5.2.3. Пункты заправки автомобилей должны иметь твердые гладкие площадки с топливомаслостойким покрытием и оборудоваться средствами для тушения пожара. Уклон площадки должен быть не менее 2 и не более 4%.
5.2.4. В местах заправки и хранения топлива и смазочных материалов должны устанавливаться противопожарные щиты, огнетушители, ящики с песком и бочки с водой. Проведение ремонтных работ, связанных с применением открытого огня, запрещается.
5.2.5. Бочки с топливом должны наполняться не более чем на 95% их объема, устанавливаться вверх пробками и защищаться от солнечных лучей. Порожняя тара должна храниться на расстоянии не менее 20 м от склада топлива.
5.2.6. На пунктах заправки должны быть вывешены на видном месте основные правила безопасности при заправке машин.
5.2.7. Рабочие автозаправочных станций должны находиться на рабочих местах в спецодежде и иметь средства защиты органов дыхания.
5.2.8. Открытые площадки для хранения топлива и смазочных материалов должны располагаться в более низких местах и опахиваться по периметру полосой шириной в 3 м.
5.2.9. Передвижные топливозаправочные пункты должны устанавливаться не ближе 12 м от зданий и сооружений.
5.3. Аккумуляторные помещения
5.3.1. Аккумуляторные помещения должны иметь отделения:
зарядное-ремонтное;
щелочное;
кислотное.
5.3.2. В щелочном и кислотном отделениях должны быть предусмотрены химические вытяжные шкафы.
5.3.3. Зарядка аккумуляторов должна производиться в помещениях ремонта в вытяжных шкафах при включенной вентиляции, сблокированной с зарядным устройством.
Электрооборудование аккумуляторных отделений (участков) должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.
5.3.4. Запрещается в одном и том же помещении производить зарядку аккумуляторов и приготовление электролита для кислотных и щелочных аккумуляторов.
5.3.5. Размеры зарядных помещений должны обеспечивать свободную установку батарей под зарядку и снятие их с зарядки.
5.3.6. Все зарядные устройства, зарядные щиты и прочая аппаратура (реостаты, реле обратного тока и т.п.) должны устанавливаться в помещении, отделенном стеной от помещения, в котором производится зарядка батарей. Стенка должна обеспечивать непроницаемость для выделяющихся в процессе зарядки газов.
5.3.7. Помещения электролитной, аккумуляторной мастерских и кладовые химикатов относятся к помещениям с химически активной средой, они должны быть оборудованы принудительной общеобменной вентиляцией.
5.3.8. Вытяжные вентиляционные устройства должны иметь блокировку, предусматривающую отключение электропитания двигателей при прекращении работы вентиляции. Электропитание рабочего и резервного вентиляторов должно производиться от разных источников. Вентиляторы должны иметь взрывозащищенное исполнение.
5.3.9. В зарядном и щелочном отделениях должна использоваться осветительная арматура во взрывобезопасном исполнении повышенной надежности против взрыва.
5.3.10. На дверях зарядного помещения должны быть надписи: "Огнеопасно", "С огнем не входить", "Курить запрещается". В помещении для зарядки аккумуляторов не разрешается:
находиться с открытым огнем (зажженной спичкой, папиросой и т. д.);
пользоваться электронагревательными приборами (электрической плиткой, кипятильником и т.д.).
5.3.11. Приготавливать кислотный электролит только в специальных сосудах (керамических, пластмассовых и т. п.), при этом необходимо сначала налить дистиллированную воду, а затем в нее лить кислоту тонкой струей. Переливать из бутылей кислоту следует только с помощью специальных приспособлений (качалок, сифонов и т. п.).
5.3.12. Для приготовления щелочного электролита сосуд со щелочью следует открывать осторожно, без применения больших усилий. При открытии сосуда с щелочью, пробка которого залита парафином, разрешается прогревать горловину сосуда тряпкой, смоченной горячей водой.
5.3.13. Аккумуляторные батареи, установленные для зарядки, должны соединяться между собой только проводами с наконечниками, исключающими возможность искрения.
5.3.14. Присоединение аккумуляторных батарей к зарядному устройству и отсоединение их должно проводиться только при выключенном зарядном оборудовании.
5.3.15. В аккумуляторном отделении должны находиться умывальник, мыло, вата, полотенце и закрываемые сосуды с 5-10%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (для кожи тела) и 2-3%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (для глаз).
На сосудах должны быть соответствующие надписи. Нахождение сосудов без надписи не допускается.
При эксплуатации щелочных аккумуляторов в качестве нейтрализующего раствора применяется 5-10%-ный раствор борной кислоты (для кожи тела) и 2-3%-ный раствор борной кислоты (для глаз).
5.3.16. Электролит, пролитый на стеллаж, верстак и т.п. необходимо вытереть ветошью, смоченной 5-10%-ным нейтрализующим раствором, а пролитый на пол - сначала посыпать опилками, собрать их, затем это место смочить нейтрализующим раствором и протереть насухо.
5.3.17. Аккумуляторщик должен быть обеспечен и пользоваться суконным костюмом, резиновыми сапогами, индивидуальными средствами защиты (прорезиненные нарукавники, резиновые перчатки и защитные очки), резиновым фартуком (нижний край его должен быть ниже верхнего края голенищ сапог).
5.3.18. Аккумуляторные батареи массой более 15 кг следует перевозить по территории предприятия на специальных тележках, платформы которых исключают возможность падения батареи. При переносе вручную малогабаритных аккумуляторов необходимо пользоваться приспособлениями (захваты, носилки) и соблюдать меры предосторожности во избежание обливания электролитом.
VI. Шиномонтажные и шиноремонтные работы
6.1. Шиномонтажные работы
6.1.1. Демонтаж и монтаж шин на предприятии должен осуществляться на участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.
6.1.2. Перед снятием колес автомобиль должен быть вывешен с помощью специальных механизмов (подъемников, домкратов и т. п.). Под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля - специальную подставку (козелок).
6.1.3. Перед снятием шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шин должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.
6.1.4. Перед монтажом шины необходимо проверить ее исправность, чистоту и исправность обода, бортового и замочного колец.
6.1.5. Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого технической документацией для данного типа шин. В случае неправильного положения замочного кольца воздух из накачиваемой шины необходимо выпустить и повторить все сначала.
6.1.6. Подкачку шин без демонтажа следует производить, если давление воздуха в них снизилось более чем на 40% от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.
6.1.7. Накачивание и подкачиваниё снятых с автомобиля шин в условиях предприятия должны выполняться шиномонтажником только на специальных стендах или в специально отведенных для этого огражденных зонах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец и способствующих защите людей в случае разрыва шины. Эти места обозначаются предупредительными надписями.
6.1.8. На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха и вывешена таблица значений давления в шинах.
6.1.9. При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.
6.1.10. Для изъятия из шины посторонних предметов следует пользоваться клещами и не использовать для этих целей отвертки, ножи или шила.
6.1.11. Запрещается:
выбивать диск кувалдой (молотком);
при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;
во время накачивания шины ударять по замковому кольцу кувалдой или молотком;