Ведомственные нормы технологического проектирования тепловых электрических станцийВНТП 81(утв. протоколом Минэнерго СССР от 17 августа 1981 г. N 99) стр. 2

2.1.6. При размещении электростанций в развитых энергосистемах следует рассматривать в проектах возможность отказа от строительства или сокращения объемов строительства на площадке электростанции центральной ремонтной мастерской, материальных складов и ремонтно-строительного цеха на ТЭС, имея в виду централизованное обеспечение нужд электростанции.
2.1.7. При проектировании электростанции следует рассматривать возможность использования существующих строительных баз и укрупнительных площадок близ расположенных предприятий Минэнерго СССР.
2.1.8. Подъездные железные и автомобильные дороги, а также внешние инженерные коммуникации, трассы теплопроводов, линии электропередачи и связи, подводящие и отводящие каналы технического водоснабжения и т.д., если они совпадут по направлению, следует, как правило, размещать в одной полосе отвода земель и по возможности трассировать их, не нарушая существующих границ сельскохозяйственных угодий и полей севооборота.
2.1.9. Золоотвалы должны проектироваться с учетом их консервации или рекультивации после заполнения их золошлаками до проектной высоты.

2.2. Охрана воздушного бассейна

2.2.1. В проектах тепловых электростанций должны быть предусмотрены мероприятия обеспечивающие снижение концентрации вредных веществ и пыли в приземном слое атмосферного воздуха, до величин, не превышающих допустимые санитарными нормами ПДК.
Это условие должно быть обеспечено с учетом работы электростанции при ее конечной мощности, а также с учетом фонда создаваемого другими источниками загрязнения атмосферы.
Расчет концентрации ведется при режиме работы электростанции на полной ее электрической и тепловой нагрузке, соответствующей средней температуре наиболее холодного месяца.
При расчете для летнего режима работы электростанции в случаях установки на ней трех и более турбин учитывается остановка одной из них на ремонт.

2.3. Охрана водного бассейна

2.3.1. Для защиты водного бассейна от загрязнений различными производственными сточными водами, должны быть предусмотрены соответствующие очистные сооружения, обеспечивающие соблюдение санитарных норм Минздрава СССР.
2.3.2. Выбор метода и схемы обработки производственных сточных вод производится в зависимости от конкретных условий проектируемой станции: мощности и устанавливаемого оборудования. Режима работы, вида топлива, способа золошлакоудаления, системы охлаждения, системы водоподготовки, местных климатических, гидрогеологических и прочих факторов с соответствующими технико-экономическими расчетами.
Сброс сточных вод в водоемы должен проектироваться с соблюдением "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами" и в установленном порядке согласовываться с органами по регулированию использования и охране вод, государственного санитарного надзора, по охране рыбных запасов и регулированию рыбоводства и другими заинтересованными органами.
2.3.3. Проектирование водохранилищ-охладителей, золошлакоотвалов шламоотвалов, прудов-испарителей, водоподготовок и др. Должно осуществляться с учетом разработки комплексных мероприятий по защите поверхностных и грунтовых вод от загрязнения сточными водами.
При разработке мероприятий необходимо рассматривать:
- возможность уменьшения количества загрязненных производственных сточных вод за счет применения в технологическом процессе электростанции совершенного оборудования и рациональных схемных решений;
- применение частично или полностью оборотных систем водоснабжения, повторного использования отработанных в одном технологическом процессе вод на других установках;
- возможность использования существующих, проектируемых очистных сооружений соседних промышленных предприятий и населенных пунктов или строительства общих сооружений с пропорциональным долевым участием;
- в проекте должна быть исключена фильтрация из золошлаковых хранилищ загрязненных вод в грунтовый поток.

3. Генеральный план и транспортное хозяйство

3.1. Генеральный план

3.1.1. Район или пункт строительства тепловой электростанции определяется схемой развития энергосистем или схемой теплоснабжения района. Выбор площадки для строительства, а также определение основных характеристик электростанции производится на основании технико-экономического сопоставления конкурирующих вариантов, выполняемого в соответствии с требованиями "Инструкции по разработке проектов и смет для промышленного строительства", а также соответствующих глав строительных норм и правил.
3.1.2. Площадка для строительства электростанции должна по возможности удовлетворять следующим условиям:
- грунты, слагающие площадку, должны допускать строительство зданий и сооружений, а также установку тяжелого оборудования без устройства дорогостоящих оснований;
- уровень грунтовых вод должен быть ниже глубины заложения подвалов зданий и подземных инженерных коммуникаций;
- поверхность площадки должна быть относительно ровной с уклоном, обеспечивающим поверхностный водоотвод;
- площадка не должна располагаться в местах залегания полезных ископаемых или в зоне обрушения выработок, на закарстованных или оползневых участках и участках, загрязненных радиоактивными отбросами, а также в охранных зонах в соответствии с действующим законодательством;
- при ориентации на прямоточную схему технического водоснабжения площадку следует размещать у водоемов и рек на прибрежных незатапливаемых паводковыми водами территориях с учетом наименьшей высоты подъема охлаждающей воды;
- для теплофикационных электростанций площадка должна быть максимально приближена к потребителям тепла.
3.1.3. Планировочные решения по размещению объектов электростанций, включая жилпоселок, должны учитывать преобладающее направление ветров, а также существующую и перспективную жилую и промышленную застройку.
3.1.4. Компоновка генерального плана стройплощадок должна решаться с учетом подходов железных и автомобильных дорог, выводов ЛЭП и других коммуникаций по наиболее рациональной схеме в увязке с генсхемой развития района с учетом архитектурных требований и требований по зондированию территории.
3.1.5. Генеральный план электростанции выполняется с учетом:
- развития электростанции на полную мощность;
- оптимальной технологической зависимости подсобно-производственных вспомогательных служб по отношению к основному производству с соблюдением необходимых санитарных, противопожарных и других норм, регламентирующих расстояние между зданиями, сооружениями и инженерными коммуникациями;
- расположения железнодорожных станций и топливных складов, как правило, вне ограды промплощадки (при расположении склада топлива за железнодорожной станцией электростанции должен предусматриваться пешеходный мост (тоннель) для перехода персонала и пропуска коммуникаций);
- архитектурного оформления площадки основного въезда на электростанцию, свободного от застройки временными зданиями и сооружениями.
К зданиям и сооружениям, а при необходимости и вокруг них, предусматривается автодорога для проезда пожарных машин.
3.1.6. Строительная и монтажная базы, как правило, должны размещаться со стороны временного торца главного корпуса. Набор временных зданий и сооружений должен предусматривать их максимальную блокировку, а также использование по возможности постоянных сооружений электростанции подходящего назначения. Монтажные площадки следует располагать не далее 100 м от временного торца главного корпуса полной мощности.
При сооружении в одном районе нескольких электростанций место расположения их общей строительной, монтажной и ремонтной районной производственной комплектовочной (РПКБ) базы электростанций и поселка определяется схемой районной планировки.
Строительная, монтажная и ремонтная база принимаются минимальных размеров с рациональной блокировкой производственных и вспомогательных зданий с учетом дальнейшего их использования.
3.1.7. Выбор отметки главного корпуса должен осуществляться на основании технико-экономического сравнения вариантов по приведенным затратам с учетом капитальных затрат на строительство и эксплуатационных расходов по подъему охлаждающей воды.
3.1.8. Для обеспечения поверхностного водоотвода, как правило, следует применять открытую систему путем устройства кюветов, лотков и канав. Применение закрытой системы водоотвода должно быть обосновано.

3.2. Транспортное хозяйство

3.2.1. Выбор вида пассажирского транспорта необходимо определять на основании технико-экономического сопоставления вариантов.
3.2.2. Выбор вида транспорта для внешних и внутренних перевозок грузов электростанций (железнодорожного, конвейерного, автомобильного, водного, трубопроводного и др.), а также типа подвижного состава при железнодорожной или автотранспортной доставке топлива должен производиться на основании технико-экономических сравнений вариантов.
3.2.3. Для пассажирских перевозок в периоды строительства и эксплуатации следует применять наиболее эффективные виды транспорта, обеспечивающие наименьшие затраты времени для передвижения трудящихся между местами жительства и работы.
3.2.4. Для электростанций, размещаемых в промышленном районе или при промышленных предприятиях, железнодорожный транспорт увязывается с генеральной схемой развития железнодорожного транспорта промышленного узла.
3.2.5. Следует предусматривать кооперирование с соседними предприятиями и МПС по строительству и эксплуатации объединенных железнодорожных станций, подъездных путей, общих экипировочных устройств и локомотиво-вагонных депо.
3.2.6. Все объекты железнодорожного транспорта надлежит проектировать на полное развитие мощности электростанций с выделением объемов работ по очередям строительства.
3.2.7. Сооружение подъездных железнодорожных путей для газомазутных электростанций при поступлении мазута по трубопроводам или водным транспортом должно определяться максимальным объемом перевозок грузов в периоды строительства и монтажа электростанции.