9.3 Ресурсное обеспечение мероприятий раздела
┌────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────┬────────┬──────────────┐
│ N │ Наименование │ Объемы и источники финансирования, тыс. руб. │Привл. │ Итого │ Исполнитель │
│ п/п│ мероприятия ├──────────────────────────────────┬────────────────────────────────┤средст-│ │ │
│ │ │ Городской бюджет │ ЦБТЭФ │ ва │ │ │
│ │ ├───────┬───────┬───────┬──────────┼───────┬───────┬───────┬────────┤ │ │ │
│ │ │ НИОКР │ ПИР │ Кап. │ Текущие │ НИОКР │ ПИР │Кап.вл.│Текущие │ │ │ │
│ │ │ │ │ вл. │ расходы │ │ │ │расходы │ │ │ │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼──────────────┤
│ 1. │Организация │ │ │ │ │ │ │ │ 3000 │ │ 3000 │ ГПУ │
│ │рейдов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │"Мосэкомонито-│
│ │передвижной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ринг" ТУ │
│ │лаборатории, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │"Роспотребнад-│
│ │проведение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ зор" │
│ │измерений в│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │районах │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │строительных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │площадок, а также│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │получение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │верификационных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │данных. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Разработка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │программы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │проведения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │измерений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │транспортного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │шума │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼──────────────┤
│ 2. │Утратил силу │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │См. текст │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │пункта 2 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼──────────────┤
│ 3. │Формирование │ │ │ │ │ 1000 │ │ │ │ │ 1000 │ Определяется │
│ │адресного перечня│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ по конкурсу │
│ │жилых домов,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │требующих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │разработки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │шумозащитных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │мероприятий, по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │результатам │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │картирования зон│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │шумового │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │дискомфорта от│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │автотранспорта │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │при условии│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │поступления │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │актуализированных│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │данных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │мониторинга │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │транспортных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │потоков │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼──────────────┤
│ 4. │Картирование зон│ │ │ │ │ 1500 │ │ │ │ │ 1500 │ Определяется │
│ │шумового │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ по конкурсу │
│ │дискомфорта от│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │железнодорожного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │транспорта и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │наземных линий│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │метро на│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │территориях │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │административных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │округов города│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Москвы (за│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │исключением ЦАО│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │г. Москвы) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼────────┼───────┼────────┼──────────────┤
│ │Итого │ │ │ │ │ 2500 │ │ 3000 │ 3000 │ │ 8500 │ │
└────┴─────────────────┴───────┴───────┴───────┴──────────┴───────┴───────┴───────┴────────┴───────┴────────┴──────────────┘
┌────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────┬────────┬──────────────┐
10. Информационно-аналитические работы
10.1 Существующее состояние. Основные цели и задачи
Информационно-аналитическая деятельность в области экологического мониторинга включает в себя создание и ведение электронных баз данных по загрязнению природных сред, негативным воздействиям на природные среды, справочных баз данных, внедрение и применение методов статистического анализа, математического моделирования загрязнения природных сред, использование геоинформационных технологий, разработка и внедрение прогностических моделей.
В настоящее время ГПУ "Мосэкомониторинг" созданы и ведутся базы данных по загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, почв, результатам рейдов передвижной экологической лаборатории (измерения качества атмосферного воздуха и шума), уровням шума на городских территориях, водовыпускам, выбросам улично-дорожной сети города, почвам, погодным и климатическим условиям.
В 2005 году начаты работы по созданию баз данных по опасным геологическим процессам, промышленным выбросам предприятий, запланированным и проводимым в городе мероприятиям, оказывающим воздействия на состояние водных объектов с привязкой к картографической основе, по действующим строительным площадкам. Создание баз данных включает в себя разработку структур баз данных, соответствующего программного обеспечения и наполнение информацией.
Разработаны автоматизированные алгоритмы оперативной обработки данных мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, метеорологической информации, включая обработку данных, поступающих с Останкинской телебашни.
Для решения задач по оценке техногенного воздействия на окружающую среду используются автоматизированные расчетные модели, реализующие алгоритмы, разработанные ведущими научными организациями. В настоящий момент созданы интерактивные карты загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта, объектов теплоэнергетики, карта шума от автотранспорта.
В рамках выполнения функций информационно-аналитического центра постоянно имеет место потребность в большом количестве сопутствующей информации, в том числе о негативных воздействиях на природные среды. В настоящее время созданы и актуализируются базы данных по выбросам предприятий теплоэнергетического комплекса, по основным водостокам в реку Москву и ее притоки, по характеристикам подстилающей поверхности территории города Москвы, застройке и т.д.
Все имеющиеся базы данных, алгоритмы обработки и анализа информации должны быть объединены в информационную систему, обеспечивающей# формирование Единого городского фонда данных экологического мониторинга, являющегося информационным ресурсом города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 25.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинга# в городе Москве".
Данные работы начаты в 2004 году разработкой технических заданий и технико-экономических обоснований к трем взаимосвязанным информационным системам, реализуемым в рамках мероприятий ГЦП "Электронная Москва" по информационному обеспечению Департамента (АИС по мониторингу компонент окружающей среды, АИС анализа и прогноза экологической обстановки в городе Москве, предоставлению данных, АИС "ГИС экологии города"). По результатам согласования технических заданий и технико-экономических обоснований ведется проектировании# указанных информационных систем. В соответствии с планом работ до конца 2005 года должна быть завершена разработка проектов информационных систем и макетов, ввод в опытную эксплуатацию запланирован до конца первого полугодия 2006 года, ввод в промышленную эксплуатацию - до конца 2006 года.
В Москве имеются все необходимые исходные данные для проведения работ по внедрению экологического зонирования как одного из типов функционального зонирования. Пилотные работы по апробации разработанных подходов реализуются, начиная с 2004 года, совместно с ГУП "НИиПИ Генплана Москвы".
Значительное увеличение количества пользователей данных экологического мониторинга и возрастающий интерес жителей города Москвы к экологической информации определяет новые требования к составу и механизмам предоставления экологической информации, в том числе с использованием современных информационных технологий. Поэтому одной из задач на данном этапе работ является автоматизация предоставления экологической информации и, в частности, выдачи Справок Единого фонда данных экологического мониторинга, подготовки бюллетеней о состоянии природных сред, информационных разделов в Интернете.
Необходим переход от ведомственного пользования базами данных экологического мониторинга на общегородской уровень, а также широкое внедрение в практику городского управления (особенно деятельность контролирующих органов и при оценке экологической эффективности городских программ и проектов) аналитических методов и геоинформационных технологий анализа данных, моделирования и прогнозирования экологической обстановки.
Работы, выполняемые в рамках данного раздела, осуществляются на основе использования баз данных ГПУ "Мосэкомониторинг" и создаваемой на их основе в рамках ГЦП "Электронная Москва" информационной системы для мониторинга экологических компонентов городской среды.
Основными мероприятиями раздела являются:
1. Создание автоматизированных систем сбора, анализа и прогнозирования экологической обстановки в Москве, поддержание данного информационного ресурса в актуальном состоянии и позиционирование результатов экологического мониторинга компонентов окружающей среды на ГИС системе экологии Москвы. Вышеуказанные системы формируют Единый городской фонд данных экологического мониторинга.
2. Опытная эксплуатация Единого городского фонда данных экологического мониторинга.
3. Разработка регламентов взаимодейтсвия# с участниками информационного обмена (входят в Метасистему "Электронная Москва") и создание системы электронного обмена информацией в структуре Единого городского фонда данных экологического мониторинга.
10.2. Основные мероприятия раздела. Ожидаемые результаты
10.2.1. Обеспечение передачи данных о выбросах предприятий в режиме реального времени в ГПУ "Мосэкомониторинг" для тех предприятий, где непрерывные измерения выбросов проводятся
Подключение существующих систем автоматических измерений выбросов к Единому информационно-аналитическому центру экологического мониторинга требует анализ измеряемых технических характеристик, анализ форматов выходных данных, разработки регламентов передачи данных и автоматизации процесса передачи данных.
Автоматизация передачи данных осуществляется субъектом локального экологического мониторинга на безвозмездной основе (в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве").
Выполнение работ по подготовке регламентов передачи данных от предприятий в ГПУ "Мосэкомониторинг" и автоматизации передачи данных запланировано в рамках реализации мероприятий ГЦП "Электронная Москва" по информационному обеспечению Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Регламенты передачи данных в соответствии с установленными требованиями должны учитываться в составе Метасистемы "Электронная Москва" для информационно-коммуникационного обеспечения указанного информационного взаимодействия.
10.2.2. Организация информационного обмена данными по экологическому мониторингу источников выбросов в атмосферу между Главным управлением МЧС России по городу Москве и ГПУ "Мосэкомониторинг"
Информационное взаимодействие между ГПУ "Мосэкомониторинг" и Главным управлением МЧС России по городу Москве осуществляется в целях создания на потенциально опасных объектах общегородской системы мониторинга выбросов, объединяющей возможности Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Главного Управления# МЧС России по городу Москве, и позволяющих одновременно решать задачи экологического мониторинга и обеспечения безопасности населения Москвы.
Работы по информационному взаимодействию между ГПУ "Мосэкомониторинг" и Главным управлением МЧС России по городу Москве включают в себя автоматизацию обмена данными экологического мониторинга между Главным управлением МЧС России по городу Москве и ГПУ "Мосэкомониторинг" при предварительной разработке и согласовании в установленном порядке регламентов информационного взаимодействия.
Выполнение работ по подготовке регламентов информационного взаимодействия и обеспечения информационного взаимодействия посредством информационно-коммуникационных технологий проводится в рамках реализации мероприятий ГЦП "Электронная Москва" по информационному обеспечению Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в 2005-2006 годы Регламенты информационного взаимодействия являются частью Метасистемы "Электронная Москва".
Для обеспечения выполнения данного мероприятия также организуется совместное проведение обследований потенциально-опасных# химических объектов на территории г. Москвы и разработка единых технических требований на создание систем мониторинга выбросов в атмосферу.
10.2.3. Организационно-технические мероприятия по созданию системы регулярного поступления информации о качестве сточных вод в Единый городской фонд данных экологического мониторинга.
Организационно-технические мероприятия включают в себя организацию регулярного поступления данных качества сточных вод в соответствии с утвержденными графиками контроля предприятий - субъектов локального экологического мониторинга сточных вод (приложение 4 к настоящему постановлению) по электронным каналам связи.
10.2.4. Опытная эксплуатация Единого городского фонда данных экологического мониторинга
В целях ведения Единого городского фонда данных экологического мониторинга будет создан электронный каталог, предусматривающий централизованный учет информации Фонда. Данное мероприятие включает в себя разработку структуры электронного каталога и соответствующего программного обеспечения.
Эксплуатация Единого городского фонда данных экологического мониторинга включает в себя работы по актуализации баз данных по загрязнению атмосферного воздуха, водных объектов, почв, уровням шума, администрирование баз данных, обеспечение сохранности данных, защите информации и оказание услуг пользователям экологической информации.
10.2.5. Разработка регламентов обмена информацией между участниками электронного информационного взаимодействия и создание системы электронного обмена информацией в структуре Единого городского фонда данных экологического мониторинга
Положением о Едином фонде данных экологического мониторинга предусмотрен электронный обмен информацией между пользователями, поставщиками информации и оператором Фонда.
Выполнение данного мероприятия предусмотрено также ГЦП "Электронная Москва" в рамках работ по созданию "Автоматизированной информационной системы для мониторинга экологических компонентов городской среды".
В 2006 году будет налажено обеспечение данными Единого городского фонда следующих пользователей:
органов исполнительной власти города Москвы, Главное# управлением# МЧС России по городу Москве, территориальное# управления# Роспотребнадзора города Москвы, территориальных отделов территориального управления Роспортебнадзора города Москвы, филиалы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" при предварительной разработке регламентов между участниками информационного обмена (входят в состав Метасистемы "Электронная Москва").
10.2.6. Автоматизация выдачи отчетов и справок
Значительное увеличение количества пользователей данных экологического мониторинга и возрастающий интерес жителей города Москвы к экологической информации требует оперативной подготовки большого объема справочных и отчетных материалов. Автоматизация выдачи отчетов и справок позволит сократить время, затрачиваемое на их подготовку. В рамках автоматизации выдачи отчетов и справок будут осуществлены следующие мероприятия:
- автоматизация подготовки ежеквартальных и годовых бюллетеней по загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, почв, уровней шума, опасных геологический# процессов;
- автоматизация выдачи Справки Единого фонда данных экологического мониторинга.
10.2.7. Обеспечение сбора информации о качестве сточных и природных вод
Законом города Москвы от 20.10.04 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" в качестве целей экологического мониторинга в том числе предусмотрены выявление источников загрязнения окружающей среды и определение их вклада в загрязнение и оценка экологической эффективности проводимых природоохранных мероприятий в области градостроительного планирования и развития транспортного комплекса.
Для реализаций данных положений закона необходимо развитие аналитических и геоинформационных методов, используемых в Едином информационно-аналитическом центре экологического мониторинга. Поэтому информационное обеспечение мониторинга водных объектов предусматривает проведение следующих мероприятий:
- Анализ вклада водовыпусков системы водостока и поверхностного стока в формировании# загрязнения р. Москвы и ее притоков и разработка методики проведения анализа причин динамики данных экологического мониторинга водных объектов.
10.2.8. Подготовка и выдача прогнозов о состоянии атмосферного воздуха