б) для измерения параметров удара:
- иметь верхнюю частоту в частотном спектре не менее , нижнюю частоту среза не более 1 Гц и собственную (резонансную) частоту измерительного преобразователя не ниже ;
- иметь плоскую АЧХ во всем полученном диапазоне частот с нелинейностью не более дБ.
Перечни рекомендуемой аппаратуры, применяемой для измерения, анализа и регистрации параметров вибрации и удара, приведены в приложениях Д, Е, Ж, И.
8.1.2 Порядок подготовки к проведению испытаний
8.1.2.1 Подготовка к испытаниям включает в себя:
- выбор метода испытаний;
- определение режимов испытаний;
- подготовку средств испытаний и вспомогательных устройств.
8.1.2.2 Выбор метода испытаний
Испытания на транспортные нагрузки проводят одним из следующих методов воздействия на ПИ:
а) широкополосной случайной вибрации на вибрационных стендах и воздействия удара на ударных стендах;
б) синусоидальной вибрации с качающейся частотой на вибрационных стендах и воздействия удара на ударных стендах;
в) синусоидальной вибрации с фиксированной частотой на вибрационных стендах и воздействия удара на ударных стендах;
г) ударных нагружений на ударных стендах;
д) виброударных воздействий на стендах имитации транспортирования.
8.1.2.3 Для испытаний ПИ принята прямоугольная система координатных осей:
X - горизонтальная ось, соответствующая направлению движения транспорта;
Y - вертикальная ось, перпендикулярная к направлению движения транспорта;
Z - горизонтальная ось, перпендикулярная к направлению движения транспорта.
Буквенные обозначения параметров вибрации и ударных нагрузок указаны с индексом, соответствующим направлению оси координатной системы.
8.1.2.4 Режимы испытаний методами случайной вибрации и удара указаны в таблицах 1-4.
Время испытаний ПИ методом случайной вибрации определяется заданными в технических условиях (ТУ) на ПИ дальностями перевозок L и наиболее вероятными скоростями движения применяемых транспортных средств. Примеры расчета приведены в приложении К.
Таблица 1 - Режимы испытаний на случайную вибрацию, имитирующие автомобильное транспортирование
Условия движения | Суммарная дисперсия D_y виброускорения, м2/с4 (g2) | Диапазон частот, Гц | Распределение дисперсий по диапазонам частот, % |
Скорость: | |||
50 км/ч по дороге с булыжным покрытием | 34,6 (0,36) 34,6 (0,36) | 1-10 10-20 | 35 25 |
40-60 км/ч по грунтовой дороге | 24 (0,25) | 20-40 | 25 |
60-80 км/ч по шоссе с асфальтобетонным покрытием | 15,4 (0,16) | 40-60 | 15 |
При испытаниях согласно таблице 1 значения дисперсий в направлении осей Х и Z ( и ) составляют от 0,5 до 2,0 значений .
Время при раздельных испытаниях в направлении осей Х и Z принимают .
Таблица 2 - Режимы испытаний на удар, имитирующие автомобильное транспортирование
Условия движения | Характеристики режимов испытания | |||
Обозначение составляющей режима испытаний | Пиковое ударное ускорение W_д, м/с2 (g) | Длительность фронта ударного ускорения, с | Число ударов на 1 км дороги N, ед. | |
Грунтовая дорога с булыжным покрытием | I | 49,0 (5,0) | 0,04-0,10 | 2 |
II | 29,4 (3,0) | 0,02-0,03 | 20 | |
Примечание - Здесь и в таблицах 4, 5, 6, 7 римскими цифрами условно обозначены режимы испытаний, суммирование которых обеспечивает имитацию указанного в соответствующей таблице транспортирования. |
Таблица 3 - Режимы испытаний на случайную вибрацию, имитирующие транспортирование по железной дороге
Условия движения | Суммарная дисперсия D_y виброускорения, м2/c4 (g2) | Диапазон частот, Гц | Распределение дисперсий по диапазонам частот, % |
Четырехосная платформа, вагон или полувагон, наиболее вероятная скорость 50 км/ч, максимальная скорость 105 км/ч | 19,2 (0,2) | 2-10 | 45 |
10-20 | 25 | ||
20-40 | 20 | ||
40-60 | 10 |
При испытаниях согласно таблице 3 значения дисперсий в направлении осей Х и Z ( и ) составляют от 0,5 до 1,0 значений .
Время при раздельных испытаниях в направлении осей X и Z ( и ) принимают .
Таблица 4 - Режимы испытаний на удар, имитирующие транспортирование по железной дороге
Условия движения | Характеристики режимов испытания | |||
Обозначение составляющей режима испытаний | Пиковое ударное ускорение W_x, м/с2 (g) | Длительность фронта ударного ускорения, с | Число ударов на 1 км пути N, ед. | |
Удары при маневрировании и формировании поездов со скоростью 16-18 км/ч | I | 58,8 (6) | 0,01-0,02 | 0,003 |
II | 49,0 (5,0) | 0,01-0,02 | 0,003 | |
III | 29,4 (3) | 0,01-0,02 | 0,003 |
При испытаниях согласно таблице 4 значение пикового ударного ускорения в направлении осей Y и Z ( , ) принимают .
Число ударов в направлении осей Y и Z ( и ) принимают .
При отсутствии информации о дальностях перевозки транспортом каждого вида дальность транспортирования принимают равной 5000 км автомобильным транспортом.
Режимы испытаний методами синусоидальной вибрации указаны в таблицах 5-8.
Таблица 5 - Режимы испытаний на синусоидальную вибрацию, имитирующие автомобильное транспортирование
Условия движения | Характеристики режимов испытания | |||
Обозначение составляющей режима испытаний | Амплитуда виброускорения W_y, м/с2 (g) | Частота, Гц | Число периодов колебаний на 1 км N, ед. | |
Скорость до 40 км/ч по дороге с булыжным покрытием | I | 23,5 (2,4) | 1-10 | 20 |
II | 17,6 (1,8) | 10-20 | 100 | |
III | 11,8 (1,2) | 20-40 | 430 | |
IV | 5,9 (0,6) | 40-60 | 350 | |
Скорость 40-60 км/ч по грунтовой дороге | I | 19,6 (2) | 1-10 | 20 |
II | 14,7 (1,5) | 10-20 | 100 | |
III | 9,8 (10) | 20-40 | 430 | |
IV | 4,9 (0,5) | 40-60 | 350 | |
Скорость до 80 км/ч по шоссе | I | 15,7 (1,6) | 1-10 | 20 |
II | 11,8 (1,2) | 10-20 | 100 | |
III | 7,8 (0,8) | 20-40 | 430 | |
IV | 3,9 (0,4) | 40-60 | 350 |
При испытаниях согласно таблице 5 значения амплитуд виброускорений в направлении осей X и Z ( , ) составляют от 0,5 до 0,7 значения для грунтовых дорог и дорог с булыжным покрытием и от 0,3 до 0,5 значений для шоссе с асфальтобетонным покрытием.
Число периодов колебаний на 1 км при раздельном воспроизведении вибраций в направлении осей Х и Z принимают .
Таблица 6 - Режимы испытаний на синусоидальную вибрацию, имитирующие транспортирование по железной дороге
Условия движения | Характеристики режимов испытания | |||
Обозначение составляющей режима испытаний | Амплитуда виброускорения W_y, м/с2 (g) | Частота, Гц | Число периодов колебаний на 1 км N_y, ед. | |
На четырехосной платформе, в вагоне или полувагоне со скоростью 105 км/ч | I | 12,8 (1,3) | 2-10 | 10 |
II | 9,8 (1) | 10-20 | 60 | |
III | 7,8 (0,8) | 20-40 | 220 | |
IV | 3,9 (0,4) | 40-60 | 190 |
При испытаниях согласно таблице 6 значения амплитуды виброускорений в направлении осей Х и Z ( и ) составляют от 0,7 до 1,0 .
Число периодов колебаний на 1 км в направлении осей X и Z ( и ) принимают ; .
Таблица 7 - Режимы испытаний, имитирующие транспортирование водным транспортом
Условия движения | Характеристики режимов испытания | |||
Обозначение составляющей режима испытаний | Амплитуда виброускорения W_y, м/с2 (g) | Частота, Гц | Число периодов колебаний на 1 км N_y, ед | |
Скорость хода 50 км/ч (30 узлов) | I | 4,9 (0,5) | 10-20 | 640 |
II | 14,7 (1,5) | 20-40 | 200 |
При испытаниях согласно таблице 7 значения амплитуды виброускорений в направлении осей Х и Z ( и ) принимают ; .