования, средств измерений и автоматизации на атомных электростанциях;порядок планирования работ по техническому обслуживанию и ремонту (монтажу) систем и оборудования атомных электростанцийМДК.01.01. Технологическое обслуживание технических систем и оборудования атомных электростанцийОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02
Эксплуатация теплоэнергетического оборудования и технических систем атомных электростанцийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:контроля исправного состояния оборудования, приборов и аппаратуры;участия в загрузке реакторов свежим топливом и выгрузке отработанного топлива из реакторов с пульта управления транспортно-технологическим оборудованием;участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций;МДК.02.01. Основы эксплуатации теплоэнергетического оборудования и технических систем атомных электростанцийОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.5
уметь:вести контроль показаний средств измерений, работы автоматических регуляторов и сигнализации;выполнять работы по обслуживанию оборудования основного контура и вспомогательных систем реактора атомной электростанции, ведению режима спецвентиляции с местных щитов реакторного отделения;знать:состояние и перспективы развития атомной энергетики;основы теории ядерных реакторов;теорию критических размеров;тепловыделяющие элементы и сборки;конструкции уран-графитовых и водо-водяных энергетических реакторов, реакторов на быстрых нейтронах;теплообмен и гидродинамику ядерных реакторов;технологические процессы производства тепловой и электрической энергии на атомных электростанциях;назначение и принцип действия приборов теплотехнического и дозиметрического контроля;устройство, принцип действия и технические характеристики основного и вспомогательного теплоэнергетического оборудования, средств измерений и автоматизации атомных станций;условия и режимы работы, основные правила обеспечения эксплуатации атомных электростанций, причины неполадок и аварий, меры по их устранению;основные принципы обеспечения безопасности атомных электростанций;способы дезактивации радиоактивного оборудования;способы защиты от ионизирующих излучений;ядерно-физические процессы в ядерном реакторе;контроль нейтронного потока;систему внутриреакторного контроля;органы регулирования и исполнительные механизмы систем управления и защиты реактора;систему группового и индивидуального управления органами регулирования систем управления и защиты;автоматическое управление мощностью реактора;аварийную защиту реактора
ПМ.03
Организация работы коллектива исполнителейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обхода и осмотра оборудования, помещений и рабочих мест;участия в проведении производственных совещаний;участия в обучении персонала и оценке знаний персонала;контроля использования средств индивидуальной защиты и индивидуального дозиметрического контроля;участия в мероприятиях по обеспечению безопасного выполнения работ;анализа нарушений в работе подразделения;участия в разработке мероприятий по устранению нарушений в работе подразделения;уметь:проводить осмотр оборудования, помещений и рабочих мест;мотивировать персонал соблюдать требования правил охраны труда, пожарной и радиационной безопасности, применения безопасных приемов работы, ведения работы согласно инструкциям и регламентам;участвовать в обучении персонала и проводить оценку знаний персонала;распределять обязанности для подчиненного персонала;выполнять подбор и расстановку персонала;организовывать взаимодействие персонала с другими подразделениями;контролировать использование средств индивидуальной защиты и индивидуального дозиметрического контроля;выполнять организационные мероприятия по обеспечению безопасного выполнения работ;выявлять и анализировать причины появления нарушений в работе подразделения, разрабатывать мероприятия по их устранению;оценивать эффективность производственной деятельности персонала подразделения;анализировать и оценивать состояние техники безопасности на производственном участке;знать:основные принципы организации работы на атомной станции;методику проведения инструктажей;планы защиты персонала и населения в случае аварийной ситуации;порядок организации работ по нарядам и распоряжениям;принципы и методики проведения противоаварийных мероприятий;порядок действия персонала при основных аварийных ситуациях в технологической цепочке;методики аттестации персонала и рабочих мест;нормативную документацию, регламентирующую работу с персоналом;правила и нормы охраны труда на атомных станцияхМДК.03.01. Основы управления персоналом производственного подразделенияОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.4
ПМ.04
Обеспечение ядерной безопасностиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы с гамма-спектрометрическим оборудованием и проведения гамма-спектрометрических измерений проб технологических сред;участия в выявлении негерметичных тепловыделяющих сборок на остановленном реакторе;определения количества негерметичных тепловыделяющих элементов, находящихся в активной зоне работающей реакторной установки;измерения активности теплоносителя;участия в подготовке программы перегрузок топлива;участия в инвентаризации ядерного топлива;участия в выполнении входного контроля свежего ядерного топлива;участия в подготовке ядерного топлива к загрузке в реактор;участия в испытаниях и опробованиях систем, обеспечивающих ядерную безопасность;МДК.04.01. Основы обеспечения ядерной безопасностиОК 1 - 10ПК 4.1 - 4.4
уметь:контролировать выполнение отбора и подготовки проб;выделять группы радионуклидов из проб;выполнять идентификацию радиоизотопов по их спектрам;выполнять калибровку измерительной аппаратуры;выделять продукты коррозии из технологических вод атомной станции;контролировать выполнение и анализировать результаты гамма-спектрометрических измерений проб технологических сред;выполнять анализ и оформлять документацию по результатам контроля герметичности оболочек тепловыделяющих элементов;выполнять расчет эффективности работы спецводоочистки;выполнять расчеты и анализировать величину протечки теплоносителя первого контура в парогенераторе;выполнять операции по учету и контролю ядерных делящихся материалов;выполнять расчет количества делящихся материалов;выполнять расчет изотопного состава облученного ядерного топлива;оформлять результаты инвентаризации ядерного топлива;контролировать состояние систем, узлов, оборудования, приборов, обеспечивающих ядерную безопасность;знать:виды ионизирующих излучений;взаимодействие ионизирующих излучений с веществом;основные понятия дозиметрии;нормы радиационной безопасности и основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности;защиту от ионизирующих излучений;методы регистрации ионизирующих излучений;приборы и установки дозиметрического и радиационного контроля;организацию радиационного контроля на атомных станциях;принципы обеспечения безопасности атомных станций;основы проектирования систем безопасности;цели и задачи безопасности при эксплуатации;общие подходы к ликвидации аварий, готовность к ликвидации аварий, примеры аварий;основы безопасности при снятии атомной станции с эксплуатации;типовые методики выполнения измерений и расчетов гамма-спектрометрических измерений;правила и нормы ядерной безопасности;перечень защит и блокировок, условия срабатывания сигнализации, защит и блокировок;основы спектрометрии и дозиметрии;назначение, устройство и принцип работы обслуживаемого оборудования;нормы и правила при обращении с отработанным ядерным топливом;правила транспортировки ядерного топлива;порядок проведения инвентаризации радиоактивных веществ и отработанного ядерного топлива
ПМ.05
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)
1404
936
Всего часов обучения по циклам ОПОП
4644
3096
УП.00
Учебная практика
23 нед.
828
ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
ПП.00
Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
ПА.00
Промежуточная аттестация
5 нед.
ГИА.00
Государственная (итоговая) аттестация
6 нед.
ГИА.01
Подготовка выпускной квалификационной работы
4 нед.
ГИА.02
Защита выпускной квалификационной работы
2 нед.
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
86 нед.
Учебная практика
23 нед.
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
Промежуточная аттестация
5 нед.
Государственная (итоговая) аттестация
6 нед.
Каникулярное время
23 нед.
Итого
147 нед.

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
39 нед.
промежуточная аттестация
2 нед.
каникулярное время
11 нед.
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. К работе с источниками ионизирующего излучения допускаются учащиеся старше 16 лет, годовые дозы облучения не должны превышать 5 мЗв/год в среднем за любые последующие 5 лет, но не более 12,5 мЗв/год и не имеющие медицинских противопоказаний.
7.16. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла; эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.17. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.