4.4.24. В случае одновременной перевозки длинномерных грузов разной длины более короткие следует укладывать сверху.
4.4.25. Перевозка (перемещение) грузов неизвестной массы должна производиться после определения их фактической массы. Запрещается перевозить груз, масса которого превышает грузоподъемность транспортного средства.
4.4.26. Налив жидкостей в автоцистерны и их слив должны производиться только с помощью насосов, труб и шлангов, предназначенных для перекачки данных жидкостей.
4.4.27. Участие водителя автоцистерны в наливе и сливе жидкости допускается лишь в случае использования автоматических систем налива и при условии прохождения водителем специального инструктажа. При автоматической системе налива легковоспламеняющихся жидкостей водитель должен находиться у пульта управления аварийной остановки налива.
4.4.28. Погрузка и разгрузка других опасных грузов производится только при выключенном двигателе транспортного средства, за исключением случаев налива и слива жидкостей с помощью насоса, приводимого в действие двигателем транспортного средства. В этом случае водитель должен находиться у места управления насосом.
4.4.29. Перевозка легковоспламеняющихся жидкостей производится на специальных транспортных средствах, имеющих соответствующие надписи и заземления металлическими цепочками. Емкости для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей также должны быть заземлены.
4.4.30. Легковоспламеняющиеся жидкости и баллоны с газом разрешается перевозить только на транспортных средствах, имеющих на выхлопных трубах искрогасители.
4.4.31. При транспортировке жидкости и ядовитых веществ допускается использовать электротранспорт только в качестве тягача и только при наличии на нем средств пожаротушения.
4.4.32. Транспортные средства и места погрузки и разгрузки, загрязненные ядовитыми (токсичными) веществами, должны подвергаться тщательной очистке, мойке и обезвреживанию.
4.4.33. Баллоны со сжиженным газом следует перевозить на подрессоренных транспортных средствах в закрепленном состоянии, укладывая их поперек кузова предохранительными колпаками в одну сторону. В вертикальном положении перевозить баллоны можно только в специальных контейнерах. Бросать и подвергать толчкам баллоны со сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом нельзя.
4.4.34. При перевозке груза в контейнерах кузов или платформа транспортного средства перед погрузкой контейнеров должны быть очищены от посторонних предметов, снега и льда.
4.4.35. Кабины транспортных средств, не имеющих специального ограждения, при перевозке контейнеров должны быть защищены щитами или решетками.
4.4.36. После погрузки контейнеров водитель транспортного средства обязан проверить правильность их установки и крепления.
4.4.37. Проезд людей в кузове транспортного средства при перевозке контейнеров запрещается.
4.4.38. При перевозке контейнеров водитель обязан обращать особое внимание на высоту ворот, мостов, контактных сетей и т. п., резко не тормозить и снижать скорость на поворотах и неровностях дорог.
4.4.39. Опасные грузы допускаются к перевозке в таре и упаковке, соответствующей требованиям ГОСТ 26319.
4.4.40. При перевозке сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов и взрывоопасных, воспламеняющихся жидкостей не допускается курение в кабине и вблизи автомобиля, а также в местах нахождения грузов, ожидающих погрузки или разгрузки, на расстоянии менее 10 м от них.
4.4.41. Условия и способы подготовки, производства погрузочно-разгрузочных работ и перевозки опасных грузов должны соответствовать требованиям ГОСТ 19433, Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, Руководства по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
4.4.42. При транспортировании легковоспламеняющихся грузов в отдельных емкостях, устанавливаемых на транспортное средство, каждая емкость должна иметь заземление.
4.4.43. При перевозке жидкого кислорода необходимо принимать меры по предохранению арматуры емкостей от контактов с маслами и жирами. Автомобиль, перевозящий жидкий кислород, должен быть оборудован огнетушителем, сигнальными красными флажками, установленными в левом переднем и заднем углах бортов кузова. Выхлопная труба автомобиля должна быть оборудована искрогасителем.
4.4.44. Сжиженные газы и воспламеняющиеся жидкости допускаются к транспортированию в стеклянной таре с толстыми стенками и в соответствующей предохранительной упаковке.
4.4.45. При погрузке горючих жидкостей наливом водитель обязан соблюдать требования инструкций грузоотправителя по технике безопасности и пожарной безопасности.
4.4.46. Перевозить баллоны на автомобиле в вертикальном положении (стоя) можно только в специальных контейнерах при наличии в местах погрузки и разгрузки подъездных путей. При этом погрузка и разгрузка контейнеров должны быть механизированы. Баллоны с пропаном разрешается перевозить в вертикальном положении без контейнеров.
4.4.47. Запрещается совместное транспортирование кислородных и ацетиленовых баллонов как наполненных, так и порожних.
4.4.48. Транспортные средства, предназначенные для перевозки баллонов со сжатым газом, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей, должны быть оборудованы дополнительными средствами пожаротушения.
4.4.49. Кузов автомобиля (прицепа), применяемый для перевозки баллонов, должен быть оборудован стеллажами с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком. Стеллажи должны иметь запорные устройства.
4.4.50. Во избежание аварий, несчастных случаев движение транспортных средств с опасными грузами должно осуществляться строго по заданному маршруту, указанному в путевом листе.
4.4.51. Перемещение грузов по организации должно производиться с соблюдением требований ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.020 и настоящих Правил.
4.4.52. Погрузочно-разгрузочные работы производятся в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ Р М 007-98) и Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (ПОТ Р М 008-99).
4.4.53. В действующих электроустановках погрузочно-разгрузочные работы проводятся только по наряду-допуску.
4.4.54. Водители транспортных средств, грузчики, стропальщики, машинисты, работающие в действующих электроустановках или в охранной зоне воздушных линий электропередачи (ВЛ), должны иметь группу II по электробезопасности.
4.4.55. Проезд транспортных средств по территории ОРУ и в охранной зоне высоковольтной линии, а также установка и работа машин должны осуществляться под наблюдением оперативного персонала, работника, выдавшего наряд-допуск, ответственного руководителя, имеющего группу IV, а в охранной зоне ВЛ - под наблюдением ответственного руководителя или производителя работ, имеющего группу III по электробезопасности.
4.4.56. Оставлять без надзора транспортные средства с включенным (работающим) двигателем в действующих электроустановках не допускается.
4.4.57. При работе транспортных средств с поднимающимся кузовом в охранной зоне линии электропередачи напряжение с воздушной линии электропередачи должно быть снято. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии работа транспортных средств разрешается при условии соблюдения расстояний от подъемных или выдвигающихся частей машин не менее указанных в ГОСТ 12.1.051. Корпуса машин должны быть заземлены.
4.5. Специальные требования безопасности при погрузке/разгрузке и транспортировке грузов на авто- и электропогрузчиках, колесных тракторах, мотороллерах и мотоциклах
4.5.1. Подъем грузов, масса которых близка к предельной грузоподъемности, следует производить плавно, без рывков.
4.5.2. Продольный уклон при транспортировке грузов погрузчиками не должен превышать угла наклона рамы погрузчика.
4.5.3. Груз необходимо поднимать при максимально отклоненном назад грузоподъемнике и при заторможенном погрузчике. Груз должен располагаться на грузозахватном приспособлении симметрично и не выходить вперед за его пределы более чем на 1/3 своей длины.
4.5.4. Запрещается укладывать груз непосредственно на грузозахватное приспособление погрузчика краном.
4.5.5. Погрузчики с вилочными захватами, предназначенные для транспортировки мелких или неустойчивых грузов, должны быть оборудованы предохранительной рамой или кареткой для упора при перемещении.
4.5.6. Неправильное положение груза на лапах вилочного захвата погрузчика разрешается устранять только повторным захватом после предварительного освобождения вил.
4.5.7. При движении погрузчика с поднятым грузом не допускается резкое торможение, изменение наклона грузоподъемного устройства, а также поднимание или опускание груза.
4.5.8. Транспортирование длинномерных грузов погрузчиками можно производить только на открытой территории с ровным покрытием.
4.5.9. Перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителя погрузчика, необходимо производить в сопровождении проинструктированного сигнальщика.
4.5.10. При штабелировании грузов, в случае отсутствия кабины, над рабочим местом водителя должно быть установлено съемное ограждение.
4.5.11. Перевозка людей на погрузчиках и электрокарах запрещается, за исключением случаев, предусмотренных конструкцией и нормативно-технической документацией завода-изготовителя.
4.5.12. При расположении аккумуляторной батареи электродвигателя под грузовой платформой перевозка легковоспламеняющихся и агрессивных жидкостей (кислот, щелочей) на электротранспортных средствах не допускается.
4.5.13. При работе на электрокаре с подъемной платформой подведение платформы под тару следует производить до отказа, избегая при этом ударов.
4.5.14. При использовании двухосных прицепов для транспортировки грузов с помощью колесных тракторов необходимо применять буксирное устройство, входящее в дополнительное оборудование прицепа. Если прицепы имеют вращающееся сцепное устройство, то его необходимо застопорить.
4.5.15. При транспортировке грузов на грузовом мотоцикле разрешается перевозить не более одного грузчика. Перевозка людей на грузовом мотороллере запрещается.