анализа структуры и типологии нарушений законодательства о труде как в целом по субъекту Российской Федерации, так и в отдельных хозяйствующих субъектах, осуществляющих различные виды экономической деятельности;
анализа состояния производственного травматизма в хозяйствующих субъектах региона.
1.7. Планы осуществления гострудинспекциями федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должны предусматривать взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и работников по вопросам:
определения целей, объема, сроков проведения плановых проверок;
информирования о результатах проводимых проверок и состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в трудовой сфере в хозяйствующих субъектах региона;
информирования о принятых нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора).
1.8. Текущее планирование надзорно-контрольной деятельности гострудинспекций осуществляется путем формирования структурными подразделениями гострудинспекции ежеквартальных планов-графиков реализации должностными лицами структурного подразделения мероприятий, предусмотренных планом осуществления гострудинспекцией федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом плана проведения плановых проверок соблюдения хозяйствующими субъектами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также дополнительных распоряжений и поручений руководства гострудинспекции.
На основе планов-графиков структурных подразделений государственными инспекторами труда составляются ежемесячные графики проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов.
1.9. Наряду с планами осуществления гострудинспекциями федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в гострудинспекциях формируются ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, разработанные с учетом требований и ограничений, установленных статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с которыми по общему правилу плановые проверки хозяйствующих субъектов могут проводиться не чаще чем один раз в три года.
2. Порядок планирования мероприятий по осуществлению
федерального государственного надзора за соблюдением
трудового законодательства в хозяйствующих
субъектах региона
2.1. Организация и осуществление планирования надзорно-контрольной деятельности гострудинспекции обеспечивается руководителем гострудинспекции, который несет ответственность за своевременную и качественную подготовку перспективных и текущих планов работы.
2.2. Перспективное планирование надзорно-контрольной деятельности гострудинспекции осуществляется в течение III квартала года, предшествующего году реализации плановых мероприятий.
Началом формирования плана работы гострудинспекции является 1 июля года, предшествующего году реализации плановых мероприятий.
2.3. В гострудинспекции формируются:
а) планы осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на полугодие <1> (Приложение 1);
(в ред. Приказа Роструда от 30.08.2011 N 190)
--------------------------------
<1> Далее - планы работы гострудинспекции.
б) ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Приложение 2);
в) квартальные планы-графики осуществления мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности структурных подразделений гострудинспекции <1> (Приложение 3);
--------------------------------
<1> Далее - планы-графики работы структурных подразделений.
г) месячные графики проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами структурных подразделений гострудинспекции <1> (Приложение 4).
--------------------------------
<1> Далее - графики проверок госинспекторов труда.
2.4. План работы гострудинспекции является единым для всей гострудинспекции организационно-распорядительным документом. Утверждение планов работы по направлениям деятельности (по правовым вопросам или по охране труда) либо структурным подразделениям, как правило, не допускается.
2.5. План работы гострудинспекции должен охватывать все направления федерального государственного надзора, включая информирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, объединений профсоюзов и работодателей, работников и отдельных работодателей по вопросам защиты трудовых прав граждан, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
При формировании плана работы гострудинспекции должны быть учтены следующие требования:
- план работы гострудинспекции должен содержать мероприятия, направленные на реализацию перспективных планов Роструда;
- план работы гострудинспекции разрабатывается с учетом результатов реализации предыдущих планов работы и иных ранее запланированных мероприятий с обязательным включением в него незавершенных или перенесенных по срокам исполнения мероприятий предыдущих планов;
- при указании в плане работы нескольких исполнителей ответственным является подразделение или должностное лицо, указанное первым, на которое возлагается ответственность за организацию выполнения мероприятия, координацию работы соисполнителей и подготовку обобщенных итоговых документов о результатах выполнения плановых мероприятий.
2.6. В целях подготовки предложений в перспективный план работы гострудинспекции должностными лицами гострудинспекции, уполномоченными на осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности <1>, до 5 августа года, предшествующего началу планового периода, проводится анализ результатов надзорно-контрольной деятельности и состояния соблюдения трудового законодательства в подконтрольных хозяйствующих субъектах.
--------------------------------
<1> Далее - уполномоченные должностные лица гострудинспекции.
Предложения в перспективный план работы гострудинспекции рекомендуется формировать по следующим направлениям надзорно-контрольной деятельности:
1) Мероприятия, направленные на реализацию решений и поручений органов государственной власти и управления.
В данном разделе предусматриваются надзорно-контрольные мероприятия по выполнению решений и поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Роструда, а также решений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в трудовой сфере, в том числе предусматривающие:
а) осуществление взаимодействия с территориальными органами федеральных органов власти, правоохранительными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, объединениями работодателей и профсоюзов и другими заинтересованными организациями по реализации комплекса мероприятий, направленных на локализацию и предупреждение нарушений трудовых прав граждан, в том числе в сфере оплаты труда, и сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
б) организацию и осуществление совместных проверок соблюдения трудового законодательства в хозяйствующих субъектах региона с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и правоохранительными органами;
2) Организация и осуществление мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением законодательства о труде.
В данном разделе перспективного плана работы гострудинспекции предусматриваются мероприятия, проводимые в целях принятия эффективных мер по устранению и предупреждению правонарушений, восстановлению нарушенных прав работников и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, осуществляемые в форме:
комплексных проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах региона требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по основным институтам трудового права (как по комплексу вопросов охраны труда, так и по комплексу общих вопросов и особенностей трудового законодательства);
тематических проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах региона требований и положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по отдельным институтам трудового права, включая вопросы:
- соблюдения установленного порядка оформления трудовых отношений, изменения условий трудового договора, прекращения трудовых отношений;
- соблюдения установленного порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений, а также установленных трудовым законодательством процедур разрешения коллективных трудовых споров;
- соблюдения законодательства об оплате труда;
- соблюдения требований трудового законодательства о рабочем времени и времени отдыха (режим рабочего времени, установленные перерывы в работе, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление отпусков);