Постановление Правительства РФ от 17 июня 1998 г. N 600"Об утверждении Программы экономии государственных расходов" стр. 3

многочисленность существующих отраслевых норм оплаты труда, установленных как законодательным путем, так и на основе отдельных решений Правительства Российской Федерации и Минтруда России, ставит задачу анализа и унификации их применения с последующим переходом от тарифной сетки к ЕТС;
целесообразно рассмотреть возможность применения принципов формирования фондов оплаты труда, предусмотренных для государственных служащих, к оплате труда работников бюджетных организаций. В частности, распространить на них порядок, при котором средства на выплату тарифных ставок (окладов) определяются в соответствии с ЕТС и нормативом численности работников, а средства на компенсационные выплаты, выплату надбавок за непрерывный стаж работы и стимулирующие выплаты - в процентах от средств, предусмотренных на выплату тарифных ставок;
в некоторых организациях объем внебюджетных средств, направляемых на оплату труда, превышает объем выделенных средств федерального бюджета, поэтому необходимо рассмотреть возможность определения критерия, который позволил бы в зависимости от доли использованных внебюджетных средств переводить организации из разряда бюджетных в разряд дотируемых с использованием средств федерального бюджета по другим направлениям. Таким организациям может быть предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры ставок (окладов) и другие условия оплаты труда по аналогии с государственными унитарными предприятиями.

4.5. Инвентаризация внебюджетных фондов и средств

В условиях острой нехватки бюджетных средств проблеме изыскания дополнительных источников и аккумуляции их в федеральном бюджете придается большое значение.
В связи с этим в рамках Программы на первом этапе предлагается проведение мероприятий, направленных на мобилизацию резервов, используемых не в полном объеме.
Анализ проблемы выявил следующее.
В настоящее время в ведении получателей средств федерального бюджета находятся отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, которые подразделяются на фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и иные внебюджетные фонды, созданные в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и формируемые в основном за счет отчислений от себестоимости продукции (работ, услуг), а также средств иных источников, включая доходы от оказания платных услуг, коммерческой деятельности или добровольных отчислений.
1. По внебюджетным фондам НИОКР предлагается осуществить следующие мероприятия.
По состоянию на 1 января 1998 г. действует 84 отраслевых и межотраслевых внебюджетных фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданных на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. N 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" и зарегистрированных Миннауки России. Эти фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5 процента себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Из общего количества фондов 22 образованы в федеральных органах исполнительной власти, 54 - в ассоциациях, союзах и объединениях и 8 - в крупных корпорациях и концернах, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ.
Кроме того, 25 процентов средств внебюджетных фондов НИОКР образуют в соответствии с указанным выше постановлением Российский фонд технологического развития (РФТР) при Миннауки России.
В последние 3 года наблюдается устойчивый рост доли расходов отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР и РФТР в общих затратах на научные исследования и разработки в России. Если сопоставлять затраты указанных фондов с показателями исполнения федерального бюджета по финансированию науки, то их доля увеличилась с 0,2 процента в 1993 году до 16-20 процентов в 1995-1996 годах. Объем средств, поступивших в указанные фонды в 1997 году, оценивается в 1,1 млрд.рублей (с учетом деноминации).
Принимая во внимание, что средства внебюджетных фондов в дополнение к ассигнованиям, предусматриваемым ежегодно в составе расходов федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, направляются на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, а также мероприятий по повышению технического уровня продукции, консолидация средств указанных фондов в федеральном бюджете не предусматривается.
2. В отношении иных внебюджетных фондов предполагается осуществить следующие мероприятия:
ликвидировать Централизованный фонд социального развития ВЭК России, а свободный остаток средств Фонда в размере 12,3 млн.рублей перечислить в доход федерального бюджета;
направить средства Централизованного фонда стабилизации и развития сферы образования при Минобразовании России на погашение имеющейся кредиторской задолженности по образовательным учреждениям по состоянию на 1 января 1998 г. в размере 6,1 млн.рублей;
ликвидировать Централизованный фонд социальной поддержки работников центрального аппарата МПС России;
перечислить в доход федерального бюджета образовавшиеся по состоянию на 1 апреля 1998 г. остатки средств специализированного внебюджетного фонда для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг ФКЦБ России в размере 1,8 млн.рублей и средства, поступающие от выдачи лицензий на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, в размере 5,1 млн.рублей.
В ходе инвентаризации отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов выявлены значительные объемы использования средств за 1997 год по:
МПС России (источник образования - прибыль, остающаяся в распоряжении железных дорог и предприятий) - 371,6 млн.рублей, в том числе за счет:
фонда поддержки учебных заведений - 152,6 млн.рублей;
фонда поддержки центральных учреждений здравоохранения - 70,7 млн.рублей;
финансового резерва - 148,3 млн.рублей;
Минтрансу России - за счет резервного фонда по безопасности функционирования транспортных систем - 59,4 млн.рублей.
3. Программа учитывает результаты инвентаризации счетов по учету внебюджетных средств учреждений и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Указанная инвентаризация проведена территориальными органами федерального казначейства и отделениями Банка России по состоянию на 1 января 1998 г. отдельно по счетам сумм по поручениям, специальным средствам, другим внебюджетным средствам, внебюджетным средствам учреждений и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета и не являющихся самостоятельными распорядителями средств федерального бюджета.
В ходе проведения инвентаризации установлено, что по состоянию на 1 января 1998 г. в учреждениях Банка России и кредитных организациях открыто 28206 текущих счетов по учету внебюджетных средств учреждений и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, из них:
13734 - суммы по поручениям;
4777 - специальные средства;
4449 - другие внебюджетные средства;
5246 - внебюджетные средства учреждений и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета и не являющихся самостоятельными распорядителями средств федерального бюджета.
При этом общая сумма остатков средств на них составила 15,7 млрд.рублей (с учетом деноминации).
Сведения об остатках средств на текущих счетах по учету внебюджетных средств охватывают 100 федеральных органов исполнительной власти и иных получателей бюджетных средств, расположенных на территории 86 субъектов Российской Федерации.
В отношении указанных средств предполагается осуществить следующие мероприятия:
а) предложить Банку России до 1 июля 1998 г. направить в Минфин России сведения о наличии текущих счетов по учету внебюджетных средств воинских частей, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, в составе которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и остатков средств на них по состоянию на 1 января 1998 г.;
б) совместно с федеральными органами исполнительной власти и иными получателями средств федерального бюджета провести работу по закрытию текущих счетов по учету внебюджетных средств, по которым на протяжении длительного времени не осуществлялись операции, а также в отношении которых не продлен срок действия;
в) запретить федеральным органам исполнительной власти и иным получателям средств федерального бюджета открытие двух и более текущих счетов по учету специальных средств, сумм по поручениям и других внебюджетных средств одновременно в учреждениях Банка России и других кредитных организациях;
г) Минфину России подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения по отмене действующих в настоящее время на территории Российской Федерации законодательных и иных нормативных правовых актов высших органов государственной власти и управления СССР, регламентирующих вопросы учета внебюджетных средств, в том числе пункта 8 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 819 "О перестройке хозяйственного механизма и повышении роли Министерства финансов СССР в новых условиях хозяйствования", которым бюджетным учреждениям предоставлено право направлять сэкономленные против установленных норм ассигнования по смете расходов на текущие счета "Суммы по поручениям";
д) Минфину России по согласованию с Банком России представить в Правительство Российской Федерации правила перевода в органы федерального казначейства счетов по учету внебюджетных средств учреждений и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
В отношении внебюджетных средств ряда федеральных органов исполнительной власти предлагается следующее:
учитывая значительный объем средств, поступающих на счета Минтопэнерго России из Социалистической Республики Вьетнам в счет доли российского участника совместного предприятия "Вьетсовпетро" с учетом комиссионных, причитающихся в установленном порядке государственному унитарному предприятию "Российское внешнеэкономическое объединение "Зарубежнефть" в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 4 августа 1993 г. N 755 "Об использовании средств, поступающих из Социалистической Республики Вьетнам от деятельности предприятия "Вьетсовпетро", предусматривается внести в 1998 году изменения в нормативы распределения указанных средств с учетом фактического расходования и целесообразности их использования. При этом учитывается после направления части этих средств на увеличение сметы расходов на содержание центрального аппарата Минтопэнерго России перечисление остатков средств в объеме 331 млн. рублей в доход федерального бюджета.
При формировании проекта федерального бюджета на 1999 год предлагается полностью направить получаемые Минтопэнерго России средства в доход федерального бюджета с использованием их в необходимых объемах для обслуживания внешнего долга и удовлетворения других государственных нужд;
внебюджетные средства от уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, поступающие на счета Роспатента, целесообразно направить в доход федерального бюджета с последующим финансированием Роспатента из федерального бюджета по сметам, согласованным с Минфином России, с внесением соответствующих изменений в Федеральный закон "О патентах".
Возможный объем поступлений от этого вида доходов оценивается в 103,3 млн.рублей в расчете на год;
остатки внебюджетных средств упраздненной Роскартографии в размере 0,4 млн.рублей, полученные в результате оказания платных услуг по обеспечению топографо-геодезическими и картографическими данными и материалами объединений, предприятий и организаций по состоянию на 1 марта 1998 г., перечислить в доход федерального бюджета;
средства от сбора за обследование организаций на соответствие требованиям, предъявляемым к производству, розливу, хранению и оптовой продаже алкогольной продукции, в размере 10,4 млн.рублей, поступившие на внебюджетные счета упраздненной Госкомалкогольмонополии России, направить в доход федерального бюджета;
остатки внебюджетных средств в размере 1,2 млн.рублей по состоянию на 1 марта 1998 г., образовавшиеся на внебюджетных счетах МИДа России (за исключением средств, направляемых в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 459 "О введении нового порядка оформления приглашений иностранных граждан на территорию Российской Федерации" и от 24 января 1998 г. N 89 "О дальнейшем развитии автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля машиносчитываемых паспортов и виз и автоматизированной системы оформления приглашений иностранных граждан на территорию Российской Федерации"), направить в доход федерального бюджета;
остатки внебюджетных средств в размере 0,1 млн.рублей, образовавшиеся на счетах Госгортехнадзора России от платы за выдачу специальных разрешений (лицензий) по состоянию на 1 марта 1998 г., перечислить в доход федерального бюджета (за исключением средств в размере 7,6 млн.рублей, необходимых для создания в 1998 году автоматизированной информационно-управляющей системы государственного регулирования промышленной безопасности).
Значительные объемы средств в 1997 году были сконцентрированы на внебюджетных счетах Рослесхоза (1,5 млрд.рублей), Департамента по рыболовству Минсельхозпрода России (2 млрд.рублей).
Общая мобилизация средств в федеральный бюджет по мероприятиям, указанным в пунктах 1-3 настоящего подраздела, оценивается в 1965,6 млн.рублей.