"Методика определения уровня акустической нагрузки на членов экипажей воздушных судов с учетом шума под авиагарнитурами. Методические указания. МУК 4.3.2230-07" (утв. Роспотребнадзором 26.07.2007)
Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
26 июля 2007 года
Дата введения -
1 октября 2007 года
4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ЧЛЕНОВ
ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С УЧЕТОМ ШУМА ПОД АВИАГАРНИТУРАМИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУК 4.3.2230-07
1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (С.Д. Кривуля, Э.Д. Сторожева); Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены" (М.Ф. Вильк, В.Б. Панкова, Ю.Н. Каменский); Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН (Л.В. Прокопенко, Н.Н. Курьеров); Министерством транспорта Российской Федерации (С.В. Панферов); ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации (В.Д. Глуховский).
2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 21 июня 2007 г. N 2).
3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 26 июля 2007 г.
4. Введены в действие с 1 октября 2007 г.
5. Введены впервые.
1. Общие положения и область применения
1.1. Настоящий документ устанавливает методику определения уровня акустической нагрузки на членов экипажей воздушных судов с учетом шума под авиагарнитурами (в соответствии с п. 3.3.2 СанПиН 2.5.1.051-96 "Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации").
1.2. Методика предназначена для использования в кабинах воздушных судов гражданской авиации при прослушивании эфира и речевом радиообмене на всех этапах полета.
1.3. Методика содержит требования к оборудованию для измерений, способу измерения эквивалентных уровней звука и звукового давления в октавных полосах частот при прослушивании эфира и речевом радиообмене с учетом шумозаглушающих свойств авиагарнитуры, к определению акустической эффективности (заглушающей способности) авиагарнитуры, которая определяется в целях ретроспективного анализа при невозможности выполнения измерений в условиях реального полета, а также определяет требования к обработке результатов измерения и форму представления результатов.
2. Оборудование для измерений
2.1. Оборудование для измерений должно состоять:
- из измерительного микрофона давления;
- из микрофонного усилителя;
- из средства измерения звукового давления (шумомера, спектрометра, анализатора спектра);
- из устройства для проведения акустического испытания (рис. 1 - не приводится), используемого для крепления микрофона и авиагарнитуры (далее - устройство).
При использовании микрофонов размером 1/2" и менее для фиксации микрофона в "устройстве" необходимо применять переходные кольца из комплекта пистонфона или акустического калибратора.
Возможно применение измерительных магнитофонов или иных средств объективной регистрации шума соответствующего класса точности.
2.2. Применяемая аппаратура должна обеспечивать измерение звукового давления в диапазоне частот 20 - 12500 Гц, со стандартными характеристиками "А" и "Lin", и соответствовать "1-му" или "0-му" классу точности.
Аппаратуру калибруют в соответствии с инструкциями по эксплуатации приборов.
Применяемое оборудование аттестуется и проходит государственную поверку в установленные сроки.
3. Порядок проведения измерений
3.1. Перед началом исследований:
- распаковать авиагарнитуру и закрепить наушники в соответствии с прилагаемой изготовителем инструкцией;
- авиагарнитуру следует подвергнуть кондиционированию не менее 30 мин. в условиях температуры (22 +/- 5) °C и относительной влажности не выше 85%.
3.2. Измерительный микрофон должен быть расположен внутри устройства таким образом, чтобы его центральная ось была перпендикулярна центру диафрагмы авиагарнитуры и было обеспечено плотное прилегание амортизатора амбушюры авиагарнитуры к боковым поверхностям устройства.
Собранная конструкция размещается на высоте 1,2 - 1,5 м от пола в центре кабины ВС и ориентируется по направлению полета, при этом ось микрофона располагается параллельно полу кабины и перпендикулярно направлению полета.
4. Измерение акустической эффективности авиагарнитуры
4.1. Подготовить авиагарнитуру в соответствии с требованиями п. 3.1.
4.2. Установить измерительные приборы и авиагарнитуру в соответствии с требованиями п. 3.2.
4.3. Уровни звукового давления измеряются в октавных полосах частот 31,5 - 8000,0 Гц.
4.4. Измерение выполняется при отсутствии авиагарнитуры и после размещения авиагарнитуры, как определено в п. 4.2.
4.5. Требования п. 4.4 должны быть повторены не менее трех раз. Результаты заносятся в протокол проведения измерений (Прилож. 1).