Приказ Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2006 г. N 271 "Об утверждении Программы Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы в 2006 - 2008 годах"

В целях реализации положений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы в 2006 - 2008 годах.
2. Ответственность за реализацию указанной Программы возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России Цариковского А.Ю.
3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
И.Ю. Артемьев
Приложение
к приказу Федеральной
антимонопольной службы
от 24 октября 2006 г. N 271

Программа Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы в 2006 - 2008 годах

1. Введение

Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах (далее - Концепция) и Планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренными распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, а также решениями Правительственной Комиссии по проведению административной реформы.
Концепцией определены цели административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах:
- повышение качества исполнения государственных функций и доступности государственных услуг;
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Концепция закрепляет задачи административной реформы, в число которых, в частности, входит внедрение принципов и процедур управления по результатам, разработка и внедрение административных регламентов, реализация системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий; создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; организация предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти и эффективности взаимодействия с гражданским обществом, модернизация системы информационного обеспечения. Основные мероприятия административной реформы должны быть реализованы в 2006-2010 годах.
Основные цели и задачи Программы ФАС России исходят из следующего:
- общих целей, задач и мероприятий административной реформы в Российской Федерации;
- реализации Федеральной антимонопольной службой своих контрольных и надзорных полномочий;
- системы мероприятий, осуществленных ФАС России и направленных на проведение административной реформы, и их результатов;
- наличия проблем, связанных с обеспечением эффективности осуществления ФАС России функций государственного управления.

2. Мероприятия, проведенные федеральным антимонопольным органом по направлениям административной реформы в 2003- первой половине 2006 гг., и их результаты

Деятельность федерального антимонопольного органа в указанный период была направлена на:
- оптимизацию деятельности в рамках проводимой Правительством Российской Федерации работы по формированию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти;
- сокращение избыточных функций;
- уточнение полномочий необходимых и достаточных для решения поставленных задач;
- разработку нового Федерального закона "О защите конкуренции", в т.ч. определяющего организационные и правовые основы деятельности антимонопольного органа;
- создание новой административно-управленческой структуры службы в том числе и территориальной;
- разработку и принятие новой нормативной базы, регулирующей деятельность службы;
- разработку и частичную реализацию современной концепции информационной политики службы, направленную на повышение информационной открытости в соответствии с задачами административной реформы;
- реформирование системы внутренней ведомственной отчетности;
- разработку системы показателей эффективности деятельности антимонопольного органа и методик их измерения, определение значений целевых показателей деятельности на среднесрочные периоды (внедрение управления по результатам, внедрение процедур бюджетирования, ориентированного на результаты);
- проведение подготовительных мероприятий, направленных на регламентацию исполнения государственных функций и разработку стандартов их реализации;
- реализацию мероприятий по противодействию коррупции в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России;
- создание Наблюдательного совета при ФАС России и общественных экспертных советов;
- улучшение качества принимаемых решений за счет повышения прозрачности их подготовки;
- совершенствование кадрового обеспечения, совершенствование системы повышения квалификации и обучения и регламентацию государственной службы;
- информатизацию антимонопольных органов;
- повышение эффективности информационного взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;
- мероприятия по организационному обеспечению проведения административной реформы в ФАС России и выстраивания системы управления.

2.1. Оптимизация функций, исключение дублирования и излишних функций

В рамках реализации первого этапа административной реформы, направленного на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, а также исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, в 2003 -2004 годах антимонопольный орган принимал участие в деятельности Рабочей группы по вопросам государственного регулирования в сфере промышленности и научно-технической деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Отдельные функции антимонопольного органа были признаны избыточными, дублирующими и подлежащими, таким образом, упразднению. Также были приняты решения по корректировке формулировок ряда функций. По итогам инвентаризации функций государственного регулирования в деятельности антимонопольного органа, а также их анализа на предмет избыточности, дублирования, необходимости уточнения состава, формулировок и формы реализации были подготовлены и внесены изменения в ряд нормативных правовых актов.
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 утвердил новую систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. В рамках целей и задач Концепции Административной реформы, при подготовке и принятии Положения о ФАС России были исключены все избыточные и дублирующие функции, часть полномочий в соответствии с концепцией создания новой трехзвенной системы государственного управления были переданы в другие федеральные ведомства.
В связи с вступлением в силу ряда новых федеральных законов, ФАС России ведет работу по уточнению соответствующих полномочий и подготовке согласованных предложений по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе". Так, например, 20 февраля 2006 г. Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление о придании ФАС России функций по контролю соблюдения законодательства о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Продолжается работа по разработке и согласованию ведомственных нормативных правовых актов по отдельным вопросам антимонопольного регулирования.
С целью устранения излишнего и неэффективного административного вмешательства в 2003 г. был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в ст. 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В принятом 07.03.2005 года федеральном законе порог предварительного согласования слияний и присоединений коммерческих организаций повышен с 200 тысяч до 30 миллионов МРОТ суммарной балансовой стоимости активов и принято увеличение порога уведомления о создании, слиянии и присоединении коммерческих организаций с 200 и 100 тысяч соответственно до 2 миллионов МРОТ. Таким образом, разрешительный порядок слияний и присоединений коммерческих организаций для большинства субъектов предпринимательской деятельности заменен уведомительным. Кроме того, увеличены пороговые значения для подачи уведомлений в антимонопольный орган.
Федеральный закон "О защите конкуренции" (N 135-Ф3 от 26.07.2006) предусматривает дальнейшее сокращение числа сделок, подпадающих под предварительный контроль антимонопольного органа. Так, при приобретении акций сохраняется контроль лишь за приобретением блокирующего, контрольного пакета и пакета в 75% акций; а также установлен порог по величине активов в 150 млн. рублей для лица, права в отношении которого приобретаются при сделках с акциями (долями) и имуществом организаций. Это позволит сохранить контроль исключительно за теми сделками, которые оказывают или могут оказать влияние на конкуренцию.