До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.18. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Реализация ООП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам (в том числе фондам научно-исследовательских организаций-партнеров), формируемым по полному перечню дисциплин ООП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными преимущественно за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений, аудио-видеофондами, мультимедийными материалами согласно профилю подготовки.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 50 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
Работа концертмейстеров в соответствии с п. 7.14. настоящего ФГОС ВПО финансируется из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
большой концертный зал (от 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием);
малый концертный зал (от 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием);
библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки бакалавров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал);
учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий;
специализированные аудитории для занятий по предмету "хоровой класс" со специализированным оборудованием;
учебные аудитории для занятий по предмету "дирижирование", оснащенные зеркалами и двумя роялями;
учебные аудитории (лаборатории) для занятий по предметам профиля подготовки "Компьютерная музыка и аранжировка", оборудованные аудиотехникой, персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением, электронными музыкальными инструментами, приборами синтеза и обработки звука.
В случае введения предмета "современные информационные технологии" вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами (для одного обучающегося по одному комплекту оборудования) и соответствующим программным обеспечением.
Для проведения занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями.
Для проведения занятий в области журналистской деятельности вуз должен быть обеспечен диктофонами (не менее 0,5 единиц на одного обучающегося), видеомагнитофонами, техникой кино- и видеосъемки (не менее одной единицы каждого вида техники на учебную группу). Необходимо наличие настольной издательской системы, специализированной лаборатории аудио-видеозаписи, фотолаборатории.
При реализации вузом профиля подготовки "Музыкальная педагогика" вуз должен быть обеспечен комплектом инструментов оркестра элементарного музицирования К.Орфа (ударными, металлофонами, ксилофонами, глекеншпилями, блок-флейтами), а также электронными музыкальными инструментами.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет и в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Каждому обучающемуся предоставляется доступ к сети интернет в объеме не менее двух часов в неделю.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать качество подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, репертуарные списки музыкальных произведений, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны привлекаться работодатели, а также преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и государственный экзамен.
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из разделов:
1) защита дипломной работы, в которой рассматриваются и анализируются актуальные проблемы в области истории, теории, педагогики, практики, менеджмента и рекламы музыкального искусства - для профилей "Музыковедение", "Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ", "Этномузыкология", "Древнерусское певческое искусство", "Менеджмент музыкального искусства", "Музыкальная реклама" или защиты реферата - для профилей "Музыкальная педагогика", "Компьютерная музыка и аранжировка";
2) представление творческой работы в соответствии с профилем подготовки, которая должна продемонстрировать профессиональные навыки подготовки выпускника, в следующих формах:
а) для профилей "Музыковедение", "Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ", "Музыкальная реклама" - представление досье выпускника (комплекса материалов в области лекторской деятельности; комплекса печатных, теле-, радиоматериалов; разработка плана творческого проекта - фестиваля, конкурса, гастролей; рекламные материалы, перевод иноязычных текстов в области музыкального искусства);
б) для профилей "Этномузыкология", "Древнерусское певческое искусство" - исполнение концертной программы (при письменном оформлении выпускником сценария или комментариев к концертной программе);
в) для профиля "Музыкальная педагогика" - исполнение концертной программы в форме дирижирования учебным хоровым коллективом и работы с хором, а также исполнения сольной концертной программы на музыкальном инструменте;
г) для профиля "Компьютерная музыка и аранжировка" - исполнение концертной программы из собственных музыкальных сочинений и аранжировок (исполнение музыкальных произведений допускается как авторское, так и с помощью приглашенных артистов, учебных или профессиональных коллективов) при письменном оформлении выпускником сценария или комментариев к концертной программе.
Государственный экзамен является обязательным и в соответствии с профилем подготовки может включать: ответы на вопросы (билеты), собеседование, выполнение тестовых заданий по вопросам методики и педагогики, теории и истории музыкального искусства, музыкальной журналистики и редакторской деятельности в СМИ, менеджмента и рекламы в области музыкального искусства.