Приказ от 28.10.2010 N 455 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодате стр. 4

субъектами трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права
3.1. Обязанности по формированию ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приказом руководителя гострудинспекции возлагаются на одного из заместителей руководителя гострудинспекции по направлению надзорно-контрольной деятельности.
--------------------------------
<1> Сноска исключена. - Приказ Роструда от 30.08.2011 N 190.
3.2. Формирование предложений в план проведения плановых проверок осуществляется на основании предложений уполномоченных должностных лиц гострудинспекции, подготовленных ими по результатам анализа надзорно-контрольной деятельности в предшествующие периоды.
Предложения уполномоченных должностных лиц в проект плана проверок должны содержать следующие сведения:
наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения юридического лица), ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке;
адрес фактического осуществления деятельности (субъект Российской Федерации, поселение, наименование улицы, номер дома);
основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
цель проведения проверки;
основание проведения проверки (дата государственной регистрации ЮЛ, ИП, дата окончания последней проверки, дата начала осуществления ЮЛ, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале предпринимательской деятельности);
дата начала проведения проверки;
срок проведения плановой проверки (рабочих дней, рабочих часов для МСП и МКП);
форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);
наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно.
В соответствии с требованиями части 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в план проверок является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации данного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
окончания проведения последней плановой проверки данного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
начала фактического осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, в том числе в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о ее начале в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, в сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
.3. При формировании предложений в план проведения плановых проверок следует учитывать, что установленный Федеральным законом N 294-ФЗ перечень оснований для проведения плановой проверки является закрытым, проведение плановых проверок по не указанным в нем основаниям не допускается. При принятии решения о включении проверки хозяйствующего субъекта в ежегодный план проверок необходимо учитывать наличие либо отсутствие каждого из указанных оснований. При этом для проведения плановой проверки достаточно одного лишь из установленных оснований.
Необходимо учитывать также, что согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ отсутствие оснований для проведения плановой проверки, установленных данным Федеральным законом (равно как проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок), отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Одновременно с этим в соответствии со статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение уполномоченным должностным лицом гострудинспекции проверки при отсутствии оснований для этого является одним из оснований для привлечения его к административной ответственности.
3.4. При подготовке предложений по формированию ежегодных планов проведения плановых проверок уполномоченными должностными лицами гострудинспекции должны быть всесторонне изучены сведения относительно ранее проведенных в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю (надзору). В этой связи территориальному органу Роструда рекомендуется предварительно запросить в территориальном органе Федеральной налоговой службы сведения о юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, из которых, в частности, можно установить место нахождения, данные о руководителях и участниках (учредителях), наличие филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений.
В соответствии с пунктом 24 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438, сведения о юридических лицах, содержащиеся в указанном государственном реестре, предоставляются органам государственной власти в электронном виде бесплатно. Аналогичное правило закреплено в пункте 32 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630.
Информация, необходимая для отнесения проверяемого лица к средним, малым или микропредприятиям, содержится в формах статистической отчетности, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной статистики от 23 сентября 2008 г. N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год". В этой связи при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок территориальному органу Роструда рекомендуется запросить в территориальном органе Росстата необходимые данные в отношении конкретных планируемых к проверке хозяйствующих субъектов.
3.5. При формировании предложений в план проведения плановых проверок также должны соблюдаться требования статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ, предусматривающей, что срок проведения каждой проверки не может превышать двадцати рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого предпринимательства <1> общий срок проведения плановой выездной проверки, в том числе проводимой совместно с другими органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
--------------------------------
<1> Среднее предприятие: от 101 до 250 человек (включительно), малое - до 100 человек, микропредприятие - до 15 человек.
При этом в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, срок проведения каждой проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица и общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
3.6. При формировании предложений в план проведения плановых проверок необходимо исходить из того, что основное внимание уполномоченных должностных лиц гострудинспекции должно уделяться проверке (обследованию) хозяйствующих субъектов с наиболее часто встречающимися случаями нарушений трудовых прав работников, с неблагоприятными условиями труда, с высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, преимущественным применением труда женщин и работников в возрасте до 18 лет.
3.7. Количество хозяйствующих субъектов, включающихся в план проведения плановых проверок, должно соответствовать расчету годового количества плановых проверок, который проводится на основании следующих фактических и прогнозных показателей и результатов работы гострудинспекции:
численности уполномоченных должностных лиц гострудинспекции;
среднего расчетного времени исполнения уполномоченными должностными лицами гострудинспекции служебных обязанностей с учетом времени нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, прогнозного времени отсутствия на службе по болезни;
фактических результатов работы государственных инспекторов труда, сложившихся в гострудинспекции в период, предшествующий планируемому.
При проведении расчета количества плановых проверок должны учитываться средние показатели количества проведенных проверок на одного государственного инспектора труда в месяц по гострудинспекции, сложившиеся за последние 2 - 3 года.
Пример расчета количества плановых проверок:
а) определяется расчетная годовая норма рабочего времени 1 государственного инспектора труда, которая состоит из общего количества рабочих дней в году (в среднем 250 дней) за вычетом среднего количества дней отпуска (35 календарных дней) и прогнозируемых дней нетрудоспособности (в среднем 7 дней), умноженных на нормальную продолжительность рабочего дня (8 часов):
(250 - [35 + 7]) х 8 = 1664 часа в год;
б) определяется норма рабочего времени, затрачиваемого государственным инспектором труда на одну проверку, которая вычисляется путем умножения среднего количества рабочих дней в месяце (20) на нормальную продолжительность рабочего дня (8 часов), деленного на относительное количество проверок, проведенных в среднем 1 государственным инспектором труда в месяц, индивидуально сложившееся в каждой гострудинспекции за период, предшествующий планируемому (например, в среднем 5 проверок):
(20 х 8) : 5 = 32 часа;
в) определяется среднее расчетное количество проверок, которое может быть проведено в год одним государственным инспектором труда, путем деления расчетной годовой нормы рабочего времени (1664 часа) на норму рабочего времени, затрачиваемого государственным инспектором труда на одну проверку (32 часа):
1664 : 32 = 52 проверки в год.
Таким образом, среднее расчетное количество проверок в год, которое может быть проведено в среднем одним государственным инспектором труда, составляет 52 проверки.
3.8. При планировании проверок хозяйствующих субъектов следует также учитывать необходимость проведения внеплановых проверок, в том числе выездных, проводимых по основаниям и требованиям ст. ст. 10 и 17 Федерального закона N 294-ФЗ.
В этой связи полученное расчетное количество проверок, которое должно быть проведено в среднем одним государственным инспектором труда в плановый период, должно быть уменьшено на количество внеплановых проверок и проверок выполнения предписаний.
3.9. Сформированные предложения в план проведения плановых проверок не позже 5 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок представляются уполномоченными должностными лицами гострудинспекции на рассмотрение руководителям структурных подразделений гострудинспекции (вышестоящим должностным лицам).
3.10. Руководители структурных подразделений (вышестоящие должностные лица) гострудинспекции, осуществляющие федеральный государственный надзор в установленной сфере деятельности, рассматривают и согласовывают предложения подчиненных уполномоченных должностных лиц гострудинспекции и до 10 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок передают предложения в структурное подразделение (должностному лицу) гострудинспекции, обеспечивающее формирование проекта ежегодного плана проведения плановых проверок.