Приказ Федерального горного и промышленного надзора России от 26 апреля 2000 г. N 50 "Об утверждении и вводе в действие Положения о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России" стр. 2

своевременное обращение необходимой информации, ее анализ и использование на всех уровнях системы Госгортехнадзора России;
непрерывность совершенствования организации и методологии системы государственного надзора;
гласность и открытость надзорной деятельности;
обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного надзора.
2.5. Надзорная деятельность органов Госгортехнадзора России и их работников планируется и организуется исходя из результатов оценки эффективности функционирования в подконтрольных организациях систем производственного контроля или систем управления промышленной безопасностью в целом.
Результаты такой оценки являются основанием для определения частоты (периодичности), целей и задач контрольных обследований, проводимых органами Госгортехнадзора России, решения других вопросов организации надзорной деятельности, а также определения планируемой и фактической нагрузки на инспекторский состав.
Оценка эффективности производственного контроля или систем управления промышленной безопасностью осуществляется органами Госгортехнадзора России на основании анализа состояния промышленной безопасности, аварийности и травматизма на производстве, количества и характера выявляемых нарушений требований промышленной безопасности, а также результатов экспертизы промышленной безопасности.
2.6. Важным условием обеспечения эффективности надзорной деятельности является накопление, анализ и комплексное использование информации о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Сбор такой информации осуществляется по результатам обследования опасных производственных объектов, на основании деклараций промышленной безопасности, отчетов, уведомлений и иных документов подконтрольных организаций, заключений экспертизы промышленной безопасности, анализа причин аварий и несчастных случаев на производстве и пр.
2.7. В целях реализации государственной политики в области промышленной безопасности органы Госгортехнадзора России при осуществлении надзорной деятельности взаимодействуют с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественными и профсоюзными организациями.
Основными формами совместной работы с другими надзорными и контрольными органами являются: взаимный обмен информацией; совместное проведение обследований подконтрольных организаций; выполнение других мероприятий, в том числе совещаний специалистов и собраний трудовых коллективов в подконтрольных организациях с рассмотрением вопросов состояния промышленной безопасности; проведение дней безопасности и смотров-конкурсов по промышленной безопасности.
Эти формы работы должны максимально использоваться для пропаганды промышленной безопасности и разъяснительной работы среди работников опасных производственных объектов.
В необходимых случаях при осуществлении надзорной деятельности организуется взаимодействие с научно-исследовательскими, экспертными и проектными организациями, специализированными спасательными подразделениями.

3. Организация надзорной деятельности

3.1. Общие положения

3.1.1. Система Госгортехнадзора России представляет собой организационную структуру, в состав которой входят центральный аппарат и территориальные органы (управления округов, территориальные управления, республиканские и территориальные инспекции).
Территориальные органы Госгортехнадзора России создаются с учетом расположения опасных производственных объектов и территориальных особенностей промышленных регионов. Подразделения территориальных органов, как правило, располагаются непосредственно в районах сосредоточения опасных производственных объектов.
При Госгортехнадзоре России функционирует Научно-технический центр "Промышленная безопасность".
3.1.2. Отраслевые управления и отделы центрального аппарата Госгортехнадзора России осуществляют общее методическое обеспечение государственного надзора на подконтрольных опасных производственных объектах, организацию надзорной деятельности по конкретному виду надзора, подготовку решений (в рамках предоставленных им полномочий) по выполнению установленных процедур государственного регулирования промышленной безопасности.
3.1.3. Территориальные органы Госгортехнадзора России организуют и непосредственно осуществляют надзорную деятельность, как правило, по нескольким видам надзора, обеспечивают практическую реализацию принятых решений по государственному регулированию промышленной безопасности.
3.1.4. Техническое управление центрального аппарата Госгортехнадзора России выполняет анализ основных результатов надзорной деятельности, аварийности и травматизма на подконтрольных предприятиях и производствах, осуществляет общую координацию планирования надзорной деятельности, обеспечивает разработку предложений по совершенствованию принципов и методических подходов в организации надзорной деятельности.
3.1.5. НТЦ "Промышленная безопасность" обеспечивает научное сопровождение процедур государственного регулирования промышленной безопасности и надзорной деятельности органов Госгортехнадзора России, осуществляет исследования и готовит научно обоснованные предложения по совершенствованию государственного надзора.
3.1.6. Функции по сбору, анализу и обмену информацией о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов, анализу причин аварий и несчастных случаев на производстве, выявленных нарушениях правовых и нормативных требований в области промышленной безопасности и охраны недр реализуются на всех уровнях и всеми указанными выше подразделениями системы Госгортехнадзора России.
3.1.7. Общее руководство надзорной деятельностью осуществляет Начальник Госгортехнадзора России, а также его заместители - по видам надзора в соответствии с распределением их обязанностей.
3.1.8. Работники центрального аппарата Госгортехнадзора России осуществляют надзорную и контрольную деятельность при проведении обследований подконтрольных объектов по поручению руководства Госгортехнадзора России или соответствующего управления (отдела).

3.2. Организация надзорной деятельности в территориальных органах

3.2.1. В зависимости от сложности подконтрольных производств и объектов, их расположения и особенностей осуществления надзорной деятельности в территориальных органах Госгортехнадзора России могут применяться следующие формы организации государственного надзора:
индивидуальная - индивидуальное закрепление государственного инспектора или главного государственного инспектора*(2) за одним или несколькими производственными объектами (эксплуатирующими организациями);
групповая - осуществление надзорной деятельности инспекторами в составе группы, без индивидуального закрепления за объектами;
комбинированная - индивидуальное закрепление инспекторов за наиболее сложными или отдаленными производственными объектами с осуществлением надзора на других подконтрольных объектах в составе группы.
Решение о применении конкретных форм организации надзорной деятельности принимается приказом руководителя территориального органа.
3.2.2. В территориальном органе Госгортехнадзора России в соответствии с решением его руководства может быть введена система закрепления инспекторов за предприятиями и наиболее сложными опасными производственными объектами.
3.2.3. Решением руководителя территориального органа Госгортехнадзора России исходя из особенностей подконтрольных организаций могут создаваться группы инспекторов-специалистов: технологи, механики, энергетики, специалисты по средствам КИПиА и др.
3.2.4. При наличии в отделе территориального органа двух и более инспекторов с одинаковой специализацией один из них распоряжением начальника отдела назначается старшим. Между ними должно быть произведено распределение обязанностей по конкретным направлениям работы.
3.2.5. При территориальном органе Госгортехнадзора России могут создаваться группы внештатных инспекторов из числа наиболее квалифицированных работников подконтрольных предприятий.
3.2.6. При индивидуальной форме организации государственного надзора (п.3.2.1) рекомендуется периодически (раз в пять лет) менять перечень производственных объектов, закрепленных за инспектором. За сложными производственными объектами следует закреплять наиболее квалифицированных и опытных инспекторов.
Специалист, вновь поступивший на должность инспектора, может приступать к самостоятельной работе после проведения стажировки.
Специалиста, вновь поступившего на должность инспектора, не рекомендуется в течение 5 лет закреплять за той подконтрольной организацией, в которой он работал до перехода в органы Госгортехнадзора России.
3.2.7. При групповой или комбинированной форме организации надзора (п.3.2.1) работа группы организуется по плану, утверждаемому руководителем территориального органа Госгортехнадзора России. Руководителем группы назначается заместитель начальника отдела или наиболее квалифицированный специалист из числа главных государственных инспекторов.
3.2.8. При групповой форме организации надзора (п.3.2.1) руководитель группы:
распределяет обязанности между членами группы и организует проведение контрольных обследований;
составляет план проверки предприятия, знакомит с ним инспекторов группы и руководителя подконтрольной организации;
контролирует выполнение плана проведения обследований (установленных маршрутов) и ведет учет работы инспекторов;
непосредственно участвует в обследовании производственных объектов (на наиболее важном участке) и обобщает результаты проверки.
3.2.9. Инспектор, закрепленный за производственным объектом (п.3.2.1), должен планировать и организовывать свою работу, исходя из конкретного состояния промышленной безопасности на подконтрольном производстве, состояния травматизма и аварийности.
3.2.10. По своей специализации инспектор Госгортехнадзора России:
изучает специальную техническую литературу, информацию о результатах прогрессивных научно-исследовательских работ и нормативные документы;
обобщает и анализирует состояние дел по своей специализации в подконтрольных организациях;
анализирует причины аварий, несчастных случаев, выявленных нарушений требований промышленной безопасности и охраны недр и подготавливает предложения по устранению этих причин и предупреждению их повторения;
контролирует выполнение предписаний, выданных должностными лицами органов Госгортехнадзора России;