На Ходынском участке для оценки оседания поверхности земли под воздействием карстово-суффозионных процессов проектируется выполнить нивелирование 2 класса по 400 маркам. С целью восстановления и пополнения существующей наблюдательной сети предполагается установить на оползневых и карстово-суффозионном участках 250 фунтовых реперов.
8.2.3. Сводный перечень мероприятий раздела
┌────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────┐
│N п/│ Наименование │ Содержание мероприятия │ Ожидаемый результат │ Сроки │
│ п │ мероприятия │ │ │ реализации │
├────┼─────────────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────┤
│ 1. │Мониторинг подземных│Режимные наблюдения в 170│Данные о динамике│ В течение │
│ │вод │скважинах за уровнем и│процессов подтопления и│всего периода│
│ │ │температурой подземных вод,│нарушенности │ │
│ │ │отбор и лабораторный анализ проб│температурного режима│ │
│ │ │воды, эксплуатация и текущий│по территории города │ │
│ │ │ремонт скважин │ │ │
├────┼─────────────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────┤
│ 2. │Мониторинг оползневых│Экологические обследования на 14│Постоянный контроль за│ В течение │
│ │процессов │участках наблюдений, 450 кв.км│оползневыми процессами│всего периода│
│ │ │долин малых рек, откосов МКАД│на территории Москвы.│ │
│ │ │(общий объем маршрутов 600 пог.│Определение активности│ │
│ │ │км) высокоточные геодезические│оползневых процессов в│ │
│ │ │работы на участках Воробьевы│Москве. Своевременное│ │
│ │ │горы и Коломенское,│информирование органов│ │
│ │ │гидрометеорологические │исполнительной власти│ │
│ │ │наблюдения на 20 км р. Москвы,│Москвы о повышении│ │
│ │ │подверженных оползневым│активности оползневых│ │
│ │ │процессам │процессов │ │
├────┼─────────────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────┤
│ 3. │Мониторинг │Обследование зданий и│Своевременное │ В течение │
│ │карстово-суффозионных│фотодокументация, подготовка 200│информирование органов│всего периода│
│ │процессов │паспортов зданий на Ходынском│исполнительной власти│ │
│ │ │участке. Установка 250 фунтовых│Москвы о повышении│ │
│ │ │реперов на участках оползневых и│активности │ │
│ │ │карстово-суффозионных процессов │карстово-суффозионных │ │
│ │ │ │процессов на│ │
│ │ │ │карстово-суффозионных │ │
│ │ │ │участках │ │
└────┴─────────────────────┴────────────────────────────────┴───────────────────────┴─────────────┘
┌────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────┐
8.3. Ресурсное обеспечение мероприятий раздела
┌────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────┬─────────┬─────────────┐
│ N │ Наименование │ Объемы и источники финансирования, тыс. руб. │Привл. │ Итого │ Исполнитель │
│ │ мероприятия ├───────────────────────────────────┬───────────────────────────────┤средст-│ │ │
│ │ │ Городской бюджет │ ЦБТЭФ │ ва │ │ │
│ │ ├───────┬───────┬────────┬──────────┼───────┬───────┬───────┬───────┤ │ │ │
│ │ │ НИОКР │ ПИР │ Кап. │ Текущие │ НИОКР │ ПИР │Кап.вл.│Текущие│ │ │ │
│ │ │ │ │ вл. │ расходы │ │ │ │расходы│ │ │ │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼────────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤
│1. │Мониторинг │ │ │ │ 3595,83 │ │ │ │ │ │ 3595,83 │ ФГУП │
│ │подземных вод │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ "Геоцентр- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Москва" │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼────────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤
│2. │Мониторинг │ │ │ │ 4245,00 │ │ │ │ │ │ 4245,00 │ ФГУП │
│ │оползневых │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ "Геоцентр- │
│ │процессов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Москва" │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼────────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤
│3. │Мониторинг │ │ │ │ 370,6 │ │ │ │ │ │ 370,6 │ ФГУП │
│ │карстово-суффози-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ "Геоцентр- │
│ │онных процессов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Москва" │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼────────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤
│ │Итого │ │ │ │ 8211,43 │ │ │ │ │ │ 8211,43 │ │
└────┴─────────────────┴───────┴───────┴────────┴──────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴─────────┴─────────────┘
┌────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────┬─────────┬─────────────┐
9. Мониторинг шумового воздействия
9.1. Существующее положение. Основные цели и задачи
По данным проводимых исследований порядка 70% жилых территорий города Москвы находится в зоне шумового дискомфорта, обусловленных влиянием различных источников. Проблема повышенного шумового воздействия актуальна для всех крупных городов. Директивой ЕС 2002/49 от 25.06.02 года Европейского парламента и совета шумовое загрязнение в городах определено как одна из главных проблем негативного антропогенного воздействия на окружающую среду в Европе.
В связи с проблемой высокого уровня шума практически повсеместно на всей территории города мониторинг шума выполняется в целях разработки мероприятий по снижению шумового воздействия на городских территориях, при этом в зависимости от источников шума применяется индивидуальный подход к решению проблемы.
Основными источниками шумового воздействия на территории города являются:
- автотранспорт,
- железнодорожный транспорт и наземные линии метро,
- авиатранспорт,
- строительная техника,
- промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий (в т. ч. вентиляционные системы),
- шумы бытового происхождения на жилых территориях внутри кварталов жилых домов.
Автотранспорт является наиболее значимым источником шумового воздействия. Практически на всех городских территориях, приближенных к автомагистралям, наблюдаются сверхнормативные воздействия по шуму до 20-25 дБА. Данный факт подтверждает и то, что наибольшее количество обращений жителей на шум (55% от всех обращений) связано с жалобами на шум автотранспорта.
Степень влияния транспортного шума на жилую территорию определяется характеристиками транспортных потоков на отдельных участках улично-дорожной сети города, характеристик подстилающей поверхности (рельеф) и особенностей застройки (удаленность зданий от трассы, этажность, наличие посадок деревьев, пр.). Учитывая, что исходными данными по характеристикам транспортных потоков являются результаты обследования транспортных потоков, проводимых Департаментом транспорта и связи города Москвы с периодичностью один раз в два года, а характеристики подстилающей поверхности и застройки изменяются довольно медленно, для оценки влияния автотранспортного шума на прилегающие жилые территории целесообразно картирование зон шумового дискомфорта автотранспорта (расчетными методами) выполнять один раз в два года при обязательной верификации результатов модельных расчетов данными измерений. При этом для обеспечения данной работы необходима программа расчета уровней транспортного шума на фасадах зданий, сопряженная с пространственной электронной картой города.
Картирование территорий города позволит:
1. Выделить участки улично-дорожной сети вблизи жилых территории, которые требуют первоочередных решений по улучшению ситуации (в части снижения шумовой нагрузки),
2. Определить адресный перечень жилых домов (и даже части фасадов жилых домов в зависимости от их ориентации к источнику шума) и численность жителей, испытывающих сверхнормативное шумовое воздействие от автотранспорта, в том числе определить перечень жилых домов, где необходимо предусмотреть установку шумоза- щитных конструкций при проведении реконструкции жилого фонда.
Данные работы уже начаты. Так, в 2005 году ведутся работы по разработке карты шума от автотранспорта, которую необходимо верифицировать по данным натурных измерений.
Создана и ведется база данных по уровням шума на основе данных проводимых измерений.
Подходы к организации мониторинга шума от железнодорожного транспорта должны быть аналогичными подходам, применяемым к исследованию уровней шума от автотранспорта. В 2004 году совместно с Москомархитектурой выполнен пилотный проект по расчету зон шумового дискомфорта от железнодорожного транспорта в ЦАО г. Москвы. Подготовлен адресный перечень жилых домов, где необходимо выполнить установку шумозащитных стеклопакетов.
В 2006 году необходимо продолжение работ на другие округа.
Превышения нормативов по шуму от авиатранспорта на территориях, прилегающих к аэропортам Московского авиаузла, связаны с нарушением установленных маршрутов полетов воздушных судов. Проведенная Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в 2003 году работа позволила выделить зоны шумового дискомфорта аэропортов Московского авиаузла, позволила выявить городские территории, подверженные сверхнормативному шумовому воздействию авиатранспорта. Для организации контроля за соблюдением шумовых режимов на жилой территории и выявление несанкционированных пролетов воздушных судов над жилой территорией предлагается создание сети стационарных автоматических станций контроля шума.
В рамках выполнения постановления Правительства Москвы от 23.02.03 года N 102-ПП "О целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2003-2005 годы" начаты работы по созданию автоматизированной системы контроля уровней шума от аэропортов Московского авиаузла. Так, начата разработка типового проекта автоматической станции контроля авиашума (АСКША). В 2005 году предусмотрено создание трех АСКША на территории Зеленограда, Южного Бутова и Солнцева.
Непродолжительными по периоду воздействия, но существенными по уровню негативного воздействия является шум строительных площадок. В период проведения строительных работ отмечается существенное увеличение шумовой нагрузки на прилегающие жилые территории с превышением нормативов на 15-25 дБА. Наиболее остро стоит проблема шумового воздействия строительных работ, осуществляемых в ночные часы, что вызывает справедливые жалобы жителей близрасположенных жилых домов.
Распоряжением Правительства Москвы от 19.06.02 N 865-РП "О порядке проведения строительных и реконструктивных работ на объектах в ночное время" предусмотрено прекращение действия разрешения, выдаваемого организациям-застройщикам, на производство строительных работ в ночное время, в случае выявленных фактов нарушения соблюдения правил производства работ (ограничение проведению шумных видов работ без шумозащитных мероприятий). В целях выявления фактов сверхнормативного воздействия на жилые территории, обусловленные нарушением требований при проведении строительных работ, программой мониторинга предусмотрено проведение постоянных рейдов с целью наблюдения за уровнями шума на жилых территориях, прилегающих к строительным площадкам.
Промышленные предприятия и площадки также являются источниками шумового воздействия. Однако при условии соблюдения предприятиями требований законодательства к организации санитарно-защитной зоны по фактору шумового воздействия сверхнормативного воздействия на прилегающих жилых территориях не наблюдается. В связи с этим программой предусмотрено проведение измерений уровней шума на границе санитарно-защитной зоны предприятий при наличии жалоб жителей.
Таким образом, основными задачами мероприятий раздела являются:
1. Картирование зон шумового дискомфорта от автотранспорта и проведение измерений шума с целью верификации модельных расчетов.
2. Организация работы по жалобам жителей на шум.
3. Создание трех автоматических станций контроля шума авиатранспорта (на территории Зеленограда, Южного Бутова и Солнцева.
4. Организация контроля за соблюдением строительными организациями предписанных режимов работ в период проведения строительства и реконструкции объектов на территории города с целью обеспечения соблюдения нормативов по шуму на жилых территориях, прилегающих к строительных площадкам.
9.2. Основные мероприятия раздела. Ожидаемые результаты
9.2.1. Картирование зон шумового дискомфорта от автотранспорта. Определение адресного перечня жилых домов, где необходимо проведение шумозащитных мероприятий
Картирование (завершение начатой в 2005 году работы) производится с использованием Единой государственной картографической основы города Москвы с учетом высоты и ориентации застройки относительно транспортных магистралей, а также на основе имеющейся базы данных о распределении транспортных потоков. Для верификации расчетов проводятся натурные измерения.
9.2.2. Проведение регулярных рейдов передвижной экологической лаборатории по заявкам префектур административных округов, обращениям граждан, поручениям Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Поведение регулярных рейдов передвижной экологической лаборатории осуществляется на территориях города по жалобам жителей. Мониторинг уровней шума от строительных площадок осуществляется в дневные и ночные часы в целях обеспечения соблюдения установленных нормативов на шумовое воздействие и ограничений на проведение строительных работ в ночное время.
Основанием для проведения рейдов по мониторингу шума являются заявки Префектур административных округов. По результатам проведенных измерений ведется актуализация базы данных по источникам шума.
Результаты рейдов измерений шума используются для выявления территорий со сверхнормативным уровнем шумового воздействия, выявлению источников шумового воздействия и разработке мер по их устранению, а также для разработки экологических требований к различным видам градостроительной документации.
9.2.3. Создание системы автоматического мониторинга уровней шума от Московского авиаузла
Создание системы автоматического мониторинга уровней шума от Московского авиаузла включает в себя работы по утверждению типового проекта автоматической станции контроля авиашумов, схемы размещения постоянных пунктов контроля шума от авиатранспорта, начало создания трех автоматических станций контроля уровней шума (получение разрешительной документации, закупка оборудования, монтажные и пуско-наладочные работы).
В целях поступления данных от пунктов контроля шума по электронным каналам связи в режиме реального времени проводятся работы по автоматизации передачи данных.
9.2.4. Сводный перечень мероприятий раздела
┌────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────┐
│N п/│Мероприятия │ Содержание │ Ожидаемый результат │ Сроки │
│ п │ │ │ │ реализации │
├────┴─────────────────────┴────────────────────────────────┴───────────────────────┴─────────────┤
│ Автотранспорт │
├────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────┤
│ 1 │Картирование зон│Расчет шумовых характеристик и│Адресный перечень│ IV квартал │
│ │шумового дискомфорта│параметров зон акустического│домов, где требуется│ 2006 г. │
│ │от автотранспорта │дискомфорта вдоль│проведение шумозащитных│ │
│ │ │улично-дорожной сети г. Москвы │мероприятий │ │
├────┼─────────────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────┤
│ 2 │Выполнение рейдов│Регулярные измерения уровней│Выявление случаев│ В течение │
│ │передвижной │шума на территории города,│нарушения │всего периода│
│ │лаборатории по│приближенных к автотрассам │природоохранного │ │
│ │заявкам префектур и│ │законодательства в│ │
│ │жалобам жителей, а│ │части шума.│ │
│ │также в целях│ │Предъявление │ │
│ │уточнения перечня│ │результатов контрольным│ │
│ │жилых домов для│ │органов для их│ │
│ │проведения │ │устранения │ │
│ │шумозащитных │ │ │ │
│ │мероприятий при│ │ │ │
│ │реконструкции жилого│ │ │ │
│ │фонда города Москвы │ │ │ │
├────┼─────────────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────┤
│ 3. │Разработка программы│Определение порядка и содержания│Данные для верификации│ III квартал │
│ │проведения измерений│работы по измерениям уровней│результатов │ 2006 г. │
│ │транспортного шума │транспортного шума │картирования │ │
├────┴─────────────────────┴────────────────────────────────┴───────────────────────┴─────────────┤
│ Железнодорожный транспорт │
├────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────┤
│ 4 │Картирование зон│Подготовка адресного перечня│Адресный перечень│ IV квартал │
│ │шумового дискомфорта│жилых домов для проведения│домов, где требуется│ 2006 г. │
│ │от железнодорожного│шумозащитных мероприятий │проведение шумозащитных│ │
│ │транспорта и наземных│ │мероприятий │ │
│ │линий метро на│ │ │ │
│ │территориях │ │ │ │
│ │административных │ │ │ │
│ │округов города Москвы│ │ │ │
│ │(за исключением ЦАО│ │ │ │
│ │г. Москвы) │ │ │ │
├────┴─────────────────────┴────────────────────────────────┴───────────────────────┴─────────────┤
│ Авиатранспорт │
├────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────┤
│ 5 │Утратил силу │ │ │ │
│ │См. текст пункта 5 │ │ │ │
├────┴─────────────────────┴────────────────────────────────┴───────────────────────┴─────────────┤
│ Строительные площадки │
├────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────┤
│ 6 │Проведение измерений│Проведения измерений уровней│Отзыв разрешений на│ В течение │
│ │в целях контроля за│шума на жилых территориях,│проведение строительных│всего периода│
│ │соблюдением │прилегающих к строительным│работ в ночное время в│ │
│ │нормативов по уровням│площадкам в дневное и ночное│случае несоблюдения│ │
│ │шума на жилых│время │организациями- │ │
│ │территориях, │ │застройщиками │ │
│ │прилегающих к│ │требований по│ │
│ │строительным │ │обеспечению │ │
│ │площадкам │ │благоприятной среды│ │
│ │ │ │жизнедеятельности в│ │
│ │ │ │период проведения│ │
│ │ │ │строительных работ │ │
└────┴─────────────────────┴────────────────────────────────┴───────────────────────┴─────────────┘
┌────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────┐