2.2. Внедрение управления и бюджетирования по результатам
В ФАС России активно ведется работа по внедрению принципов управления по результатам и элементов программно-целевого бюджетирования. Ежегодно подготавливается доклад о результатах и основных направлениях деятельности (далее - бюджетный доклад), разработано 10 ведомственных целевых программ. Расходы, распределенные по программам, составляют почти 80% расходной части бюджета ФАС России.
В целях мониторинга и оценки решения тактических задач в ФАС России в 2005 г. разработана развернутая система показателей, реформирована система внутренней ведомственной отчетности, и на текущем этапе осуществляется ее внедрение, совместно с Федеральной службой государственной статистики (Росстат) проведена паспортизация показателей.
Для ее внедрения в рамках межведомственного взаимодействия с Росстатом в 2005 г. были внесены изменения в ряд форм федерального государственного статистического наблюдения, в частности, они были дополнены вопросами, характеризующими степень удовлетворенности участников рынка состоянием конкурентной среды.
Также в 2005 г. ФАС России были утверждены новые формы ведомственной периодической отчетности. Помимо этого было налажено взаимодействие с ФОИВ по получению необходимой информации для расчета показателей.
В результате внедрения системы показателей количество показателей достижения целей и задач, которые не рассчитаны из-за информационных ограничений, снизилось за 2005 г. с 17 до 5. К 2-му полугодию 2006 г. число таких показателей снизилось до 3. По большинству показателей в 2005 году удалось добиться превышения фактических значений над плановыми.
Проводимая ФАС России в 2005 г. работа по оптимизации финансовых расходов позволила получить экономию денежных средств в размере 1236,0 тыс. руб.
В рамках участия в Эксперименте по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты в 2006 году был подготовлен проект ведомственной целевой программы "Анализ конкуренции".
Разработан и составлен Реестр расходных обязательств ФАС России в полном соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов.
По итогам Эксперимента по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты в 2006 году, ФАС России занял 2 место среди федеральных органов государственной власти (Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1244-р от 5.09.2006).
2.3. Проведение подготовительных мероприятий, направленных на регламентацию государственных функций антимонопольных органов и разработку стандартов их реализации
Аналитическим и Правовым управлениями ФАС России был проведен предварительный анализ функций службы и регламентирующих их выполнение нормативно-правовых и нормативных документов в целях систематизации последних. На его основе составлен предварительный План-график разработки административных регламентов исполнения государственных функций Федеральной антимонопольной службы на 2006 год, в который включено 4 функции, подлежащие регламентации в приоритетном порядке. Составление окончательного плана-графика, его утверждение, а также составление плана-графика на следующие годы затруднено в связи с корректировкой функций ФАС России и соответствующим внесением изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" и от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе".
2.4. Мероприятия по противодействию коррупции в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России
В рамках осуществления деятельности по противодействию коррупции в структуре Административного управления ФАС России в 2004 году был создан контрольный отдел, в задачу которого входит контроль соблюдения требований к служебному поведению работников, а также организация взаимодействия с правоохранительными органами Российской Федерации.
Работники отдела рассматривают заявления и жалобы на действия (бездействие) должностных лиц ФАС России, участвуют в проведении служебных проверок и контрольных мероприятий, проверках территориальных органов, осуществляют контроль сроков исполнения документов в структурных подразделениях центрального аппарата ФАС России и его территориальных органов, исполнения поручений руководителя и принятых решений, оказывают методическую и практическую помощь руководителям структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов в организации взаимодействия с правоохранительными органами, как по основной деятельности, так и в обеспечении режима безопасности.
Отдел совместно с Управлением территориальных органов, кадров и государственной службы инспектирует деятельность территориальных органов ФАС России, организует проверку достоверности сведений, представляемых государственными гражданскими служащими.
В 2004 - 2006 гг. контрольным отделом проведено несколько сплошных проверок ведения делопроизводства в структурных подразделений центрального аппарата ФАС России, по результатам которых были внесены дополнения и изменения в Инструкцию по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (утверждены Приказом ФАС России от 28.03.2005 N 54), что сделало возможным должным образом контролировать сроки исполнения документов, обеспечивать их сохранность, поставить под особый контроль запросы правоохранительных органов, заключения и ответы по жалобам на действия (бездействие) должностных лиц.
Для организации конфиденциального делопроизводства и работы с документами, имеющими пометку "для служебного пользования" контрольным отделом была разработана Инструкция о порядке обращения со сведениями конфиденциального характера в Федеральной антимонопольной службе и ее территориальных органах (утверждена Приказом ФАС России от 18.03.2005 N 45). В результате принятия данной Инструкции и проведения систематических проверок ее исполнения в структурных подразделениях ФАС России и его территориальных органах налажен должный учет, прохождение и хранение документов ДСП.
По инициативе контрольного отдела разработано Положение о порядке проведения проверок деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (утверждено Приказом ФАС России от 17.11.2004 N 177).
В настоящее время систематические проверки деятельности территориальных органов ФАС России и оказание им практической помощи позволяют вырабатывать конкретные предложения по устранению нарушений в деятельности территориальных органов и повышению эффективности их работы.
Контрольным отделом, совместно с МВД России, разработано Положение о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой (утверждено совместным приказом МВД России и ФАС России от 30.12.2004 N 878/215). В целях реализации данного приказа контрольным отделом в составе межведомственной рабочей группы с участием сотрудников 60-го отдела МВД России осуществляется постоянное информационное и практическое взаимодействие, проводятся совместные мероприятия по проверке хозяйствующих субъектов. Аналогичные мероприятия проводятся территориальными органами ФАС России и органами внутренних дел в субъектах Российской Федерации. Это существенно снижает риски коррупционных действий как со стороны работников ФАС России, так и со стороны сотрудников органов внутренних дел.
Кроме того, контрольным отделом разработаны Рекомендации по подготовке и проведению контрольных мероприятий (утверждены 08.07.2005 г. N вн.14/к18), для работников территориальных органов и структурных подразделений ФАС России, ответственных за проведение контрольных мероприятий, проведен учебный семинар по подготовке и осуществлению антимонопольными органами контрольных мероприятий.
Данные Рекомендации регламентируют порядок подготовки, проведения, оформления результатов контрольных мероприятий структурными подразделениями и территориальными органами ФАС России, порядок взаимодействия с другими органами и организациями при проведении совместных контрольных мероприятий. В постоянном режиме проводится аналитическая работа об участии территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата ФАС России в организации и проведении контрольных мероприятий, вырабатываются конкретные предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности антимонопольных органов.
В практике контрольного отдела проведение служебных проверок и рассмотрение жалоб на действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов ФАС России. По результатам проведенных проверок подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания ряд работников центрального аппарата ФАС России и руководителей территориальных органов.
2.5. Повышение эффективности взаимодействия с обществом и качества государственных решений
Согласно Постановлению Правительства РФ N 98 от 12.02.2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" в ФАС России издан приказ N 13 от 02.02.2005 г. "Правила предоставления информации о деятельности Федеральной антимонопольной службы". Данный приказ:
- закрепляет перечень официальных представителей ФАС России, которые могут давать комментарии средствам массовой информации. Этот перечень шире предусмотренного законом "О средствах массовой информации";
- уточняет перечень "открытых" для СМИ сведений. Он включает в себе полностью перечень тем, указанных в Постановлении Правительства РФ N 98 от 12.02.2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" и исключает распространение сведений, составляющих государственную, коммерческую или служебную тайну;
- определяет правила и сроки сбора и предоставления информации в отдел общественных связей управлениями Центрального аппарата ФАС России;
- устанавливает общие правила и сроки сбора и предоставления информации в отдел общественных связей территориальными органами ФАС России;
- закрепляет порядок подготовки информационных сообщений ФАС России для средств массовой информации и т.д.
За период с 10.03.2004 по 10.03.2006 года ФАС России упоминалась в СМИ по данным поисковой системы "Интегрум" 74878 раз. Эти данные свидетельствуют о достаточно активном взаимодействии антимонопольного органа со средствами массовой информации, особенно с информационными агентствами, печатными и Интернет-изданиями. Однако информационное присутствие ФАС России на телевидении и радио значительно уступает присутствию в печатных СМИ, что обусловлено рядом причин, в том числе спецификой данных видов коммуникации.
Повышению прозрачности деятельности ФАС России способствует официальный сайт (www.fas.gov.ru), функционирующий с 2005 года. На сайте отражена раскрываемая в установленном порядке информация, доступ к которой имеют все заинтересованные граждане и юридические лица. Регулярно публикуется актуальная информация о деятельности ФАС России, осуществляется рассылка обзоров средств массовой информации по вопросам антимонопольного регулирования средствами электронной почты. С марта 2006 г. заработала английская версия сайта ФАС России. 15 мая 2006 г. сайт ФАС России зарегистрирован как средство массовой информации, регистрационный номер N ФС77-24394. Ежемесячная посещаемость сайта ФАС России составляет в среднем 70 тыс. уникальных обращений.
Кроме вышеуказанной работы по освещению деятельности ФАС России через официальный сайт антимонопольного ведомства, используются следующие возможности для доведения до сведения общественности информации о деятельности антимонопольных органов:
- пресс-конференции, брифинги и подходы к прессе руководства ФАС России;
- интервью руководства ФАС России СМИ;
- комментарии и разъяснения специалистов ФАС России СМИ;
- рассылка пресс-релизов о деятельности ФАС России в СМИ и заинтересованные организации;
- ответы на запросы, поступающие в ФАС России от граждан и юридических лиц;
- издание буклета о ФАС России;
- создание ролика на английском языке о ФАС России и Москве как месте проведения следующего заседания Международной конкурентной сети в 2007 г.;
- издание в Санкт-Петербурге журнала "Конкуренция и рынок", посвященного проблеме антимонопольного регулирования;
- проведение расширенных коллегий ФАС России с приглашением средств массовой информации и представителей заинтересованных министерств и ведомств;
- проведение "круглых столов" и семинаров на актуальные темы антимонопольного регулирования и рекламы и т.п.
Для эффективного противодействия проявлениям монополизма со стороны гражданского общества необходимо заручиться поддержкой общественных организаций. Взаимодействие с общественными некоммерческими организациями и профессиональными союзами стимулирует получение обратной связи ФАС России. Эксперты дают свою оценку ситуации на рынке и действиям Федеральной антимонопольной службы. Конструктивная критика со стороны общественных организаций полезна, и позволяет учесть мнение экспертов, выработать оптимальное решение, заручиться поддержкой авторитетных специалистов на рынке.
В настоящее время соглашения о взаимодействии подписаны ФАС России с:
- Торгово-промышленной палатой;
- Всероссийским союзом страховщиков;
- Ассоциацией российских банков;
- Ассоциацией региональных банков России;