Таблица 1
Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются
Число несущих проволок в наружных прядях | Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам | Тип свивки | ГОСТ на канат | Группа классификации (режима) механизма | |||||||||||
M1, М2, М3 и М4 | М5, М6, М7 и М8 | ||||||||||||||
крестовая свивка | односторонняя свивка | крестовая свивка | односторонняя свивка | ||||||||||||
на участке длиной | |||||||||||||||
6d | 30d | 6d | 30d | 6d | 30d | 6d | 30d | ||||||||
n <= 50 | 6х7(6/1) | 2 | 4 | 1 | 2 | 4 | 8 | 2 | 4 | ||||||
6х7(1+6)+1х7(1+6) | ЛК-О | 3066-80 | |||||||||||||
6х7(1+6)+1о.с. | ЛК-О | 3069-80 | |||||||||||||
8х6(0+6)+9о.с. | ЛК-О | 3097-80 | |||||||||||||
51 <= n <= 75 | 6х19(9/9/1)* | 3 | 6 | 2 | 3 | 6 | 12 | 3 | 6 | ||||||
6х19(1+9+9)+1 о.с. | ЛК-О | 3077-80 | |||||||||||||
6х19(1+9+9)+7х7(1+6)* | ЛК-О | 3081-80 | |||||||||||||
76 <= n <= 100 | 18х7(1+6)+1о.с. | ЛК-О | 7681-80 | 4 | 8 | 2 | 4 | 8 | 16 | 4 | 8 | ||||
101 <= n <= 120 | 8x19(9/9/1)* | 5 | 10 | 2 | 5 | 10 | 19 | 5 | 10 | ||||||
6х19(12/6/1) | |||||||||||||||
6х19(12/6+6/F1) | |||||||||||||||
6х25FS(12/12/1)* | |||||||||||||||
6x19(1+6+6/6)+7x7(1+6) | ЛК-Р | 14954-80 | |||||||||||||
6x19(1+6+6/6)+1o.c. | ЛК-Р | 2688-80 | |||||||||||||
6х25(1+6; 6+12)+1o.c. | ЛК-З | 7665-80 | |||||||||||||
6х25(1+6; 6+12)+7x7(1+6) | ЛК-З | 7667-80 | |||||||||||||
121 <= n <= 140 | 8х16(0+5+11)+9o.c. | ТК | 3097-80 | 6 | 11 | 3 | 6 | 11 | 22 | 6 | 11 | ||||
141 <= n <= 160 | 8х19(12/6+6F/1) | 6 | 13 | 3 | 6 | 13 | 26 | 6 | 13 | ||||||
8x19(1+6+6/6)+1o.c. | ЛК-Р | 7670-80 | |||||||||||||
161 <= n <= 180 | 6х36(14/7+7/7/1)* | 7 | 14 | 4 | 7 | 14 | 29 | 7 | 14 | ||||||
6x30(0+15+15)+7o.c. | ЛК-O | 3083-80 | |||||||||||||
6x36(1+7+7/7+14)+1o.c.* | ЛК-РО | 7668-80 | |||||||||||||
6x36(1+7+7/7+14)+ +7x7(1+6)* | ЛК-РО | 7669-80 | |||||||||||||
181 <= n <= 200 | 6x31(1+6+6/6+12)+1o.c. | 8 | 16 | 4 | 8 | 16 | 32 | 8 | 16 | ||||||
6x31(1+6+6/6+12)+7x7(1+6) | |||||||||||||||
6x37(1+6+15+15)+1o.c. | ТЛК-О | 3079-80 | |||||||||||||
201 <= n <= 220 | 6х41(16/8+8/8/1)* | 9 | 18 | 4 | 9 | 18 | 38 | 9 | 18 | ||||||
221 <= n <= 240 | 6х37(18/12/6/1) | 10 | 19 | 5 | 10 | 19 | 38 | 10 | 19 | ||||||
18х19(1+6+6/6)+1о.с. | ЛК-Р | 3088-80 | |||||||||||||
241 <= n <= 260 | 10 | 21 | 5 | 10 | 21 | 42 | 10 | 21 | |||||||
261 <= n <= 280 | 11 | 22 | 6 | 11 | 22 | 45 | 11 | 22 | |||||||
281 <= n <= 300 | 12 | 24 | 6 | 12 | 24 | 48 | 12 | 24 | |||||||
300 <= n | 0,04n | 0,08n | 0,02n | 0,04n | 0,08n | 0,16n | 0,04n | 0,08n |
Примечания:
1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.
4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.
5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.
6. Незаполненные строки в графе "Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам" означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.
1339 × 1032 пикс.   Открыть в новом окне |
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 5, д) или коррозии (см. рис. 6, д) на 40% и более канат бракуется.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента. обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.
Таблица 2
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % | Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1 |
10 | 85 |
15 | 75 |
20 | 70 |
25 | 60 |
30 и более | 50 |
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 8), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 9). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Н_в и свивки каната Н_к канат бракуется при d_в >= 1,08 d_к, где d_в - диаметр спирали волнистости, d_к - номинальный диаметр каната.
721 × 1664 пикс.   Открыть в новом окне |
676 × 1466 пикс.   Открыть в новом окне |
933 × 233 пикс.   Открыть в новом окне |
970 × 628 пикс.   Открыть в новом окне |
951 × 395 пикс.   Открыть в новом окне |
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при d_в >= 4/3d_к. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25d_к.
7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 10); выдавливания сердечника (рис. 11); выдавливания или расслоения прядей (рис. 12); местного увеличения диаметра каната (рис. 13); местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 7); раздавленных участков (рис. 14); перекручиваний (рис. 15); заломов (рис. 16); перегибов (рис. 17); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
760 × 293 пикс.   Открыть в новом окне |
728 × 412 пикс.   Открыть в новом окне |
869 × 627 пикс.   Открыть в новом окне |
895 × 279 пикс.   Открыть в новом окне |
796 × 223 пикс.   Открыть в новом окне |
712 × 354 пикс.   Открыть в новом окне |
719 × 278 пикс.   Открыть в новом окне |
705 × 375 пикс.   Открыть в новом окне |
Приложение 14
Предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин
Элементы | Дефекты, при наличии которых элемент выбраковывается |
Ходовые колеса кранов и тележек | 1. Трещины любых размеров2. Выработка поверхности реборды до 50% от первоначальной толщины3. Выработка поверхности катания, уменьшающая первоначальный диаметр колеса на 2%4. Разность диаметров колес, связанных между собой кинематически, более 0,5%* |
Блоки | 1. Износ ручья блока более 40% от первоначального радиуса ручья |
Барабаны | 1. Трещины любых размеров2. Износ ручья барабана по профилю более 2 мм |
Крюки | 1. Трещины и надрывы на поверхности2. Износ зева более 10% от первоначальной высоты вертикального сечения крюка |
Шкивы тормозные | 1. Трещины и обломы, выходящие на рабочие и посадочные поверхности2. Износ рабочей поверхности обода более 25% от первоначальной толщины |
Накладки тормозные | 1. Трещины и обломы, подходящие к отверстиям под заклепки2. Износ тормозной накладки по толщине до появления головок заклепок или более 50% от первоначальной толщины |
______________________________
* Для механизмов с центральным приводом.
Приложение 15
Нормы браковки грузозахватных приспособлений
Браковка грузозахватных приспособлений, находящихся в эксплуатации, должна производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра и браковочные показатели.
При отсутствии у владельца инструкции браковка элементов канатных и цепных стропов производится в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем приложении.
Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.
Стропы из канатов двойной свивки | Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной | ||
3d | 6d | 30d | |
4 | 6 | 16 |
Примечание. d - диаметр каната, мм.
Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% (рис. 2).