ГОСТ Р ИСО 22006-2012 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 90012008 в растениеводстве. стр. 12

Информация, полученная в ходе деятельности по производству продукции, может использоваться в случаях, когда требования не могут быть объективным образом проверены, как, например, для органических культур. Доказательством соответствия продукции должны стать соответствующие записи сельскохозяйственного предприятия.
Мониторинг и измерение продукции, относящейся к безопасности пищевой продукции, следует рассматривать как часть настоящего процесса, когда это целесообразно, или при выполнении законодательных или других обязательных требований.
8.3 Управление несоответствующей продукцией
571 × 766 пикс.     Открыть в новом окне
Указание: Несоответствующей продукцией является продукция растениеводства, которая либо не отвечает требованиям потребителей, или не соответствует стандартной практике, установившейся при производстве данной продукции, или законодательным и обязательным требованиям. В случае выявления несоответствующих продуктов они либо не предлагаются для продажи, или могут быть заново обсуждены соглашения, связанные с поставкой такой продукции. Если несоответствие может быть исправлено, то такая продукция может быть снова предложена для продажи. В случае, если несоответствия не могут быть исправлены, следует предпринять другие меры, связанные с возможностями поставки на рынок данной продукции.
Несоответствующая продукция может быть надлежащим образом идентифицирована посредством визуального осмотра или проверки ее свойств. Несоответствующая продукция должна быть незамедлительно отделена и управляться методами, перечисленными в 8.3, или другими средствами, которые были определены руководством сельскохозяйственного предприятия. Характер несоответствий и действия, предпринятые для управления несоответствующей продукции, необходимо зарегистрировать и поддерживать соответствующие записи. Если продукция, имеющая несоответствия, еще до их выявления была направлена потребителю, то сельхозпроизводитель должен уведомить об этом потребителя.
Необходимо предпринять шаги для идентификации несоответствующей продукции и нужно проинформировать всех работников, что такая продукция не может быть включена в заказ потребителя.
Ключевой принцип систем качества - идентификация причин, вызвавших несоответствующую продукцию. Каждый продукт растениеводства, несоответствующий требованиям, следует проанализировать (там, где это реализуемо на практике) для определения причин несоответствия и действий, которые следует предпринять для предотвращения данного несоответствия в будущем.
Вопросы, связанные с безопасностью пищевой продукции, могут иметь ключевое значение при определении и идентификации несоответствующей продукции (см. стандарт ИСО 22000, когда вопросы, связанные с безопасностью пищевой продукции, являются составной частью системы менеджмента организации).
8.4 Анализ данных
571 × 472 пикс.     Открыть в новом окне
Указание: Эффективные решения основаны на анализе информации, которая собирается на постоянной основе в ходе процесса производства продукции растениеводства. Такая информация должна включать результаты любой оценки произведенной продукции. Анализ этой информации необходимо использовать для идентификации любых тенденций, что могло бы оказаться полезным при планировании, включающем планирование будущего производства. Нужно, чтобы удовлетворенность потребителей, как она измеряется в 8.2.1, была частью данного процесса, используемого для предупреждения будущих проблем.
Стандарт ИСО 9001:2008 требует, чтобы, по меньшей мере, данные, полученные в качестве результата деятельности по мониторингу и измерению (8.2), собирались и подвергались анализу. Исходя из этой информации могут быть идентифицированы области для улучшения, и каждое несоответствие представляет возможность для улучшения. Эта деятельность часто осуществляется там, где могут быть получены наибольшие преимущества и выгоды от системы менеджмента качества. Постоянная непрерывающаяся идентификация тенденций, которые не заметны сразу во время цикла производства продукции, могут помочь уменьшить проблемы в будущем. Результаты мониторинга, измерения и анализа должны быть составной частью анализа со стороны руководства (5.6).
Пояснение. Для простых сельскохозяйственных предприятий использование имеющейся информации, включающей прямое наблюдение, может оказаться достаточным для определения того, насколько необходимы изменения в процессах производства продукции для лучшего выполнения требований потребителей или рынка.
Информация может быть зарегистрирована такими средствами, как сделанными от руки записями, примечаниями в календарях, ежедневниках или другими методами, определенными в качестве приемлемых руководством сельскохозяйственного предприятия.
8.5 Улучшение
8.5.1 Постоянное улучшение
571 × 159 пикс.     Открыть в новом окне
Указание: Под постоянным улучшением следует понимать непрерывную деятельность, направленную на улучшение тех или иных аспектов и элементов деятельности для сельскохозяйственной организации и/или ее потребителей. В случае, когда возможности для улучшения идентифицированы и когда они являются оправданными, нужно предпринять меры для разрешения проблемы или произвести улучшение. Улучшения могут быть инициированы персоналом или руководством сельскохозяйственного предприятия. Эти улучшения могут быть просто благоприятной возможностью что-либо улучшить или могут быть продиктованы попыткой устранить выявленную проблему, которая была зарегистрирована в установленном порядке. Решения, касающиеся действий, которые следует предпринимать для реализации улучшений, должны приниматься на основе имеющихся в распоряжении ресурсов, серьезности выявленной проблемы и ее последствий и исходя из того, насколько предлагаемое решение реализуемо на практике и эффективно. В случае определения нескольких возможностей руководству сельскохозяйственного предприятия нужно оценить обстоятельства и внедрить сначала те меры (действия), которые обещают быть наиболее полезными.
Постоянное улучшение является неизменной задачей организации. Корректирующее действие является важным составным элементом, обеспечивающим обратную связь для процесса постоянного улучшения. Посредством корректирующих действий и внедрения постоянного улучшения достигается улучшение всей системы качества, реализация политики и целей в области качества сельскохозяйственного предприятия.
8.5.2 Корректирующие действия
571 × 495 пикс.     Открыть в новом окне
Указание: Как корректирующие действия (8.5.2), так и предупреждающие действия (8.5.3) можно рассматривать в качестве важных шагов в цикле улучшения качества. Целью корректирующего действия является устранение причин и последствий проблем. Корректирующее действие включает выявление причины конкретной проблемы и затем разработку и внедрение необходимых мер по предотвращению повторного возникновения данной проблемы. Корректирующие действия уменьшают отрицательные воздействия на:
- результаты экономической деятельности организации;
- продукцию, процессы, систему менеджмента качества сельскохозяйственного предприятия;
- удовлетворенность потребителей.
Корректирующие действия должны предприниматься в отношении:
- несоответствий продукции;
- деятельности, не отвечающей изначально установленным требованиям.
Нужно предпринимать меры для определения того, что выявленная проблема полностью устранена. Если этого не произошло, процесс, связанный с принятием и реализацией корректирующих действий, может быть повторен заново до тех пор, пока решение не будет найдено.
8.5.3 Предупреждающие действия
571 × 473 пикс.     Открыть в новом окне
Указание: 8.5.3 направлен на предотвращение проблем до того, как они появляются. Шаги для определения предупреждающих действий очень похожи на те, что используются для корректирующих действий; однако результаты могут быть благоприятными и полезными для всех областей системы менеджмента качества. Предупреждение проблем в большей степени, чем их исправление, приводит к улучшению продукции и/или уменьшению затрат.
Потенциальные несоответствия могут быть идентифицированы в ходе осуществления соответствующих мероприятий на предприятии или во время проведения внутренних аудитов. В случае идентификации потенциальных несоответствий их следует соответствующим образом зарегистрировать и разработать планы мероприятий по их недопущению. В этом состоит основной принцип предупреждающих действий, которые являются важной деятельностью по улучшению.
Действия по анализу рисков (включающие разработку планов ХАССП) могут рассматриваться в качестве важного составного элемента предупреждающих действий, когда это применимо.
Примеры предупреждающих действий включают:
- планово-предупредительное техническое обслуживание и ремонт оборудования;
- сигнализаторы, индикаторы и технологии производства без потерь и дефектов;
- ХАССП (ИСО 22000:2005 [6]).

Приложение A

(справочное)

Типичные процессы и подпроцессы для продукции растениеводства

В таблицах с А.1 по А.11 приводятся типичные процессы для продукции растениеводства и связанные с ними подпроцессы. Эти процессы и подпроцессы не применяются ко всем сельскохозяйственным предприятиям, скорее они направлены на оказание помощи там, где это целесообразно. Размер и сложность производственной структуры сельскохозяйственного предприятия и связанных с этим требований к продукции растениеводства определяют фактическую применимость приведенных процессов и подпроцессов. Пользователи настоящего международного стандарта могут посчитать полезным обращение к этому перечню и отобрать процессы или подпроцессы для продукции растениеводства, включающие мероприятия, предшествующие посадке растений, мероприятия после уборки урожая, хранение и доставку, и соответствующие предложения, которые могут применяться для свойственных им потребностей или нужд.
Предложенные для рассмотрения процессы для продукции растениеводства перечислены в таблицах с А.1 до А.11:
1) планирование;
2) выделение земли (отбор полевых площадей);
3) выделение/закупка входных средств для производства сельскохозяйственной продукции;
4) менеджмент земельных и водных ресурсов;
5) посадка растений;
6) полевые работы;