Закон Ленинградской области от 30 сентября 2005 г. N 77-оз "О региональной целевой программе "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008 годы" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 13 сентября 2005 года) стр. 3

┌─────────────┬───────────┬────────────────────┬───────────┬────────┐
Из приведенных в таблице 1 данных следует, что:
Количество мест размещения более высокого уровня комфортности (гостиницы и некоторые коттеджи) составляет 23,2 процента от общего числа КСР, но коэффициент их загрузки достаточно высок в связи с их комфортностью и возможностью круглогодичной работы. Количество баз отдыха и турбаз составляет 51,3 процента от общего числа КСР, в летний период объем их загрузки стремится к 100 процентам, но в связи с низкой комфортностью этих КСР и невозможностью круглогодичного использования итоговый коэффициент загрузки у них ниже. Из изложенного следует вывод, что в Ленинградской области есть необходимость реконструкции имеющихся и строительства новых комфортных объектов размещения с возможностью их круглогодичного использования. Одним из направлений Программы является содействие привлечению инвесторов для строительства комфортабельных (двух-трехзвездочных) КСР гостиничного типа.
Объекты размещения должны быть привязаны к основным объектам туристского интереса (таблица 2).

Таблица 2. Посещаемость объектов туристского интереса Ленинградской области

(тысяч человек)
┌─────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Объекты туристского │ Годы │
│ интереса ├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────────┤
│ │ 2000 │ 2001 │ 2002 │ 2003 │ 2004 │ 2005 │
│ │ │ │ │ │ │(прогноз) │
├─────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────────┤
│Музеи │307,3 │273,8 │280,5 │289,5 │360,8 │ 399,5 │
├─────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────────┤
│Усадьбы │ 43,4 │ 51,1 │ 59,8 │ 62,1 │ 84,2 │ 84,5 │
├─────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────────┤
│Крепости │245,6 │285,7 │359,2 │407,8 │405,7 │ 417,0 │
├─────┬───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────────┤
│Всего│Абсолютная │596,3 │610,6 │699,5 │759,4 │850,7 │ 901,0 │
│ │численность │ │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────────┤
│ │Процентный рост│ │ 2,4 │ 14,5 │ 8,6 │ 12 │ 6 │
│ │по отношению│ │ │ │ │ │ │
│ │к предыдущему│ │ │ │ │ │ │
│ │периоду │ │ │ │ │ │ │
└─────┴───────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────────┘
┌─────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
В целом при отсутствии официальной статистики оценка развития сферы туризма Ленинградской области проведена по следующим критериям:
число туристов, посетивших Ленинградскую область (граждане России и иностранные граждане раздельно);
поступление налоговых платежей, контролируемых Министерством налогов и сборов Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации по строке "Туризм";
количество туристских фирм, зарегистрированных в Ленинградской области (туроператорских и турагентских);
количество реально работающих объектов размещения на территории Ленинградской области;
количество рабочих мест (в туристских фирмах и объектах размещения) на территории Ленинградской области.
Указанные показатели, взятые за годы реализации предшествующей программы, наглядно демонстрируют как правильность выбора основных направлений реализации Программы, так и обоснованность программного подхода к решению вопроса развития туризма (таблица 3).

Таблица 3. Социально-экономические показатели развития туризма в Ленинградской области в 2000-2005 годах

┌───┬───────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ N │ Показателя экономической │ Годы │
│п/п│и социальной эффективности ├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│ │ │2000 │2001 │2002 │2003 │2004 │2005 │
├───┼───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │
├───┼───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 1.│Число туристов, посетивших│ 750 │ 870 │1030 │1200 │1350 │1500 │
│ │Ленинградскую область│ │ │ │ │ │ │
│ │(тысяч человек), из них: │ │ │ │ │ │ │
│ │граждане РФ │ 620 │ 725 │ 860 │1000 │1130 │1250 │
│ │иностранные граждане │ 130 │ 145 │ 170 │ 200 │ 220 │ 250 │
├───┼───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 2.│Поступления налогов и сбо-│21300│22700│25500│28000│28170│30000│
│ │ров, контролируемых Минис-│ │ │ │ │ │ │
│ │терством налогов и сборов│ │ │ │ │ │ │
│ │Российской Федерации, в│ │ │ │ │ │ │
│ │бюджетную систему Российс-│ │ │ │ │ │ │
│ │кой Федерации по туристс-│ │ │ │ │ │ │
│ │кой отрасли (тысяч рублей) │ │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 3.│Количество туристских фирм│ 84 │ 107 │ 92 │ 108 │ 116 │ 120 │
│ │в Ленинградской области │ │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 4.│Количество реально работаю-│ 232 │ 281 │ 290 │ 325 │ 360 │ 400 │
│ │щих объектов размещения на│ │ │ │ │ │ │
│ │территории Ленинградской│ │ │ │ │ │ │
│ │области │ │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│ 5.│Количество рабочих мест в│6550 │7950 │8100 │9100 │10050│11100│
│ │туристских фирмах и объек-│ │ │ │ │ │ │
│ │тах размещения на террито-│ │ │ │ │ │ │
│ │рии Ленинградской области │ │ │ │ │ │ │
└───┴───────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
┌───┬───────────────────────────┬───────────────────────────────────┐

1.2. Основные цели и задачи Программы

Основная цель Программы заключается в формировании на территории Ленинградской области современной конкурентоспособной туристской отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, с другой стороны, значительный вклад в социально-экономическое развитие Ленинградской области за счет увеличения доходной части областного и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного потенциала региона.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для эффективного развития туристской отрасли;
формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость Ленинградской области на туристском рынке;
проведение активной рекламной деятельности, направленной на продвижение туристских ресурсов Ленинградской области на российский и международный туристские рынки;
формирование современной нормативно-правовой базы туризма;
содействие повышению конкурентоспособности региональных туристских услуг за счет улучшения качества обслуживания туристов;
поддержка развития предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего предпринимательства;
обеспечение развития инфраструктуры туризма путем содействия привлечению российских и иностранных инвестиций для реконструкции и создания новых туристских объектов;
содействие созданию условий для развития гостиничных, сервисных, транспортных услуг, услуг связи в соответствии с международными стандартами;
содействие развитию межрегиональных и международных туристских связей на основе взаимной выгоды;
создание условий для возрождения, развития и освоения новых туристских ресурсов районов Ленинградской области.

Раздел II. План мероприятий Программы

2.1. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий включает разделы, реализация которых позволит сформировать туристский продукт Ленинградской области, отвечающий потребностям и возможностям региона, а также основным тенденциям развития туризма.
План мероприятий Программы представлен в приложении 2 к Программе.
Система программных мероприятий состоит из следующих разделов, объединяющих мероприятия по направленности:
1. Совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма.
2. Совершенствование информационной и нормативно-правовой базы туристской отрасли.
3. Содействие продвижению туристских услуг Ленинградской области на российский и мировой рынки
4. Создание комфортной информационной среды для туристов.
5. Содействие привлечению инвестиций в туристскую индустрию Ленинградской области.
6. Развитие различных видов и форм туризма.
7. Развитие межрегионального и международного туризма.
8. Методическое обеспечение развития туризма.
Раздел 1. Совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма
Развитие деятельности ленинградского областного государственного учреждения "Информационно-туристский центр". Учреждение создано на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 29 августа 2002 года N 317-р. Учредителем является комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области. Основными направлениями деятельности Ленинградского областного государственного учреждения "Информационно-туристский центр" (в соответствии с уставом) являются:
реализация государственных программ развития сферы туризма в Ленинградской области;
осуществление информационно-туристской деятельности по продвижению туристского продукта Ленинградской области на внешний и внутренний туристские рынки;
обучение персонала; участие в семинарах, конференциях, выставках; техническое и программное обеспечение; работа с новыми информационными технологиями; аренда транспорта для осуществления основной деятельности;