В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов налоговой полиции по реализации задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений (далее - Инструкция).
2. Главному организационно-инспекторскому управлению ФСНП России совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФСНП России по итогам первого полугодия 2003 года проанализировать результаты деятельности федеральных органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и правонарушений и представить предложения, направленные на совершенствование учета результатов этой деятельности и определение критериев оценки ее эффективности.
3. Заместителям директора ФСНП России - начальникам главных управлений ФСНП России по федеральным округам, начальникам подразделений ФСНП России, начальникам территориальных органов налоговой полиции в месячный срок привести свои правовые акты в соответствие с Инструкцией.
4. Признать утратившим силу приказ ДНП России от 13.04.95 N 189/дсп (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.04.95, регистрационный N 841).
5. Приказ довести до сотрудников федеральных органов налоговой полиции в части, их касающейся.
Директор | М.Е. Фрадков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2003 г.
Регистрационный N 4159
Приложение
к приказу ФСНП РФ
от 9 декабря 2002 г. N 525
Инструкция об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений (утв. приказом Федеральной налоговой полиции РФ от 9 декабря 2002 г. N 525)
Настоящая Инструкция определяет основные задачи, содержание, формы и методы работы федеральных органов налоговой полиции по предупреждению налоговых и иных, отнесенных законом к их компетенции, преступлений и правонарушений, а также по предотвращению нанесения государству материального ущерба в результате уклонения от уплаты налогов и иных неправомерных действий, совершаемых в сфере экономики.
I. Общие положения
1. Предупреждение преступлений и правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, входит в число основных задач федеральных органов налоговой полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками федеральных органов налоговой полиции в пределах установленной компетенции с целью:
- выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
- выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
- предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
- пресечения покушений на преступления (т.е. пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
- создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и правонарушений.
2. Правовой основой деятельности федеральных органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и правонарушений являются Конституция Российской Федерации*(1), Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции"*(2), Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности"*(3), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации*(4), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях*(5), иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
3. Деятельность по предупреждению преступлений и правонарушений основывается на принципах:
- законности;
- соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- сочетания гласных и негласных методов работы;
- взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, организациями и гражданами.
4. Планируемые и осуществляемые специальные меры упреждающего воздействия должны отвечать требованиям:
- объективности и актуальности, т.е. отражать адекватную криминогенной обстановке потребность в осуществлении этих мер и возможность соответствующих субъектов по их исполнению;
- комплексности, т.е. обязательному объединению усилий различных субъектов предупредительной деятельности;
- приоритетности, т.е. обеспечивать оптимальный выбор форм и тактики проведения предупредительных мер.
5. Основными задачами федеральных органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и правонарушений являются:
- защита экономических интересов государства путем организации противодействия криминогенным процессам в сфере экономики и обеспечения сдерживания и сокращения налоговой и связанной с ней экономической преступности;
- принятие необходимых мер, направленных на устранение и нейтрализацию установленных причин и условий налоговой и связанной с ней иной экономической преступности, в том числе должностных преступлений и противоправных посягательств в отношении работников налоговых органов и сотрудников федеральных органов налоговой полиции;
- проведение специальных криминологических исследований с целью выявления особенностей и тенденций преступности в различных сферах и отраслях экономической деятельности; разработка предложений по преодолению и устранению выявленных криминогенных факторов;
- выявление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступных намерений и принятие превентивных мер по пресечению преступных посягательств;
- проведение индивидуальной профилактической работы с лицами (группами лиц), противоправные действия (бездействие) которых не содержат признаков преступления, но дают основания применить к ним предупредительные меры;
- проведение общей профилактики в целях устранения и нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, а также создания в обществе обстановки нетерпимости к преступлениям и правонарушениям, посягающим на экономическую безопасность государства;
- мониторинг и анализ происходящих в сфере экономики негативных процессов и явлений, связанных с уклонением от уплаты налоговых платежей, их минимизацией, с утечкой капиталов за рубеж, с легализацией доходов, полученных преступным путем, и разработка соответствующих предложений (экономических, социальных, правовых, организационных и иных) по их недопущению и устранению.
6. Деятельность федеральных органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и правонарушений включает в себя следующие направления:
- профилактику преступлений и правонарушений (общую и индивидуальную);
- предотвращение готовящихся преступлений и правонарушений;
- пресечение покушений на преступления.
II. Объекты и субъекты деятельности по предупреждению преступлений и правонарушений
7. Объектами воздействия со стороны федеральных органов налоговой полиции при осуществлении ими деятельности по предупреждению преступлений и правонарушений являются:
- лица, готовящие преступления, либо покушающиеся на их совершение, либо высказывающие намерения совершить противоправные деяния;
- лица, готовящие противоправные посягательства в отношении работников налоговых органов, сотрудников федеральных органов налоговой полиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также в отношении членов их семей и их собственности;
- должностные лица юридических лиц, предприниматели без образования юридического лица, имеющие задолженность (недоимку) перед бюджетом по уплате налогов и сборов, не представляющие налоговую отчетность в установленные сроки, уклоняющиеся от постановки на учет в налоговых органах, а также привлеченные ранее к административной ответственности за совершенные правонарушения в области налогов и сборов либо к налоговой ответственности за совершенные налоговые правонарушения;