штучные негабаритные грузы (металлические конструкции, машины, станки, двигатели, механизмы, крупные железобетонные изделия и т. д.);
штучные штабелируемые грузы (прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, ящики, бочки и другие изделия геометрически правильной формы);
насыпные грузы (уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, мелкая металлическая стружка и т.д.);
полужидкие пластичные грузы (бетонные массы, растворы, известковое тесто, битумы, смазочные вещества и т. д.);
жидкие грузы - грузы не имеющие определенной формы (вода, жидкие горючие и смазочные материалы, кислоты, щелочи, мастики и т. д.);
газообразные грузы.
4.3.3. В зависимости от массы грузы делятся на четыре категории:
легковесные грузы - грузы массой не более 250 кг (войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, легкие детали и др.);
тяжеловесные грузы - все штабелируемые и нештабелируемые грузы, масса которых находится в пределах от 250 кг до 50 т;
весьма тяжелые грузы - грузы, масса которых превышает 50 т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы;
мертвые грузы - грузы неизвестной массы.
4.3.4. В зависимости от формы и размеров грузы делятся на:
габаритный груз - груз, размеры которого не превышают норм, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
негабаритный груз;
длинномерный груз (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции).
4.3.5. Маркировка грузов (кроме опасных) должна производиться в соответствие с ГОСТ 14192-96.
4.3.6. Грузы по степени и характеру опасности разделяются в соответствии с ГОСТ 19433 на 9 классов опасности:
взрывчатые материалы (ВМ);
газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);
окисляющиеся вещества (ОК) и окисляющиеся пероксиды (ОП);
ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
радиоактивные материалы (РМ);
едкие или коррозионные вещества;
прочие опасные вещества.
4.4. Погрузка, перевозка и разгрузка грузов
4.4.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.20, требованиями настоящих Правил и другой нормативной документации.
4.4.2. Погрузка, разгрузка и транспортировка грузов должны быть механизированы независимо от расстояния его перевозки.
4.4.3. Погрузку и разгрузку грузов допустимо производить только при отсутствии людей в кабине транспортного средства.
4.4.4. Расположение и закрепление груза должны производиться таким образом, чтобы во время перевозки не произошло его смещение или падение.
4.4.5. Штучные товары, уложенные выше бортов кузова или на платформе без бортов, должны быть надежно закреплены веревками, тентами, специальными сетками. Использование металлических канатов и проволоки запрещается.
4.4.6. Закрепление груза на транспортном средстве осуществляется при обязательном контроле водителя. При перевозке грузов в автомобилях-прицепах водитель обязан проверить надежность закрытия бортов автомобиля и прицепов.
4.4.7. Высота транспортного средства вместе с грузом не должна превышать 4,0 м от поверхности земли.
4.4.8. Перевозка по территории предприятия негабаритных грузов высотой более 4,0 м и шириной более 2,6 м, а также грузов, транспортировка которых запрещена соответствующими знаками дорожного движения, допускается лишь с письменного разрешения работника службы безопасности дорожного движения организации, а при его отсутствии - работника службы охраны труда. При этом указанные грузы должны обязательно сопровождаться специалистом, ответственным за их перевозку.
4.4.9. Навалочный груз в транспортном средстве должен располагаться равномерно по всей площади кузова и не возвышаться над его бортом.
4.4.10. Транспортировка унифицированной технологической, ящичной, сеточной, стоечной и т.п. тары должна производиться при ее размещении не более чем в 2 яруса. Для унифицированных ящиков высотой менее 500 мм допускается транспортировка в 3 яруса.
4.4.11. Штучный груз (ящики, бочки и т.п.) должен быть уложен плотно, без промежутков и укреплен так, чтобы при движении транспортного средства он не мог перемещаться по поверхности кузова. При наличии промежутков между грузами следует заполнять их деревянными прокладками или устанавливать распорки.
4.4.12. Стеклянная тара с жидкостью допускается к перевозке только в специальной предохранительной упаковке и устанавливается пробкой вверх. В случае установки стеклянной тары в два ряда необходимо использовать между рядами предохранительные прокладки.
4.4.13. Бочки с жидкостями должны устанавливаться пробкой вверх, стоять на прокладках из досок для каждого ряда. Крайние ряды досок должны быть подклинены.
4.4.14. Перевозка грузчиков или других сопровождающих груз лиц разрешается только в кабине транспортного средства. При транспортировке легковесных грузов в исключительных случаях допускается нахождение людей в кузове бортового транспортного средства. При этом груз должен укладываться так, чтобы оставались удобные и безопасные для сидения места.
4.4.15. При попадании находящихся в транспортном средстве людей в ситуации, опасные для их жизни, водитель обязан немедленно остановить транспортное средство и принять меры к оказанию им помощи. О случившемся следует срочно сообщить ответственному за выпуск транспортного средства на линию и в службу безопасности движения.
4.4.16. Находиться перед скатываемыми грузами (бочки, барабаны, рулоны и т.п.) или сзади накатываемых грузов запрещается.
4.4.17. Проводить погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами при наличии людей в кабине или в кузове запрещается.
4.4.18. При проведении погрузочно-разгрузочных работ грузы разрешается брать только сверху штабеля или кучи. При этом руководитель работ обязан предварительно убедиться, что груз не защемлен, не присыпан, не примерз и находящиеся материалы, детали, оборудование занимают устойчивое положение.
4.4.19. При погрузке и разгрузке лесоматериалов должны быть предусмотрены приспособления, исключающие развал лесоматериалов.
4.4.20. При разгрузке сыпучих грузов с насыпей или при засыпке котлованов или траншей грунтом автомобили-самосвалы следует устанавливать на расстояние не менее 1 м от бровки естественного откоса.
4.4.21. Транспортирование пылящих грузов на бортовых транспортных средствах допускается только уплотненными в кузовах, грузы при этом следует закрывать укрывным материалом (брезентом).
4.4.22. Длинномерные грузы (грузы, превышающие габариты транспортного средства по длине на 2 м и более) следует перевозить на автомобилях с прицепами.
4.4.23. Автомобили, предназначенные для систематической перевозки длинномерных грузов, не должны иметь бортов, но их следует оборудовать съемными или откидными стойками, предохраняющими грузы от падения.