Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 28 октября 2010 г. N 455 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государствен стр. 3

В данном разделе перспективного плана работы гострудинспекции могут быть предусмотрены следующие мероприятия:
формирование сведений о состоянии коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и соответствии действующих в хозяйствующих субъектах региона коллективных договоров требованиям ТК РФ, а также анализ выявленных нарушений в данной сфере;
- обобщение сведений о количестве коллективных трудовых споров федерального уровня в регионе, причинах возникновения таких коллективных трудовых споров и практике их разрешения, в том числе урегулированных на стадии примирительных процедур, а также о количестве коллективных трудовых споров, перешедших в забастовки;
- проведение мониторинга состояния социальной обстановки в хозяйствующих субъектах, обобщение сведений о количестве и формах акций протеста, проведенных работниками в поддержку своих требований, в том числе в период рассмотрения коллективных трудовых споров;
6) Информационная деятельность гострудинспекции.
В данном разделе перспективного плана работы гострудинспекции могут быть отражены следующие мероприятия:
- подготовка и размещение в средствах массовой информации сведений о состоянии федерального государственного надзора за обеспечением трудовых прав работников и результатах работы гострудинспекции;
- мероприятия по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам трудового законодательства с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий, реализуемые в соответствии с положениями Административного регламента исполнения Рострудом государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 года N 702н;
- осуществление информационного наполнения официальных сайтов гострудинспекции в сети Internet;
7) Организация приема граждан, работа с обращениями граждан и организаций по вопросам трудового законодательства.
В этом разделе перспективного плана работы гострудинспекции могут быть отражены следующие мероприятия:
- обеспечение проведения личного приема граждан по вопросам трудового законодательства в приемной гострудинспекции и консультационных пунктах (многофункциональных центрах) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- обобщение и анализ результатов работы по проведению личного приема граждан по вопросам трудового законодательства, подготовка и представление обобщенной информации по данному направлению деятельности в Роструд;
- организация и проведение рассмотрения письменных обращений и заявлений граждан по вопросам трудового законодательства, обобщение, формирование и представление в Роструд аналитических сведений о количестве и характере обращений граждан и организаций, рассмотренных в установленном порядке в отчетном периоде.
2.7. Сформированные предложения в перспективный план работы гострудинспекции не позднее 5 августа года, предшествующего году реализации плановых мероприятий, представляются уполномоченными должностными лицами гострудинспекции руководителям структурных подразделений гострудинспекции (вышестоящим должностным лицам) для рассмотрения.
2.8. Руководители структурных подразделений (вышестоящие должностные лица) гострудинспекции, осуществляющих федеральный государственный надзор в установленной сфере деятельности, рассматривают и обобщают предложения подчиненных должностных лиц гострудинспекции и до 10 августа года, предшествующего году реализации плановых мероприятий, вносят сформированные сводные предложения в перспективный план работы гострудинспекции в структурное подразделение (должностному лицу) гострудинспекции, обеспечивающее формирование проекта перспективного плана работы гострудинспекции.
2.9. Структурные подразделения (должностные лица) гострудинспекции, обеспечивающие формирование проекта перспективного плана работы гострудинспекции, обобщают представленные предложения и с учетом плана Роструда на предстоящий плановый период формируют проект перспективного плана работы гострудинспекции, который до 15 августа года, предшествующего году реализации плановых мероприятий, представляется на рассмотрение заместителям руководителя гострудинспекции по направлениям надзорно-контрольной деятельности.
После рассмотрения, согласования и подписания заместителями руководителя гострудинспекции проект плана работы гострудинспекции представляется на рассмотрение и утверждение руководителю гострудинспекции - главному государственному инспектору труда в субъекте Российской Федерации.
2.10. Утвержденный руководителем гострудинспекции план работы гострудинспекции не позднее 20 августа года, предшествующего году реализации плановых мероприятий, размножается в необходимом количестве и направляется в структурные подразделения гострудинспекции для реализации.

3. Планирование проверок соблюдения хозяйствующими субъектами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

3.1. Обязанности по формированию ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приказом руководителя гострудинспекции возлагаются на одного из заместителей руководителя гострудинспекции по направлению надзорно-контрольной деятельности.
3.2. Формирование предложений в план проведение плановых проверок осуществляется на основании предложений уполномоченных должностных лиц гострудинспекции, подготовленных ими по результатам анализа надзорно-контрольной деятельности в предшествующие периоды.
Предложения уполномоченных должностных лиц в проект плана проверок должны содержать следующие сведения:
наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения юридического лица), ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке;
адрес фактического осуществления деятельности (субъект Российской Федерации, поселение, наименование улицы, номер дома);
основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
цель проведения проверки;
основание проведения проверки (дата государственной регистрации ЮЛ, ИП, дата окончания последней проверки, дата начала осуществления ЮЛ, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале предпринимательской деятельности);
дата начала проведения проверки;
срок проведения плановой проверки (рабочих дней, рабочих часов для МСП и МКП);
форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);
наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно.
В соответствии с требованиями части 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ основаниями для включения плановой проверки в план проверок являются истечение трех лет со дня:
государственной регистрации данного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
окончания проведения последней плановой проверки данного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
начала фактического осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, в том числе в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о ее начале в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, в сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3.3. При формировании предложений в план проведения плановых проверок следует учитывать, что установленный Федеральным законом N 294-ФЗ перечень оснований для проведения плановой проверки является закрытым, проведение плановых проверок по не указанным в нем основаниям не допускается. При принятии решения о включении проверки хозяйствующего субъекта в ежегодный план проверок необходимо учитывать наличие либо отсутствие каждого из указанных оснований. При этом для проведения плановой проверки достаточно одного лишь из установленных оснований.
Необходимо учитывать также, что согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ отсутствие оснований для проведения плановой проверки, установленных данным Федеральным законом (равно как проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок), отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя по заявлению проверяемого лица.
Одновременно с этим, в соответствии со статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение уполномоченным должностным лицом гострудинспекции проверки при отсутствии оснований для этого является одним из оснований для привлечения его к административной ответственности.
3.4. При подготовке предложений по формированию ежегодных планов проведения плановых проверок уполномоченными должностными лицами гострудинспекции должны быть всесторонне изучены сведения относительно ранее проведенных в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю (надзору). В этой связи, территориальному органу Роструда рекомендуется предварительно запросить в территориальном органе Федеральной налоговой службы сведения об юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, из которых, в частности, можно установить место нахождения, данные о руководителях и участниках (учредителях), наличие филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений.
В соответствии с пунктом 24 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438, сведения о юридических лицах, содержащиеся в указанном государственном реестре, предоставляются органам государственной власти в электронном виде бесплатно. Аналогичное правило закреплено в пункте 32 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 года N 630.
Информация, необходимая для отнесения проверяемого лица к средним, малым или микропредприятиям, содержится в формах статистической отчетности, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 23 сентября 2008 года N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год". В этой связи, при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок территориальному органу Роструда рекомендуется запросить в территориальном органе Росстата необходимые данные в отношении конкретных планируемых к проверке хозяйствующих субъектов.
3.5. При формировании предложений в план проведения плановых проверок также должны соблюдаться требования статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ, предусматривающей, что срок проведения каждой проверки не может превышать двадцать рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого предпринимательства*(13) общий срок проведения плановой выездной проверки, в том числе проводимой совместно с другими органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
При этом в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, срок проведения каждой проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица и общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
3.6. При формировании предложений в план проведения плановых проверок необходимо исходить из того, что основное внимание уполномоченных должностных лиц гострудинспекции должно уделяться проверке (обследованию) хозяйствующих субъектов с наиболее часто встречающимися случаями нарушений трудовых прав работников, с неблагоприятными условиями труда, с высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, преимущественным применением труда женщин и работников в возрасте до 18 лет.
3.7. Количество хозяйствующих субъектов, включающихся в план проведения плановых проверок должно соответствовать расчету годового количества плановых проверок, которое проводится на основании следующих фактических и прогнозных показателей и результатов работы гострудинспекции:
численности уполномоченных должностных лиц гострудинспекции;
среднего расчетного времени исполнения уполномоченными должностными лицами гострудинспекции служебных обязанностей с учетом времени нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, прогнозного времени отсутствия на службе по болезни;