Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике РД 153-34.0-03.420-2002 (утв. РАО "ЕЭС России" 19 февраля 2002 г. и Министерством энергетики РФ 15 марта 2002 г.) стр. 7

3.7.7. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава должны проводиться, как правило, в отапливаемых помещениях.
3.7.8. При проведении этих работ в неотапливаемых помещениях либо на открытом воздухе, если они проводятся лежа под машиной или стоя на коленях, необходимо применять утепленные маты.

IV. Погрузочно-разгрузочные работы

4.1. Общие требования безопасности

4.1.1. Требования безопасности к погрузке и разгрузке грузов должны соответствовать ГОСТ 12.3.009 "Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности" и "Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов" ПОТ Р М 007-98.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан следить за правильной погрузкой и размещением груза на транспортном средстве, а также за правильным и прочным креплением груза, бортов и других устройств.
4.1.2. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного приказом руководителя организации, производящей погрузочно-разгрузочные работы.
4.1.3. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям транспортного средства не должны превышать величин, установленных предприятием - изготовителем транспортного средства.
4.1.4. Перемещение грузов по территории организации должно осуществляться в соответствии с транспортно-технологической схемой, утвержденной руководством организации, а также с технологическими картами, проектами производства работ, технологическими инструкциями.
4.1.5. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, в основном, механизированным способом. Поднимать и перемещать грузы вручную разрешается только при соблюдении норм, предусмотренных ГОСТ 12.3.020.
4.1.6. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускается персонал, прошедший обучение и проверку знаний по вопросам безопасности труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях.
4.1.7. Рабочие, участвующие в погрузочно-разгрузочных работах, обязаны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры.
4.1.8. Привлечение к погрузке и разгрузке грузов водителей транспортных средств допустимо лишь с их согласия при условии, что они обучены правилам безопасности при такой работе и аттестованы.
4.1.9. Для безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных работ водители транспортных средств обязаны предварительно ознакомиться с подъездными путями, состоянием погрузочно-разгрузочных площадок и средствами механизации.
4.1.10. В случае возникновения опасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ ответственный за их проведение должен прекратить работы до устранения опасности и принять меры по устранению (предотвращению) этой опасности.
4.1.11. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, запрещается выполнять другие работы, помимо указанных руководителем или не предусмотренных их должностными обязанностями.
4.1.12. Руководители и специалисты, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, должны проходить проверку знаний особенностей техпроцесса, требований безопасности труда, безопасной эксплуатации транспортных средств, механизмов и устройств, пожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с их должностными обязанностями.
4.1.13. Проверка знаний руководителей и специалистов, ответственных за проведение погрузочно-разгрузочных работ, должна осуществляться специальной комиссией предприятия в сроки, предусмотренные Правилами организации работ с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства РД 34.12.102-94.
4.1.14. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ ответственный за их проведение обязан проверить исправность средств механизации, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря и приспособлений, а также состояние поверхностей площадок, полов, платформ и проходов.

4.2. Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам

4.2.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны осуществляться на специально отведенной территории (площадке) с твердым покрытием без выбоин и уклонов, превышающих 3°. Допускается в качестве погрузочно-разгрузочных площадок использовать спланированные площадки с твердым естественным грунтом, обеспечивающим нормальную эксплуатацию автотранспортных средств в пределах проектной нагрузки от грузов и транспортных средств.
4.2.2. Подъездные пути (в том числе спуски и подъемы) к погрузочно-разгрузочным, площадкам должны иметь твердое покрытие без выбоин и содержаться в исправном состоянии.
4.2.3. В местах пересечения подъездных путей с канавами, траншеями, железнодорожными линиями и т. п. должны быть устроены настилы или мосты шириной не менее 3,5 м, обеспечивающие безопасный переезд.
4.2.4. Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем и 3,5 м при одностороннем движении с необходимым расширением на закруглениях дорог.
4.2.5. Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать размещение груза, нормальный фронт работ для необходимого количества транспортных средств, средств механизации и рабочих, занятых перемещением грузов.
4.2.6. Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь обозначенные границы.
4.2.7. Выбор места для погрузочно-разгрузочных площадок и размещение на них зданий и сооружений должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009 и соответствовать требованиям СНиП II-89-80*.
4.2.8. Места производства погрузочно-разгрузочных работ и подъездные пути к ним должны быть оборудованы дорожными знаками и указателями.
4.2.9. При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между габаритами стоящих друг за другом транспортных средств должно быть не менее 1 м, а между габаритами транспортных средств, стоящих рядом - не менее 1,5 м.
4.2.10. При проведении погрузочно-разгрузочных работ вблизи зданий расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом обязательно наличие тротуара, отбойного бруса и т.п.
4.2.11. Площадки для укладки грузов должны иметь обозначение границ штабелей, проходов и проездов между ними. Размещение грузов в проходах и проездах не допускается. Расстояние между штабелем груза и транспортным средством должно быть не менее 1 м.
4.2.12. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами. Если таковые не устанавливаются, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать автомобиль для разгрузки к откосу, определяется конкретными условиями и углом естественного откоса грунта. При этом обязательно присутствие сигнальщика.
4.2.13. Автотранспортные средства, подаваемые под погрузку или разгрузку задним ходом, не должны при этом маневрировать. Выезд с места погрузки и разгрузки должен быть свободным, а его ширина не должна быть менее 3,5 м.
4.2.14. При погрузке сыпучих грузов из люков емкостей следует устанавливать указатели места установки транспортного средства и наносить разграничительные полосы на дороге при подъезде к люку.
4.2.15. Эстакады, предназначенные для разгрузки, должны иметь необходимый запас прочности для принятия полностью загруженных транспортных средств, а также снабжены боковыми ограждениями и колесоотбойными брусьями.
4.2.16. На площадках для погрузки и разгрузки тарных штучных грузов следует устанавливать платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте несущей поверхности (пола кузова) транспортных средств.
4.2.17. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м.
4.2.18. Площадки, предназначенные для промежуточного складирования грузов, следует располагать на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог.
4.2.19. Освещенность погрузочно-разгрузочных площадок в темное время суток должна обеспечивать нормальные условия производства работ в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95. Освещенность должна быть не менее 10 лк, равномерной, без слепящего действия осветительных приборов.
4.2.20. Над погрузочно-разгрузочными площадками и площадками складирования грузов не допускается прохождение воздушных линий электропередачи. При необходимости устройства мачт освещения внутри площадки подводка электрических проводов к ней осуществляется кабелем, проложенным под землей.
Допускается подводка питающего кабеля по земле на козелках.
4.2.21. При проведении погрузочно-разгрузочных работ в закрытых помещениях последние должны иметь искусственное и аварийное освещение по СНиП 23-05-95.

4.3. Классификация обрабатываемых грузов

4.3.1. Перевозимые транспортными средствами грузы классифицируются в зависимости от:
вида и способа складирования;
массы;
формы и размеров;
длинномерности груза;
степени и характера опасности.
4.3.2. К группе, зависящей от вида и способа складирования, относятся: