Санитарные правила для предприятий по производству растительных масел (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 18 ноября 1974 г. N 1197-74) стр. 4

10. Санитарные требования к бытовым помещениям

10.1. Предприятия должны иметь бытовые помещения в соответствии с требованиями норм проектирования вспомогательных зданий и помещений промышленных предприятий.
10.2. В бытовых помещениях уборка должна производиться несколько раз в день с применением горячей воды и дезинфицирующих средств. Унитазы, писсуары периодически очищаются от мочекислых солей технической соляной кислотой.
10.3. В туалетах должны быть оборудованы педальные спуски смывных бачков унитазов.
10.4. При умывальниках в шлюзах туалетов должно быть мыло, полотенце и дезинфицирующий раствор для обработки рук.
10.5. Для уборки и дезинфекции санитарных узлов должен быть специальный инвентарь (ведра, совки, тряпки, щетки и т.п.) с отличительной окраской и маркировкой. Уборочный инвентарь для уборки санузлов должен храниться от уборочного инвентаря других бытовых помещений отдельно.
10.6. Выдача и употребление молока должны производиться только в столовых или буфетах, или в специально выделенных для этой цели помещениях - молокораздаточных пунктах.

11. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация

11.1. Дезинфекция железнодорожных цистерн, а также технологического оборудования резервуаров после ремонта должна производиться острым паром.
11.2. Дезинфекция стеклянной тары производится дезинфицирующими и щелочными растворами, горячей водой и горячим воздухом, паром.
11.3. Качество дезинфекции оборудования, резервуаров для хранения масел, стеклотары определяется микробиологическим анализом, проводимым производственной лабораторией масложиркомбината или бактериологической лабораторией санэпидстанции.
11.4. В производственных и складских помещениях предприятия не должно быть грызунов, насекомых и птиц.
11.5. Борьбу с грызунами необходимо проводить с помощью специалистов-дератизаторов.
11.6. Применение химических средств для уничтожения грызунов силами самого предприятия запрещается.
11.7. Производственные здания, склады, столовые, кладовые, мусороприемники и др. должны быть непроницаемыми для грызунов, вентиляционные и другие отверстия должны быть закрыты металлическими сетками.

12. Правила производственной и личной гигиены для работающих с пищевыми продуктами

12.1. Медицинское освидетельствование должны проходить:
- поступающие при оформлении на работу;
- персонал, работающий на предприятии, - периодически; в сроки, установленные специальными инструкциями Министерства здравоохранения СССР.
12.2. Поступающие на работу должны сдать экзамен по санитарному минимуму, а в дальнейшем - 1 раз в два года.
12.3. Обслуживающий персонал предприятия должен выполнять следующие санитарные требования и правила личной гигиены:
- приходить на работу в опрятной и чистой одежде;
- очищать обувь от грязи при входе в производственное помещение;
- оставлять верхнюю одежду в гардеробе в индивидуальном шкафчике;
- соблюдать чистоту рук, лица, всего тела, стричь коротко ногти;
- принимать душ перед началом работы;
- мыть руки водой с мылом и щеткой после посещения туалетов и после любого загрязнения рук с последующим ополаскиванием их 0,2%-ным осветленным раствором хлорной извести.
Примечание. При мытье рук с мылом "Гигиена" ополаскивание рук хлорной известью не производится.
Руки осушаются с помощью электрополотенца;
- носить на работе чистую и опрятную санодежду и обувь (санодежду - застегнутую на пуговицы или завязки);
- убирать волосы под аккуратно надетый колпак или косынку;
- иметь в карманах санодежды всегда только чистый носовой платок;
- использовать в необходимых случаях установленные средства индивидуальной защиты;
- содержать в чистоте свое рабочее место.
12.4. Запрещается:
- выходить в санодежде с территории предприятия, посещать в ней туалет;
- закалывать санодежду булавками и иголками, а также приносить с собой в цех и хранить в карманах курток и халатов булавки, зеркало и другие предметы личного туалета;
- носить на работе клипсы, брошки и заколки сверху косынок;
- принимать пищу и курить в производственных помещениях;
- уносить домой санодежду и обувь.
12.5. Работа персонала на производственных участках без предусмотренных нормами санодежды и индивидуальных средств защиты не допускается.
12.6. При плохом самочувствии, повышении температуры, подозрении на заболевание и появлении гнойничковых заболеваний кожи, ожогов, порезов следует немедленно обратиться к администрации цеха, предприятия и к медицинскому работнику предприятия.

13. Обязанности и ответственность за соблюдение настоящих Санитарных правил

13.1. Администрация маслоэкстракционного предприятия обязана:
- своевременно осуществлять мероприятия по поддержанию предприятия в надлежащем санитарном состоянии, обеспечивать правильное хранение сырья и продукции, ведение технологического процесса и содержать технологическое оборудование согласно санитарным требованиям;
- обеспечивать работающих необходимым количеством санодежды, санобуви и средств индивидуальной защиты соответствующих стандартам, необходимым количеством мыла, щеток для рук, полотенец;
- обеспечивать стирку, починку, дезинфекцию и выдачу новой (в соответствующие сроки) санодежды (сроки стирки и дезинфекции устанавливаются по соглашению администрации с организациями саннадзора);
- возвращать после стирки, починки и дезинфекции работнику ту же спецодежду, которой он пользовался ранее;
- следить за тем, чтобы во время работы рабочие и служащие пользовались выданной им спецодеждой, санобувью и санпринадлежностями и постоянно были в чистой и исправной одежде;
- назначить работника, на которого возложить приказом по предприятию (цеху) ответственность за правильную и своевременную выдачу и использование санодежды по назначению;