1.7 Основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и месту приложения труда. При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную, но и информационную или психологическую форму, что связано с недопустимой потерей времени.
В случае когда функциональное назначение зданий выходит за рамки данного нормативного документа и нуждается в их уточнении, развитии и расширении, следует пользоваться сводами правил СП 35-102 и СП 35-104.
1.8 Набор нормативных положений Свода правил допускает возможность выбора вариантов проектных решений исходя из требований, предъявляемых к объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными посетителями (рис. 1.1).
Примеры достижения доступности, обеспечиваемой при реконструкции для общественных зданий различного назначения, приведены на рис. 1.2.
В зависимости от проектной доли маломобильных посетителей, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры учреждения обслуживания рекомендуется применять один из двух вариантов форм обслуживания (не учитывая обслуживания на дому):
вариант "А" - доступность любого места обслуживания для инвалидов; следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения, предназначенных для использования всеми категориями населения (здоровыми, инвалидами и маломобильными лицами), и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест;
вариант "Б" - выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов; следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья.
Если к объекту проектирования могут быть применены в зависимости от принятого варианта формы обслуживания различные требования, то после указания номера и перед текстом нормативного положения указывается индекс варианта проектного решения - "А" или "Б".
Нормативные ссылки
В настоящем СП даны ссылки на следующие документы:
СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения";
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения";
СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов";
РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры";
Правила дорожного движения Российской Федерации. Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).
2. Здания учреждений образования
2.1 Здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся-инвалидов, должны обеспечивать:
полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения;
возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися;
меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.
2.2 Учащиеся-инвалиды могут обучаться в учреждениях общего образования (школы, гимназии, лицеи) и учреждениях профессионального образования (профессионально-технические училища, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения, а также учебные центры повышения квалификации), за исключением образовательных учреждений, имеющих ограничения по приему обучаемых со стороны органов образования, здравоохранения или соответствующих ведомств.
Требования доступности для инвалидов распространяются также на Центры профессиональной ориентации и переподготовки.
2.3 Общие требования к зданиям учебных заведений приведены в табл. 2.1.
2.4 Здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья. Исключение составляют специальные реабилитационно-образовательные учреждения, сочетающие обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития по определенному виду заболевания.
Таблица 2.1 - Требования к зданиям учреждений образования
┌────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Объект │ Требования по критериям │
│ ├───────────────────┬───────────────────────┬─────────────────┬────────────────────────────────┤
│ │ доступности │ безопасности │ информативности │ комфортности │
├────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼─────────────────┼────────────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼─────────────────┼────────────────────────────────┤
│1 Входы,│2.1 Подъем на│3.1 Лифт для│4.1 В вестибюлях│5.1 Поручни на ограждениях│
│общее │площадку крыльца в│учащихся-инвалидов, │учреждений │лестниц следует предусматривать│
│коммуникаци-│учреждениях общего│передвигающихся в│образования │на высоте 0,5 м (в блоке│
│онно-рекреа-│и начального│инвалидном кресле, в│следует │начальных классов); 0,7 и 0,9 м.│
│ционное │профессионального │учреждениях общего│предусматривать │Диаметр поручня - 0,35-0,45 м│
│пространство│образования - по│образования, а также│электронные часы│для начальных классов и 0,45-│
│здания │пандусу, в│начального и среднего│и календарь │0,55 м - для остального│
│ │учреждениях │профессионального │ │контингента учащихся. │
│ │среднего и высшего│образования должен│ │5.2 Если лестницы крыльца│
│ │профессионального │предусматриваться в│ │проектируются без ограждения (с│
│ │образования, в│специальном лифтовом│ │двух- или трехсторонним│
│ │центрах │холле с ограниченным│ │спуском), их следует оборудовать│
│ │переквалификации -│доступом в него│ │поручнями, крепящимися к│
│ │по пандусу или с│остальных учащихся │ │фасадной поверхности или на│
│ │применением │ │ │отдельных опорах. │
│ │специального │ │ │5.3 Следует предусматривать зоны│
│ │подъемника. │ │ │отдыха для учащихся-инвалидов:│
│ │2.2 Наличие не│ │ │3-4 места в каждой рекреации,│
│ │менее одного лифта│ │ │5-6 мест в гардеробе верхней│
│ │для учащихся,│ │ │одежды. │
│ │передвигающихся в│ │ │5.4 Зоны переодевания│
│ │инвалидном кресле,│ │ │учащихся-инвалидов в гардеробе│
│ │и с нарушениями│ │ │должны размещаться в стороне от│
│ │сердечно-сосудистой│ │ │транзитных проходов и иметь│
│ │и легочной системы.│ │ │специальное оборудование:│
│ │2.3 Если ширина│ │ │поручни, скамьи шириной не менее│
│ │коридора менее 1,8│ │ │0,4 м, полки и крючки для сумок│
│ │м, рекомендуется│ │ │и одежды, места для сидения и│
│ │предусматривать │ │ │переодевания. Вблизи следует│
│ │через каждые 10-15│ │ │предусматривать индивидуальные│
│ │м длины коридора,│ │ │камеры хранения личных вещей и│
│ │но не менее│ │ │учебников. │
│ │одного на коридор│ │ │5.5 При входной группе помещений│
│ │карман │ │ │следует предусматривать│
│ │глубиной 1,8 м,│ │ │телефоны-автоматы, другие│
│ │длиной - 3,0 м │ │ │устройства внешней и внутренней│
│ │ │ │ │двусторонней связи. │
│ │ │ │ │Телефоны-автоматы следует│
│ │ │ │ │крепить на высоте (до│
│ │ │ │ │номеронабирателя) не выше 0,85 м│
│ │ │ │ │ │
├────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼─────────────────┼────────────────────────────────┤
│2 Основные│2.4 Все ученические│3.2 Стационарное│4.2 Ученические│5.6 В зоне специальных│
│учебные │места для│крепление необходимо│места для│ученических мест для учащихся с│
│помещения │учащихся-инвалидов │предусматривать для│учащихся-инвали- │нарушением ОДА и слепых следует│
│ │следует оборудовать│ученических, рабочих и│дов должны│предусматривать дополнительное│
│ │одноместными │обеденных столов,│размещаться │пространство для хранения│
│ │столами. │стульев, мольбертов,│идентично в│индивидуальных средств│
│ │2.5 Места для│кроватей в спальнях и│однотипных │реабилитации при передвижении,│
│ │учащихся с│т.п. для учащихся с│учебных │личных индивидуальных средств│
│ │нарушением зрения│нарушением ОДА. Кровати│помещениях одного│компенсации, личных вещей. │
│ │должны иметь│в спальнях и│учебного │5.7 Ученические места для│
│ │свободный доступ с│ученические места в│учреждения. │учащихся с нарушением слуха и│
│ │двух сторон. │опытных лабораториях и│4.3 Зону│зрения должны иметь│
│ │2.6 В учебных│практикумах должны│специальных │дополнительное местное освещение│
│ │мастерских │оборудоваться опорными│ученических мест│рабочего места. В учебном│
│ │общеобразовательных│поручнями │в учебных│помещении эти места следует│
│ │учреждений следует│ │помещениях │располагать в первых рядах и у│
│ │предусматривать 3│ │следует выделять│окна. │
│ │места по каждому│ │из общей площади│5.8 Ученические места для│
│ │профилю обучения│ │помещений │учащихся с нарушением слуха│
│ │для │ │рельефной │(слабослышащих) должны иметь│
│ │учащихся-инвалидов │ │фактурой или│возможность оборудоваться│
│ │с нарушением ОДА. │ │ковровым │электроакустическими приборами,│
│ │2.7 В мастерских│ │покрытием │индивидуальными наушниками, а в│
│ │профессиональных │ │поверхности пола.│лекционных аудиториях учреждений│
│ │учебных заведений│ │4.4 В│профессионального образования -│
│ │для учащихся,│ │многофункциональ-│еще и сурдотехнической│
│ │передвигающихся в│ │ных помещениях│аппаратурой. │
│ │инвалидном │ │(группа │5.9 Вдоль свободных участков│
│ │кресле-коляске, │ │продленного дня,│стен в безбарьерной зоне│
│ │ширину свободного│ │мастерские с│учебного помещения рекомендуется│
│ │прохода, а также│ │разными видами│предусматривать опорный поручень│
│ │расстояние между│ │деятельности, │на высоте 0,5 и 0,7 м - в│
│ │станками следует│ │клубные и│помещениях начальных классов;│
│ │принимать не менее│ │кружковые │0,7 и 0,9 м - для остального│
│ │1,6 м │ │помещения и т.п.)│контингента учащихся │
│ │ │ │следует │ │
│ │ │ │предусматривать │ │
│ │ │ │информационные │ │
│ │ │ │указатели │ │
│ │ │ │размещения │ │
│ │ │ │функциональных │ │
│ │ │ │зон по видам│ │
│ │ │ │деятельности │ │
├────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼─────────────────┼────────────────────────────────┤
│3 Залы для│2.8 На площади│3.3 Раздевальная,│ │5.10 В образовательных│
│физкультур- │спортивного зала│душевая и туалет при│ │учреждениях в раздевальных│
│ных занятий,│или в отдельном│физкультурном зале для│ │физкультурного зала и бассейна│
│бассейны, │помещении следует│учащихся-инвалидов с│ │для учащихся-инвалидов следует│
│раздевальные│предусмотреть │нарушениями ОДА должны│ │предусматривать изолированную│
│, душевые │пространство │предусматриваться │ │раздевальную с душем и туалетом │
│ │(свободное или со│отдельным комплексом│ │ │
│ │специальными │помещений с│ │ │
│ │тренажерами) для│соответствующим │ │ │
│ │занятий │оборудованием. │ │ │
│ │учащихся-инвалидов,│3.4 В специальной зоне│ │ │
│ │не имеющих│физкультурного зала или│ │ │
│ │противопоказаний к│в специальном помещении│ │ │
│ │физкультурным │для занятий│ │ │
│ │занятиям │учащихся-инвалидов │ │ │
│ │ │общеобразовательных │ │ │
│ │ │учреждений следует│ │ │
│ │ │предусматривать "мягкие│ │ │
│ │ │стены" для защиты от│ │ │
│ │ │травм │ │ │
└────────────┴───────────────────┴───────────────────────┴─────────────────┴────────────────────────────────┘
┌────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
Учебные помещения
2.5 Если в задании на проектирование не установлены ограничения, следует обеспечить возможность учащемуся-инвалиду учиться в составе любой учебной группы (ученического класса). Поэтому требованиям доступности должны отвечать все учебные помещения (рис. 2.1-2.5). Категории учащихся-инвалидов (по видам заболеваний) и количество мест следует устанавливать заданием на проектирование в соответствии со спецификой учебного заведения. При отсутствии этих требований в каждом учебном помещении на один ученический класс или группу учащихся следует в среднем предусматривать возможность оборудовать по 1-2 места для учащихся-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата (ОДА), слуха и зрения.
По отдельным предметам в случае несовместимости педагогических программ с ограниченными возможностями учащихся-инвалидов (занятия физкультурой, военная подготовка, занятия по труду и т.п.) места для инвалидов в учебных кабинетах не предусматриваются.
2.6 Требования доступности при проектировании относятся:
к габаритам дверных проемов входов в помещения, к организации безбарьерного маршрута (с учетом проезда, разъезда и разворота кресла-коляски), соединяющего вход в учебное помещение, безбарьерную зону специальных ученических мест (рис. 2.6), место у доски или кафедры, зону у демонстрационных стендов, стеллажей с наглядными пособиями и методическими материалами;
к специальному (компенсирующему) оборудованию специальных ученических мест;
к системам индивидуального вспоможения при передвижении и фиксировании тела при сидении;
к дополнительному инженерному оборудованию и возможности управления им (естественное и искусственное освещение, воздухообмен, системы информации и связи).
2.7 Минимальный размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски равен 1800x1800 мм.
Ширина прохода между рядами столов для учащихся, передвигающихся в креслах-колясках и на опорах, - не менее 0,9 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 1,0 м. Расстояние между столами в ряду - не менее 0,85 м.
В учебных мастерских, используемых инвалидами на креслах-колясках, ширина основного прохода, а также расстояние между станками должны быть не менее 1,6 м (рис. 2.7).
2.8 При выделении ученических мест для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а также с нарушением психического развития расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м. Площадь ученического стола для инвалида по зрению должна быть не менее 1 м ширины и 0,6 м глубины для размещения брайлевской литературы и тифлосредств.
2.9 В общем случае в стандартном классном помещении с параметрами 6x9 м достаточно первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить 1-2 первых стола в ряду у дверного проема. При замене двухместных столов на одноместные уже будут соблюдены требуемые параметры проходов между столами для инвалидов в креслах-колясках, между столами и стеной, проходы к входной двери и доске.
2.10 Площадь учебных кабинетов (родного языка, литературы, математики, истории и географии) на 1 учащегося с дефектами слуха и нарушением интеллекта следует принимать не менее 2,5 ; для детей с недостатками зрения и поражением опорно-двигательного аппарата - не менее 3 . При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 16 .
2.11 Площади учебных кабинетов информатики, электроники и радиотехники следует принимать из расчета не менее 4,5 на 1 учащегося с дефектами слуха и нарушением интеллекта и не менее 5 для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 18 .
2.12 Для учащихся с легким нарушением психического развития, с сердечно-сосудистой недостаточностью в учебных помещениях, читальных залах библиотек, в зоне приготовления уроков в группе продленного дня рекомендуется предусматривать полузамкнутые рабочие места-кабины (с боковыми бортиками и экранами у стола, высокими спинками сидений, с бортиками-ограждениями по бокам и сзади и т.п.), что создает для этих учащихся более спокойную обстановку, помогает регулировать психологическую дистанцию с окружающими.
Прочие помещения
2.13 В актовых залах образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках из расчета: в зале на 50-150 мест - 3-5 мест; в зале на 150-300 мест - 5-7 мест; в зале на 300-500 мест - 7-10 мест; в зале на 500-800 мест - 10-15 мест.
Места для учащихся-инвалидов с поражением ОДА следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам, и в одном уровне с входом в актовый зал. Для учащихся начальных классов, передвигающихся в инвалидных креслах-колясках, места в актовых залах следует предусматривать в первом ряду перед сценой (ареной, подиумом и т.п.).
2.14 Часть обычных кресел в зале рекомендуется оборудовать специальными фиксирующими и опорными приспособлениями. Эти кресла из числа остальных следует выделить цветом, а в рядах напротив них поместить соответствующие визуальные указатели.