2.15 Зрительские места для детей-инвалидов с дефектами слуха следует связывать с акустической системой зрительного зала. На креслах должны быть оборудованы пункты подключения индивидуальных слуховых аппаратов. Усиление громкости звука должно быть обеспечено с помощью регулятора, установленного в подлокотниках, в спинках кресел или в самих наушниках. Специальные места для хранения наушников могут быть устроены в подлокотниках или спинках кресел.
2.16 Для подъема на сцену, кроме лестниц, должен быть предусмотрен стационарный или приставной пандус шириной не менее 0,9 м с уклоном 8% и бортиками по бокам. Лестницы и пандусы должны иметь ограждения с двойными поручнями на высоте 0,5/0,7/0,9 м.
2.17 На путях эвакуации зрителей из зала необходимо устраивать вдоль стены опорные поручни-перила на высоте 0,5/0,7/0,9 м от уровня пола. За 1,5 м до дверного проема или поворота коридора фактура поверхности поручня должна меняться.
2.18 В фойе перед актовым залом следует предусматривать непроходную зону отдыха и ожидания для учащихся-инвалидов. Дополнительная площадь зоны отдыха - в учреждениях общего образования не менее чем на 3 учащихся (зона на 1 учащегося - 1,2x1,8 м); в профессиональных учебных заведениях - на 50% специализированных мест для учащихся-инвалидов в актовом зале.
2.19 В читальном зале библиотеки образовательного учреждения не менее 5% читальных мест следует оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов. С этой целью в читальном зале следует предусматривать обособленные непроходные зоны для размещения специальных мест: для учащихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при ходьбе, и отдельно - для учащихся с недостатками зрения. Рабочее место для инвалидов по зрению должно иметь дополнительное периметральное освещение, а также дополнительное место для чтеца и предусматривать возможность размещения тифлотехнических средств.
2.20 Места в читальном зале для учащихся-инвалидов рекомендуется предусматривать в виде индивидуальных полукабин, изолированных барьерами.
Габариты зоны рабочего места на одного ребенка-инвалида на кресле-коляске составляют не менее 1,8x0,9 м. Проход между рабочими столами для свободного проезда и подъезда к столу должен быть не менее 0,9 м, т.е. габариты рабочей зоны вместе с проходом - 1,8x1,8 м.
2.21 Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,7 м.
2.22 Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
2.23 В обеденных залах общеобразовательных учреждений в зонах для учащихся-инвалидов стулья рекомендуется крепить стационарно.
2.24 В столовой должна быть предусмотрена для учащихся-инвалидов своя непроходная зона, оборудование которой должно учитывать возможность пользования детьми и на креслах-колясках.
2.25 В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, осуществляющих обучение детей-инвалидов, в составе медицинских помещений кроме медицинского и процедурного кабинетов рекомендуется предусматривать: кабинет психоневролога, кабинеты окулиста и отоларинголога, залы или комнаты лечебной физкультуры, а также физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа (гидромассажа), кабинет механотерапии. Набор перечисленных дополнительных помещений устанавливается заказчиком в задании на проектирование.
3. Здания учреждений управления
3.1 Рекомендуется проектировать доступными все виды и типы зданий и помещений учреждений и организаций, связанных с приемом (обслуживанием) населения и размещаемых в зданиях с кабинетно-офисной структурой. К ним относятся:
административные организации - комитеты, управления, департаменты и их подразделения, в том числе органы социальной защиты населения, управления защиты прав потребителя, а также префектуры, муниципалитеты и т.п.;
судебно-правовые учреждения - юридические бюро и консультации, адвокатские коллегии, нотариальные конторы, страховые фирмы и фонды;
коммунальные службы - ДЕЗ, РЭУ и т.д.;
налоговые инспекции и управления и отделы виз и регистрации (ОВиР);
организации по трудоустройству - федеральные службы, управления и центры занятости, агентства по трудоустройству.
3.2 Общими требованиями к доступности основных групп помещений, где происходит прием маломобильных посетителей, являются:
предпочтительное размещение их в уровне входа;
обязательное наличие справочно-информационной службы; возможное совмещение справочно-информационной службы и кабинета дежурного приема (вариант "Б");
при наличии помещений коллективного использования (конференц-залов, залов совещаний и т.п.) желательно их размещение не выше второго уровня (этажа).
Во всех видах учреждений целесообразно выделение части помещений, зон или мест для специализированного обслуживания маломобильных категорий посетителей с учетом возможного сопровождения, включая инвалидов (в том числе инвалидов на креслах-колясках, по зрению), по варианту "Б".
3.3 Зону (помещение) справочно-информационной службы следует размещать в непосредственной и удобной близости от входа в здание. При ее островном размещении в вестибюле рекомендуется предусматривать периметральную буферную зону (полосу) шириной не менее 0,5 м, примыкающую к основному пути движения.
3.4 Кабинет дежурного приема размещается в уровне входа с непосредственным примыканием к вестибюлю совместно с зоной отдыха и ожидания. Рекомендуется выделение объекта архитектурно-дизайнерскими средствами, облегчающими его поиск. Кабинет оснащается информационными средствами, гарантирующими полный объем информации о видах и форме услуг, режиме работы и размещении мест обслуживания.
Здания и помещения органов социальной защиты населения
3.5 В зданиях органов социальной защиты кроме помещений общего назначения рекомендуется обеспечивать доступность для маломобильных посетителей в следующие помещения:
кабинет справочно-информационной службы;
кабинеты начальников (кабинет дежурного приема);
кабинеты сотрудников, ведущих прием посетителей в отделах назначения и перерасчета пенсий, выплат и социально-бытового обслуживания;
медицинский кабинет (при наличии);
кабинет юриста (при наличии).
3.6 Варианты организации мест обслуживания (самообслуживания) приведены на рис. 3.1.
Здания и помещения судебно-правовых учреждений
3.7 В группе судебных, юридических учреждений и прокуратур требования доступности распространяются, главным образом, на юридические консультации и нотариальные конторы (как учреждения открытого доступа). Минимальный размер площади помещения (кабинета или кабины) для индивидуального приема (на одно рабочее место) рекомендуется принимать 12 .
3.8 Для зданий судов и прокуратур целесообразно соблюдение общих рекомендательных требований Свода правил СП 35-101.
Здания и помещения коммунальных служб
3.9 Основными видами организаций, осуществляющих управление, эксплуатацию и ремонт жилого фонда, а также являющихся объектами возможного посещения маломобильными категориями обслуживаемых жителей, являются: Дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и Ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), службы энерго-, газообеспечения, телефонной, радиотелефонной (сотовой) связи частного обслуживания. Специфической особенностью зданий данных учреждений является наличие помещений коллективного приема (т.е. возможного единовременного индивидуального обслуживания на нескольких рабочих местах).
3.10 При наличии операционных залов в зданиях коммунальных служб, а также налоговых инспекций, учреждений страхования и трудоустройства, муниципалитетах, префектурах требования к ним принимаются в соответствии с разделом 10.
3.11 Площадь помещения приема посетителей на два рабочих места (места обслуживания) рекомендуется принимать не менее 18 (одно место предназначено для обслуживания инвалида на кресле-коляске).
3.12 В случае продольного (вдоль светового фронта) решения блока помещений, состоящего из двух кабинетов, к примеру, руководителей учреждения, разделенных общей приемной, желательно:
симметричное от входа размещение дверей смежных помещений (т.е. прямолинейность сквозного прохода в кабинеты);
отсутствие вспомогательного оборудования и мебели в зоне коммуникационного пути.
3.13 В вестибюле рекомендуется предусматривать зону обслуживающих автоматов (телефонов, таксофонов, продаж и т.п.) и резервную площадь для киосков.
3.14 В помещениях приема на несколько мест обслуживания рекомендуется делать доступными для маломобильных посетителей:
одно из мест обслуживания;
несколько мест обслуживания, скомпонованных в общую зону;
целиком посетительскую зону помещения (все места обслуживания).