способностью и готовностью осуществлять функции специалиста, референта, консультанта, руководителя небольших структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих коллективах, союзах и обществах; вести переговоры, письменные коммуникации в менеджменте, анализировать межхозяйственные связи между учреждениями отрасли культуры и искусства и СМИ (ПК-11);
способностью и готовностью осуществлять рекламную деятельность относительно авторов и исполнителей музыкальных и музыкально-театральных произведений, творческих акций (ПК-12);
способностью и готовностью осуществлять работу по рассмотрению авторских заявок и вынесению по ним заключения, подготовке договоров, ведению учета, контроля за исполнением договорных обязательств, привлекать для консультаций специалистов (ПК-13);
способностью и готовностью осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования (ПК-14);
в области художественно-творческой деятельности:
способностью и готовностью быть исполнителем произведений и программ в области древнерусского певческого искусства и фольклорного творчества (ПК-15);
способностью и готовностью осуществлять репетиционную работу и руководить творческими коллективами (ансамблями) в области древнерусского певческого искусства, детского хорового и фольклорного творчества; осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий (ПК-16);
способностью и готовностью создавать музыкальные произведения различных жанров (ПК-17);
способностью и готовностью осуществлять аранжировки музыкальных текстов, использовать различные приемы обработки музыкального материала, осуществлять подбор и выстраивание музыкально-фоновых элементов, выполнять преобразование звуковой материи с помощью специальной электронной техники (ПК-18);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью выполнять научно-техническую работу, научные исследования в составе исследовательской группы; осуществлять авторскую деятельность в коллективных сборниках и монографиях (ПК-19);
способностью и готовностью в составе исследовательской группы участвовать в информационном маркетинге, осуществлять различные исследования в социально-культурной сфере, в том числе путем мониторинга зрительской/слушательской аудитории, а также исследования в области музыкальной культуры, искусства и педагогики (ПК-20).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
педагогический цикл;
цикл истории и теории музыкального искусства;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 32 - 35 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия;лексический минимум иностранного языка в объеме не менее 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы;основные эпохи мировых цивилизаций, типы цивилизаций в древности, понятие "первобытное общество", его место в человеческой истории, эпоху античности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, его хронологические рамки и периодизацию, западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития, историю нового времени, его хронологические рамки и периодизацию, европейскую цивилизацию и традиционные общества Америки, Азии и Африки; возникновение и развитие колониальной системы, место XX века во всемирно-историческом процессе, основные проблемы и процессы развития современной цивилизации;стили современного русского языка, цель речи, поиск материала, литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей, научный стиль, специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи, речевые нормы учебной и научной сфер деятельности, официально-деловой стиль, сферу его функционирования, жанровое разнообразие, языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка служебных документов, интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи, язык и стиль распорядительных документов, язык и стиль коммерческой корреспонденции, язык и стиль инструктивно-методических документов, рекламу в деловой речи, правила оформления документов, речевой этикет в документе, жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи, основы ораторского искусства, основные виды аргументов, условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, культуру речи, основные направления ее совершенствования;уметь:анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; реализовывать словесное выступление;владеть:технологиями приобретения, использования и обновления социо-гуманитарных знаний;навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации;навыками грамотного письма, разговорной и письменной речи на иностранном языке;навыками грамотного письма и публичного выступления на русском языке. | 14 - 17 | ФилософияИностранный языкИсторияРусский язык и культура речи | ОК-1ОК-3ОК-7ОК-8ОК-9ОК-11ОК-12ОК-13 | |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | 18 - 21 | |||
Б.2 | Педагогический цикл | 18 - 20 | ||
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:историю развития музыкального образования и педагогики; историческое развитие и особенности отечественной системы музыкального образования;особенности музыкальной психологии;основные направления, предмет, объект и методы психологии, основные функции и структуру психики, соотношение сознания и бессознательного, основные психические процессы, структуру сознания;закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;психологию межличностных отношений в группах разного возраста;сущность и структуру образовательных процессов;способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса;способы профессионального самопознания и саморазвития;объект, предмет, задачи, функции, методы музыкальной педагогики, основные категории музыкальной педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность;отечественную и зарубежные системы музыкального образования; цели, содержание, структуру музыкального образования, общие принципы дидактики и их реализацию в конкретных предметных методиках обучения;единство образования и самообразования;роль воспитания в педагогическом процессе, общие формы организации образовательной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом, специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста;методическую литературу, основы планирования учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей - детских школах искусств и детских музыкальных школах;уметь:реализовывать образовательный процесс в различных типах образовательных учреждений, проводить с обучающимися разного возраста групповые и индивидуальные занятия по профильным предметам, организовывать контроль их самостоятельной работы в соответствии с требованиями образовательного процесса;развивать у обучающихся творческие способности, самостоятельность, инициативу, использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения; использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;пользоваться справочной и методической литературой; использовать в учебной аудитории дикционную, интонационную и орфоэпическую культуру речи;планировать учебный процесс, составлять учебные программы;владеть:навыками общения с обучающимися разного возраста, приемами психической саморегуляции, педагогическими технологиями;методикой преподавания профессиональных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, навыками воспитательной работы с обучающимися. | 7 - 9 | Музыкальная педагогика и психологияМетодика преподавания профессиональных дисциплин | ОК-2ОК-11ОК-12ПК-8ПК-9 | |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | 9 - 11 | |||
Б.3 | Цикл истории и теории музыкального искусства | 168 - 172 | Дисциплины общего модуля базовой части | |
Базовая частьОбщий модуль базовой частиВ результате изучения дисциплин общей части обучающийся должен:знать:общие законы развития искусства: виды, формы, направления и стили;теорию искусства и ее влияние на практику;трактаты по художественной теории;специфику отдельных видов искусства и проблему их синтеза;символы и аллегории в искусстве, основные категории эстетики, эстетическое сознание и его структуру, основные сферы эстетической деятельности, эстетические основы искусства и его отдельных видов;исторические этапы в развитии национальных музыкальных культур, художественно-стилевые и национально-стилевые направления в области музыкального искусства от древности до начала XXI века, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте;направления и стили зарубежной и отечественной музыки XX - XXI веков, техники композиторского письма XX - XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX - XXI веков, основные направления массовой музыкальной культуры XX - XXI веков, историю эстрадной и джазовой музыки;основы методики выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе;уметь:излагать и критически осмысливать базовые представления по истории и теории музыкального искусства;рассматривать музыкальное произведение или музыкально-историческое событие в динамике исторического, художественного и социально-культурного процессов; пользоваться справочной литературой;на высоком художественном уровне исполнять на фортепиано музыкальные произведения различных стилей и жанров, аккомпанировать, свободно читать музыкальные произведения с листа, использовать владение фортепиано для теоретического анализа музыкального произведения;озвучивать оркестровую и хоровую партитуры при помощи фортепиано;владеть:профессиональным понятийным аппаратом в области истории и теории музыки, методологией музыковедческого анализа различных музыкальных явлений, событий, произведений;навыками художественного исполнения на фортепиано музыкальных произведений различных жанров и стилей, навыками ансамблевого музицирования. | 84 - 88 41 | Эстетика и теория искусстваИстория музыки (зарубежной, отечественной)Музыка второй половины XX - начала XXI вековФортепианоБезопасность жизнедеятельности | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-9ОК-10ОК-11ОК-14ПК-1ПК-2ПК-3ПК-5ПК-15 | |
Профили подготовки | 43 | |||
Б.3.1 | "Музыковедение" | 43 | Дисциплины профильного модуля базовой части | |
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен:знать:цели и задачи музыкознания, структуру и основные направления современной науки о музыкальной культуре и искусстве, основные методы исследования музыкального произведения и других феноменов музыкальной культуры и искусства;историческое развитие научной мысли о музыке от эпохи Античности до начала XXI века, основные концепции в области теоретического музыкознания;классическую и современную гармонию;разновидности полифонической техники;историю и теорию музыкальных форм, научные труды, посвященные истории и теории музыки;особенности развития музыкальных жанров, особенности оркестрового письма композиторов различных эпох и национальных школ, различные виды партитурной нотации, правила записи оркестровых и хоровых партитур;основные жанры выступлений перед аудиторией;основы социальной психологии и психологии личности для ориентации в слушательской аудитории, типы аудитории, правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации, основы классической риторики;теоретические основы источниковедения и текстологии;специфику и методы музыкально-критических суждений, критерии оценок, особенности жанров и типов изданий;процесс производства печатной продукции, связанной с деятельностью организаций искусства, специфические характеристики печатной продукции, издаваемой в рамках их деятельности; историческую периодизацию и жанровую систему народного музыкального творчества;уметь: применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры, подбирать материал для исследования в области истории и теории музыки на базе архивных материалов, периодики, музыковедческой литературы, систематизировать его, составлять библиографические списки; осуществлять подбор материала для дипломной выпускной (квалификационной) работы, обозначить задачи и методы их решения в дипломной работе, выстраивать структуру дипломной работы;привлекать к сотрудничеству со СМИ музыкально-культурную общественность и разные слои аудитории, организовывать и проводить опросы, дискуссии по актуальным проблемам в области музыкального искусства; излагать и отстаивать свою научную позицию в контексте новейших достижений науки о музыкальном искусстве и смежных научных дисциплин;подготавливать комментарии к концертам, музыкально-литературным композициям;посредством слухового анализа уметь определять сложные гармонические построения различных стилей, осуществлять запись многоголосных гармонических и полифонических построений (образцов), сольфеджировать и гармонизовать мелодии разных стилей, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности, сольфеджировать сложные интонационные и ритмические мелодии с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии и полифонии; анализировать музыкальные произведения различных исторических эпох, стилей, жанров в контексте художественно-эстетических явлений;использовать перед аудиторией все возможности речи, ее дикционную, интонационную и орфоэпическую культуру, выстраивать стратегию поведения в условиях коммуникации (преодоление критических ситуаций, выбор тональности общения);свободно ориентироваться в партитурах любой степени сложности и оптимально редуцировать многоголосную оркестровую фактуру применительно к возможностям фортепиано в процессе чтения с листа, озвучивать партии транспонирующих инструментов;владеть:профессиональной лексикой;понятийно-категориальным аппаратом музыковедческой науки;методикой научно-исследовательской работы в области истории и теории музыки;методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;методами пропаганды музыкального искусства и культуры;необходимыми представлениями о процессе редакционной подготовки текстов книг и периодических изданий, а также о редакционном контроле в процессе типографского производства;навыками просветительской работы, публичных выступлений в качестве лектора-просветителя, ведущего концертных программ, радиопередач; профессиональными навыками: сольфеджирования, в том числе свободного чтения с листа, гармонического анализа, анализа музыкальных форм;навыками общения со слушательской аудиторией и аудиторией обучающихся, публичного общения для решения коммуникативных задач; практическими навыками ориентации в оркестровой и хоровой партитурах, навыками чтения партий транспонирующих инструментов, расшифровки цифрового баса; навыками редуцирования многоголосной оркестровой и хоровой фактур в соответствии с реальными возможностями их переложения для фортепиано;основами анализа оркестровых партитур;навыками переложения музыки для различных составов оркестра (струнного, духового, малого и большого симфонического), техникой оркестрового голосоведения. | Специальный классМетодология музыкознанияИсточниковедение и текстология музыкиМузыкально-теоретические системыСольфеджиоГармонияПолифонияМузыкальная формаОсновы лекторского мастерстваМузыкально-издательское делоИнструментоведение и инструментовкаЧтение партитурНародное музыкальное творчество | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-10ОК-11ОК-13ПК-1ПК-2ПК-3ПК-5ПК-15ПК-19ПК-20 | ||
Б.3.2 | "Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в средствах массовой информации" | 43 | Дисциплины профильного модуля базовой части | |
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен:знать:общие законы развития искусства: виды, формы, направления и стили, понятия и термины искусствоведения, специфику отдельных видов искусства и проблему их синтеза;основы художественного языка искусства, общую периодизацию и представление об основных эпохах развития мирового искусства, искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие памятники культуры и творческие портреты мастеров;генезис и историю музыкальной журналистики, ее специфику и роль в процессе функционирования информации в социуме, основные функции и задачи музыкально-журналистской деятельности, типологию жанров музыкальной журналистики, драматургические особенности музыкальных программ на радио и телевидении, особенности музыкальной журналистики на радио и телевидении, профессионально-этические регуляторы журналистского поведения;наиболее распространенные компьютерные программы, цифровой записи звука и его компьютерной обработки, новейшие технические средства для обеспечения работы музыкального редактора на радио и телевидении (ТВ);аппаратное оборудование редакций и их программное обеспечение, основные принципы формирования текстовой и изобразительной информации в фотонаборных автоматах, лазерных принтерах и т.п., общие принципы поиска и передачи информации для работы музыкального журналиста;особенности речи как сферы общения, ее коммуникативный, информативный и психологический аспекты, сферы функционирования риторики в обществе, типы аудитории и типы ораторов, устные коммуникации в системе средств массовой коммуникации, основы современного публичного монолога: лекция, речь общественного деятеля, журналиста, рекламного агента, правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации, основы классической риторики при литературной обработке текстов;уметь:выполнять ряд письменных работ в разных жанрах музыкальнойжурналистики, брать интервью, осуществлять проблемное выступление в разных жанровых формах;осуществлять музыкально-редакторские функции на радио и телевидении; применять различные компьютерные программы в звуко- и видеокомпозициях, отбирать музыкальный и звуковой материал к журналистским аудио и видео композициям, свободно ориентироваться в пространстве Интернет-арт;владеть:навыками литературно-критической фиксации музыкального произведения или музыкально-исторического событии;средствами словесной образности в условиях коммуникации; навыками музыкально-редакторской деятельности в СМИ, на радио и ТВ; навыками использования компьютера и другой техники в профессиональной деятельности, основами операторского мастерства;навыками и методами стилистического и литературного редактирования текстов. | История искусства (изобразительного, театрального, кино, архитектуры)Музыкальная журналистикаМузыкальная критикаДраматургия и редактирование музыкальных программ в СМИСтилистика и литературное редактированиеОсновы риторики | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-7ОК-10ОК-11ОК-13ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-12ПК-15ПК-19ПК-20 | ||
Б.3.3 | "Этномузыкология" | 43 | Дисциплины профильного модуля базовой части | |
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен:знать:этапы и тенденции исторического развития отечественной и зарубежной этномузыкологии;проблемы, достижения и научные методы ведущих научных школ и направлений в области этномузыкологии;основные теоретические работы и публикации музыкально-этнографических материалов;научные категории, понятия, методы этномузыковедческого исследования;специфические особенности музыкального фольклора как важной части традиционной народной культуры;закономерности исторического развития музыки устной традиции;жанровый состав музыкального фольклора в его региональном и этническом разнообразии; комплекс выразительных средств в сфере народного музыкального исполнительства, закономерности региональных певческих традиций, особенности традиционного мужского и женского, ансамблевого (хорового) и сольного исполнительства;особенности народной хореографии, народного инструментального исполнительства, основы обрядовой практики;основные методы научного анализа музыкально-стилевых особенностей народной песни, историю фольклорных экспедиций;основные публикации фольклорно-этнографического материала;значительный песенный репертуар, включающий образцы музыкального фольклора различных региональных певческих традиций; основные методы и формы работы с фольклорным ансамблем, специальную методическую литературу;основные типы расшифровки экспедиционной записи фольклорного текста, методику аналитической работы с образцами фольклора, заполнения аналитических карт;уметь:раскрывать содержание основных научных категорий и объяснять понятия, применяемые в музыкальной фольклористике и этномузыкологии;обоснованно определять жанровую, историко-стилевую, этнокультурную принадлежность явлений фольклора;раскрывать структурные особенности фольклорно-этнографического текста, проводить анализ языковых средств и способов выражения;осуществлять подбор, анализ, расшифровку и систематизацию музыкального этнографического материала;использовать современные информационные технологии в расшифровке экспедиционных материалов, осуществлять подготовку концертных программ; исполнять народные песни различных жанров и стилей в этнографически достоверной форме их звучания с учетом диалектной, жанрово-стилевой специфики, этнографического контекста;проводить репетиционную работу с различными составами фольклорного ансамбля, достигая достоверности в воссоздании особенностей звучания и свободного воспроизведения различных певческих стилей и традиций;осуществлять подбор фольклорно-этнографического материала для дипломной выпускной (квалификационной) работы, поставить задачи и найти методы их решения в дипломной работе, выстраивать структуру дипломной работы;привлекать к сотрудничеству со СМИ музыкально-культурную общественность и разные слои аудитории, организовывать и проводить опросы, дискуссии по актуальным проблемам в области народного музыкального искусства;владеть:современными методами этномузыкологического исследования;системным подходом к изучению традиций народной музыкальной культуры, навыками применения научно обоснованных методов расшифровки, анализа, систематизации и классификации документальных этнографических материалов;принципами типологической группировки и стилевой характеристики народных песен и инструментальных наигрышей;навыками сольного и ансамблевого исполнения этнографического музыкального материала в соответствии с национальными традициями;принципами отбора репертуара, подготовки концертных программ,сценических постановок;навыками руководства творческим коллективом;системным подходом к изучению традиций народной музыкальной культуры;навыками расшифровки экспедиционного фольклорного материала и заполнения аналитических карт. | История фольклористики и этномузыкологииТеория музыкального фольклораФольклорный ансамбльСпециальный класс | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-7ОК-10ОК-11ОК-13ПК-1ПК-2ПК-3ПК-5ПК-15ПК-16ПК-19ПК-20 | ||
Б.3.4 | "Древнерусское певческое искусство" | 43 | Дисциплины профильного модуля базовой части | |
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен:знать:основные периоды и теоретические концепции в истории древнерусского певческого искусства, методы научного анализа музыкально-стилевых особенностей образцов средневековых нотаций, значительный репертуар в области древнерусского певческого искусства для вокального ансамбля, основные методы и формы работы с ансамблем, специальную методическую литературу;уметь:осуществлять анализ, расшифровку и систематизацию музыкального материала средневековой певческой культуры, используя современные информационные технологии;осуществлять подготовку концертных программ;проводить репетиционную работу с вокальным ансамблем, достигая достоверности в воссоздании особенностей звучания и свободного воспроизведения различных певческих стилей и традиций;осуществлять подбор музыкального материала для дипломной выпускной (квалификационной) работы, поставить задачи и найти методы их решения, выстраивать структуру и осуществлять оформление дипломной работы в соответствии с требованиями;привлекать к сотрудничеству со СМИ музыкально-культурную общественность и разные слои аудитории, организовывать и проводить опросы, дискуссии по актуальным проблемам в области древнерусского певческого искусства;владеть:современными методами исследования, системным подходом к изучению русской средневековой певческой традиции;навыками применения научно обоснованных методов расшифровки, анализа, систематизации и классификации музыкального материала; навыками ансамблевого исполнения музыкального материала в соответствии с традициями; принципами отбора репертуара, подготовки концертных программ;навыками руководства творческим коллективом. | Специальный классВокальный ансамбльИстория и теория русской духовной музыкиЧтение и дешифровка средневековых нотацийДирижирование и чтение хоровых партитур | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-7ОК-10ОК-11ОК-13ПК-1ПК-2ПК-3ПК-5ПК-15ПК-16ПК-19ПК-20 | ||
Б.3.5 | "Музыкальная педагогика" | 43 | Дисциплины профильного модуля базовой части | |
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен:знать:основные этапы развития педагогики и эволюцию представлений о сути обучения;основы законодательства и делопроизводства в области образования и педагогики;различные педагогические методики, направленные на сохранение и развитие отечественной системы музыкального образования и общеэстетическое развитие подрастающего поколения;современные методы обучения; исторически сложившиеся зарубежные педагогические методики и системы, в том числе историю, теорию и практику эвритмии и особенности инструментального элементарного музицирования К. Орфа;основные цели и задачи педагогической деятельности в области музыкального искусства и культуры в общеобразовательных учреждениях, основные методы педагогической деятельности, направленные на общеэстетическое развитие подрастающего поколения, современные методики преподавания предметов в области музыкального искусства в общеобразовательных учреждениях, методическую документацию по планированию учебного процесса в общеобразовательных учреждениях;особенности функционирования отечественной системы детских школ искусств в разные исторические периоды, традиции, специфические особенности музыкальной педагогики в детских школах искусств, методическую документацию по планированию учебного процесса в детских школах искусств;художественно-исполнительские возможности музыкального инструмента, педагогический репертуар для учреждений среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений;разновидности электронных музыкальных инструментов, особенности их функционирования; типы и виды хоров, методику работы с хоровыми коллективами, в том числе детским хоровым коллективом;репертуар для различных хоровых коллективов, средства достижения хоровой выразительности, технологические и физиологические основы дирижерского искусства, мануальную технику;уметь:пользоваться справочной и методической литературой в области педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, детских школах искусств, учреждениях среднего профессионального образования;планировать учебный процесс, разрабатывать методическую документацию для индивидуальных и групповых занятий с обучающимися разного возраста;осуществлять детальный разбор авторского текста, исполнять музыкальные произведения на выбранном инструменте, находить адекватные интерпретаторские решения при исполнении музыкального произведения;исполнять педагогический репертуар как на фортепиано, так и на дополнительном избранном инструменте;использовать электронные инструменты в педагогической деятельности;исполнять хоровые произведения различных эпох и стилей (a cappella и с сопровождением), включая творчество композиторов второй половины XX - начала XXI веков;владеть мануальной техникой, свободно и художественно выразительно исполнять хоровые произведения, их фрагменты и партии на фортепиано (сольфеджируя и с текстом);знать специальную учебно-педагогическую литературу по вопросам техники дирижирования;владеть:навыками исполнительства на музыкальном и электронных инструментах;навыками игры на инструментах оркестра элементарного музицирования К. Орфа;навыками самостоятельной работы над музыкальным произведением;навыками дирижерского искусства, методикой исполнительского анализа партитур, предшествующего репетиционной работе;навыками слухового контроля и сценического поведения. | История и теория педагогикиМузыкальная педагогика в общеобразовательных учрежденияхМузыкальная педагогика в детских школах искусствИсполнительство на музыкальном инструментеИзучение педагогического репертуараЭлектронные музыкальные инструментыДирижированиеХоровой класс | ОК-1ОК-2ОК-4ОК-7ОК-9ОК-10ОК-11ОК-13ПК-1ПК-2ПК-5ПК-8ПК-9ПК-15ПК-19ПК-20 | ||
Б.3.6 | "Компьютерная музыка и аранжировка" | 43 | Дисциплины профильного модуля базовой части | |
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен:знать:традиции исторически сложившихся композиторских школ и лучшие достижения мирового музыкального искусства;особенности оркестрового мышления как важнейшей составляющей композиторского стиля, особенности оркестрового стиля композиторов-классиков, романтиков и современных мастеров оркестра, различные системы записи партитуры, свойственные музыке разных исторических периодов;технические возможности и тембровые качества различных музыкальных инструментов современного симфонического и оперного оркестров, особенности исполнительской техники на струнных, духовых и ударных инструментах;особенности развития музыкальных жанров, особенности оркестрового письма композиторов различных эпох и национальных школ, различные виды партитурной нотации, правила записи оркестровых и хоровых партитур;классическую и современную гармонию;разновидности полифонической техники;историю и теорию музыкальных форм, научные труды, посвященные истории и теории музыки;основы музыкальной компьютерной акустики, цифровое представление звука, особенности аналогового и цифрового сигнала, программный инструментарий для записи, обработки и синтеза звуков, акустику речи и пения, структуру слуховой системы, механизм и особенности слухового восприятия, различные музыкально-акустические исследования;методы аранжировки инструментальных, вокально-инструментальных и хоровых произведений, в том числе звукового синтеза, сэмплирования и другие основы компьютерной музыкальной композиции с использованием всех основных средств цифровой аудиотехнологии;уметь:сочинять музыкальные произведения различных жанров, ориентируясь на лучшие образцы музыкального искусства;свободно ориентироваться в партитурах любой степени сложности и оптимально редуцировать многоголосную оркестровую фактуру применительно к возможностям фортепиано в процессе чтения с листа, озвучивать партии транспонирующих инструментов;составлять хоровые партитуры на основе сольных вокальных произведений (с сопровождением) различных эпох, стилей, типов фактуры, создавать обработки для хора с сохранением стилистических и художественных особенностей оригинального сочинения, профессионально оформлять рукописи; производить монтаж и редактирование созданной звукозаписи;стилистически дифференцировать музыкальный материал, находить адекватные интерпретаторские решения при исполнении музыкального произведения, оценивать то или иное пространство с целью его музыкального оформления, в том числе с использованием основных приемов музыкального дизайна;посредством слухового анализа уметь определять сложные гармонические построения различных стилей, осуществлять запись многоголосных гармонических и полифонических построений (образцов), сольфеджировать и гармонизовать мелодии разных стилей, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности, сольфеджировать сложные интонационные и ритмические мелодии с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии и полифонии; анализировать музыкальные произведения различных исторических эпох, стилей, жанров в контексте художественно-эстетических явлений;владеть:собственной стилевой манерой композиторского письма, многообразными средствами звуковыражения, композиторскими техниками;навыками хоровой аранжировки, правилами и способами переложения произведения с одного состава хора на другой произведений, написанных для голоса с инструментальным сопровождением;профессиональными навыками: сольфеджирования, в том числе свободного чтения с листа, гармонического анализа, анализа музыкальных форм;практическими навыками ориентации в оркестровой и хоровой партитурах, навыками чтения партий транспонирующих инструментов, расшифровки цифрового баса; навыками редуцирования многоголосной оркестровой и хоровой фактур в соответствии с реальными возможностями их переложения для фортепиано;навыками звукооператорской работы;приемами звукообработки и монтажа музыкального материала; различными стилями массовой и академической музыки;приемами спатиализации музыкального произведения. | СочинениеИнструментовкаИнструментоведениеХоровая аранжировкаСольфеджиоГармонияПолифонияМузыкальная формаМузыкальная акустика | ОК-1ОК-2ОК-4ОК-6ОК-10ОК-11ПК-2ПК-8ПК-15ПК-17ПК-18ПК-19 | ||
Б.3.7 | "Менеджмент музыкального искусства" | 43 | Дисциплины профильного модуля базовой части | |
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен:знатьметодологические основы, инфраструктуру, социальные факторы и этику менеджмента;историю и специфику менеджмента в области культуры и искусства; роль маркетинга в управлении учреждением культуры, принципы, задачи и функции маркетинга, методы проведения маркетинговых исследований, виды и основные характеристики учреждений культуры, экономические модели, действующие в отраслях культуры и искусства, место отрасли культуры в сфере услуг, историю становления и современное состояние теории и практики менеджмента по функции связей с общественностью;теоретические основы функционирования рыночной экономики; экономические основы производства и ресурсы предприятия;основы финансовой деятельности;основные принципы, функции и методы менеджмента, технологию менеджмента в сфере культуры;хозяйственный механизм деятельности организаций культуры: финансирование, материальное стимулирование, ценообразование, налогообложение;принципы построения организационных структур и распределения функций управления,основные принципы этики деловых отношений; общие процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации, основы защиты информации;основные понятия математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики;организацию как систему, теорию организации, специфические законы организации, принципы статической и динамической организации, принципы рационализации, проектирование организационных систем;правовое положение предприятия, кооперативных организаций, общественных объединений, банков, биржи, виды и формы сделок, право собственности, виды обязательств;персонал предприятия, его место и роль в системе управления предприятием, принципы управления персоналом, анализ кадрового потенциала, планирование деловой карьеры, конфликтные ситуации в коллективе, оценку эффективного управления персоналом;уметь:применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории;определять финансовые результаты деятельности предприятия;вести переговоры, письменные коммуникации в менеджменте, анализировать межхозяйственные связи между учреждениями и организациями культуры и СМИ, устанавливать отношения со СМИ;моделировать ситуации и разрабатывать решения, стратегические и тактические планы в системе менеджмента;владеть:технологией систематизации и обобщения информации по использованию ресурсов учреждений культуры и формированию финансового результата;навыками проведения деловых совещаний и переговоров, принятия управленческих решений в области организации и нормирования труда. | МенеджментОсновы маркетингаЭкономика культурыФинансы и кредитБухгалтерский учет и налогообложениеЭкономика и менеджментСМИМатематика и статистикаТеория организацииХозяйственное правоУправление персоналом | ОК-6ОК-7ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ОК-13ПК-2ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-19ПК-20 | ||
Б.3.8 | "Музыкальная реклама" | 43 | Дисциплины профильного модуля базовой части | |
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен:знать:цели и задачи музыкознания, структуру и основные направлениясовременной науки о музыкальной культуре и искусстве, основные методы исследования музыкального произведения и других феноменов музыкальной культуры и искусства;цели и задачи рекламы, ее функции и роль в обществе, историю и опыт развития отечественной и зарубежной рекламы, закономерности, проблемы и перспективные направления развития мирового рынка рекламы, основные виды и средства распространения рекламы;особенности различных видов масс-медиа, информационные каналы, цели и задачи менеджмента и маркетинга в сфере рекламной деятельности, принципы организации рекламной деятельности, ее виды и структуру, основные функции, задачи, структуру рекламных агентств и кампаний, методологию определения бюджета рекламы, основные принципы контроля рекламной деятельности, порядок страхования рекламной продукции; русский и иностранные языки в объеме, необходимом для профессиональной деятельности;теоретические основы перевода; музыкальную терминологию;законы существования и функционирования различных текстов, структуру современных СМИ и их функционирование;уметь:использовать приемы формирования имиджа, создания престижа и общественной репутации объектов рекламы;осуществлять выбор объекта рекламы и планировать средства для ее размещения, составлять рекламный материал в области музыкального искусства и культуры;адекватно отображать содержание различных иноязычных текстов (стихи, либретто, промоматериалы) на русском и иностранном языках;редактировать данный текст применительно к его функции;владеть:теорией коммуникационных процессов, приемами планирования рекламного информирования в средствах массовых коммуникаций; разными формами и жанрами музыкально-рекламной деятельности; методами осуществления связей с общественностью;основами перевода, иностранными языками, представлениями о стилистике литературных текстов, навыками стилистической обработки текстов и их форматирования. | Методология музыкознанияРекламаМенеджмент и маркетинг в рекламеТеория переводаМузыкальная термино-лексикаПеревод профессиональных текстовАвторское правоОсновы либреттистикиОсновы стихосложенияСтилистика и литературное редактированиеСовременные СМИ | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-10ОК-11ОК-13ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-7ПК-12ПК-15ПК-19ПК-20 | ||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | 80 - 84 | |||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-15 | |
Б.5 | Учебная практика (практические умения и навыки определяются вузом в соответствии с профилями ООП) | 12 | ОК-2ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-10 - 13ПК-1 -ПК-20 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 5 | ||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки и включающую в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития искусства, культуры, науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. Прием на ООП бакалавриата осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального искусства.
Для обеспечения выполнения требований настоящего ФГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса планирование приема абитуриентов по профилям подготовки должно согласовываться с учредителем высшего учебного заведения.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности формируется в соответствии с профилем ООП бакалавриата, должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области теории и истории музыкального искусства, сочинения музыки, владения навыками исполнительства на музыкальном инструменте.
7.3. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.4. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, в учебном процессе в целом они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 60 процентов аудиторных занятий.
Аудиторные учебные занятия по всем профилям подготовки проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
7.5. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.6. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается ученым советом вуза.
7.7. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.9. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.11. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.