Постановление Правительства РФ от 17 июня 1998 г. N 600"Об утверждении Программы экономии государственных расходов" стр. 5

Для обеспечения контроля за погашением кредиторской задолженности Минфину России поручается в месячный срок:
по согласованию с Банком России разработать и внести на утверждение в Правительство Российской Федерации правила перевода в органы федерального казначейства счетов по учету внебюджетных средств учреждений и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, с соответствующей отменой действующих нормативных правовых актов, регламентирующих использование этих средств;
ввести полугодовую форму отчетности по кредиторской задолженности организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, с выделением объема кредиторской задолженности, возникающей в связи с недофинансированием за счет средств федерального бюджета.

4.8.1 Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 1999 г. и источники ее погашения

В соответствии со статьей 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" проведена полная инвентаризация кредиторской задолженности, возникшей по состоянию на 1 января 1999 г. у федеральных органов государственной власти, организаций, находящихся в ведении указанных органов власти, и иных получателей средств федерального бюджета в результате:
недофинансирования санкционированных бюджетным законодательством Российской Федерации расходов за счет средств федерального бюджета в процессе его исполнения в 1997-1998 годах;
осуществления несанкционированных бюджетным законодательством Российской Федерации расходов в процессе их деятельности;
задолженности федерального бюджета по финансированию расходов на содержание объектов жилищного фонда и социальной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, по состоянию на 1 января 1999 г.
Инвентаризация кредиторской задолженности осуществлялась на основе данных годовых отчетов и специальной формы ежеквартальной отчетности по кредиторской задолженности, введенной приказом Минфина России от 28 августа 1998 г. N 165 по согласованию с Госкомстатом России.
Инвентаризация задолженности федерального бюджета по финансированию расходов на содержание объектов жилищного фонда и социальной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, осуществлялась на основании актов приема-передачи указанных объектов, представленных субъектами Российской Федерации в Минфин России.
При проведении инвентаризации кредиторской задолженности, ее обоснованности и достоверности реализованы следующие основные подходы:
объем санкционированной кредиторской задолженности определялся исходя из утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. N 600 объема кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 1998 г., подлежащей урегулированию в 1998 году, и вновь образованной в течение 1998 года кредиторской задолженности, возникшей у получателей средств федерального бюджета в связи с недофинансированием расходов против установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 1998 г. N 441 "Вопросы исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" в соответствии со статьями 30, 102, 103 и 110 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" лимитов бюджетных обязательств;
объем несанкционированной кредиторской задолженности определялся как разница между кредиторской задолженностью по состоянию на 1 января 1999 г. из данных годовых отчетов и санкционированной кредиторской задолженностью.
На основе анализа несанкционированной кредиторской задолженности ее объем был разделен на две части: несанкционированная задолженность 1 уровня и несанкционированная задолженность 2 уровня. При этом разделение осуществлялось по следующим основаниям:
несанкционированная задолженность 1 уровня определялась как разница между объемом расходов, утвержденным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год", и объемом расходов, установленным в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, а также наличием у федерального органа исполнительной власти и иного получателя средств федерального бюджета внебюджетных средств;
несанкционированная задолженность 2 уровня - задолженность, возникшая, по данным годовых отчетов, в связи с произведенными в 1997-1998 годах расходами сверх объемов, утвержденных федеральными законами о федеральном бюджете на 1997 и 1998 годы, в том числе не подтвержденная соответствующими договорами и актами сверки за поставленную продукцию, оказываемые услуги и выполненные работы.
В полном объеме не принималась к рассмотрению задолженность по обеспечению перешедших на 1998 год выплат заработной платы, денежного довольствия, компенсационных и иных выплат и пособий.
Произведенная инвентаризация определила общий объем кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 1999 г. в 96,6 млрд.рублей, из которых санкционированная задолженность составляет 43,3 млрд.рублей, несанкционированная - 53,3 млрд.рублей, в том числе несанкционированная 1 уровня - 25,2 млрд.рублей, несанкционированная 2 уровня - 28,1 млрд.рублей. На основе произведенного анализа финансового состояния федеральных органов исполнительной власти и иных прямых получателей средств федерального бюджета, а также с учетом реализации статей 108, 112 и 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" выявлена возможность погашения и последующего урегулирования кредиторской задолженности в объеме 72,7 млрд.рублей (приложение N 16 к Программе).
Оставшаяся кредиторская задолженность в сумме 23,9 млрд.рублей требует дополнительного рассмотрения, так как полностью является несанкционированной кредиторской задолженностью 2 уровня".
Этапы и механизмы принятой к погашению кредиторской задолженности будут определены отдельным постановлением Правительства Российской Федерации после завершения работы по распределению федеральными органами исполнительной власти и иными получателями средств федерального бюджета объемов, доведенных Минфином России, по учреждениям, находящимся в их ведении, а федеральными органами исполнительной власти и иными получателями средств федерального бюджета, где законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, - по поставщикам (исполнителям государственного оборонного заказа) продукции, услуг.

4.9. Инвентаризация федеральной собственности

Мингосимуществом России начата работа по сплошной инвентаризации федерального недвижимого имущества. Жесткая система учета этого имущества позволит в несколько раз увеличить доходы от его использования, которые в настоящее время явно не соответствуют объему находящейся в федеральной собственности недвижимости. Так, в 1995 году получено 95,5 млн.рублей доходов, в 1996 году - 223 млн.рублей, в 1997 году - 305 млн.рублей (с учетом деноминации), в 1998 году - 1,1 млрд.рублей (ожидаемое поступление - 3,07 млрд.рублей), прогноз на 1999 год - 3,7 млрд.рублей.
Инвентаризация зданий, сооружений и помещений, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти и иными получателями средств федерального бюджета, проводится на основании Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. N 1278 "О мерах по оздоровлению государственных финансов" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1997 г. N 1839-р.
Проведение инвентаризации указанных объектов является первым шагом в сплошной инвентаризации всей федеральной недвижимости на территории Российской Федерации, организации системы ее пообъектного учета и контроля за использованием федеральной недвижимости. Полная инвентаризация позволит решить следующие важнейшие задачи:
создание единого реестра объектов федерального недвижимого имущества;
создание эффективной и гибкой системы контроля за соблюдением порядка использования и содержания этих объектов;
урегулирование в соответствии с действующим законодательством имущественных отношений, связанных с использованием федерального недвижимого имущества;
создание эффективной системы учета средств, получаемых бюджетными организациями от использования закрепленной за ними федеральной собственности, а также контроль за целевым использованием этих средств;
возможность выявления фактов незаконного использования или отчуждения объектов федерального недвижимого имущества, принятие необходимых мер, исключающих такие злоупотребления в дальнейшем;
повышение эффективности использования объектов федерального недвижимого имущества при выявлении зданий, сооружений и помещений, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте, и определение порядка их дальнейшего использования.
Предполагается завершить сбор, обработку и анализ поступающей информации об инвентаризации объектов, закрепленных и используемых бюджетными организациями.
Предварительный анализ результатов инвентаризации показывает недостаточность бюджетных средств, выделяемых для финансирования объектов федерального недвижимого имущества.
Для решения обозначенной проблемы предлагается разработать механизм возмещения организациям-арендодателям (балансодержателям) имущества расходов по его ремонту и содержанию, а органам, уполномоченным управлять федеральным имуществом в регионах,- расходов, связанных с организацией контроля за использованием принадлежащего Российской Федерации недвижимого имущества и поступлением доходов от его аренды в федеральный бюджет.
В связи с завершением 1 июля 1998 г. первого этапа инвентаризации федерального имущества в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1997 г. N 1839-р предлагается установить дополнительное задание Мингосимуществу России по мобилизации во втором полугодии 1998 г. в федеральный бюджет дополнительных доходов от использования федерального имущества в объеме 2 млрд.рублей.

4.10. Мероприятия по приведению нормативной правовой базы в соответствие с имеющимися у государства финансовыми ресурсами

Во исполнение статьи 119 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" одновременно с настоящей Программой и как составная часть ее структуры разработаны проекты федерального закона, указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, обеспечивающие приведение действующих законодательных актов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации в соответствие с имеющимися у государства финансовыми ресурсами.

4.11. Прочие мероприятия Программы

Программой определен перечень следующих дополнительных мероприятий по реструктуризации бюджетных обязательств.
1. Анализ проводимых в рамках тематических планов исследований и разработок с исключением неактуальных исследований и дублирующих тем, а также сокращением в 1998 году расходов, связанных с объявлением новых конкурсов, расширением круга организаций, которым предоставляется финансовая помощь в виде грантов.
Экономия средств федерального бюджета оценивается в 468,6 млн.рублей.
2. Подготовка предложений о снятии ограничений на прием в государственные высшие и средние специальные учебные заведения студентов по договорам с физическими и юридическими лицами с полным возмещением затрат на обучение по специальностям экономика, юриспруденция и управление в пределах контингента, установленного лицензией на общеобразовательную деятельность.
Экономия средств федерального бюджета оценивается в 3,1 млн.рублей в расчете на год.
3. Изменение порядка расчета стипендиального фонда для студентов, обучающихся по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования, со 100 до 70 процентов.
Экономия средств федерального бюджета оценивается в 550,2 млн.рублей.
4. Подготовка предложений о возмещении студентами затрат на содержание объектов социальной сферы учебных заведений, обеспечивающих оказание коммунальных, бытовых и других услуг, непосредственно не связанных с учебным процессом, и использовании в качестве дополнительного источника повышения платежеспособности обучающихся вторичной трудовой занятости студентов и системы социального образовательного кредита.
5. Приостановить расходование средств Фонда национально-культурного возрождения народов России и поручить Комиссии по управлению Фондом национально-культурного возрождения народов России представить в Правительство Российской Федерации предложения по уточнению положения о Фонде, предусматривающие внесение изменений в порядок формирования и использования средств Фонда.
6. Разработка и утверждение программы по реформированию загранаппарата МИДа России, в том числе с сокращением в 1998 году расходов МИДа России на содержание загранучреждений на 19 млн.рублей.
7. Разработка программы по оптимизации работы школьных учреждений за рубежом, включая мероприятия по обеспечению соответствия по каждому учебному заведению численности персонала, в том числе педагогического, количеству учащихся, а также оценку экономической целесообразности содержания в ряде стран учебных заведений.
8. Разработка предложений по экономии ассигнований, предусмотренных на финансирование объектов капитального строительства МИДа России за рубежом.
9. Разработка и утверждение трехлетней программы дальнейшей поэтапной интеграции загранучреждений бывшего МВЭСа России в систему дипломатических и консульских представительств за границей, в том числе реализация в 1998 году мероприятий по реорганизации торговых представительств Российской Федерации и аппаратов торговых советников при посольствах Российской Федерации в 43 иностранных государствах, путем преобразования их в отделы дипломатических представительств и сокращения в текущем году расходов на содержание торговых представительств Российской Федерации за рубежом не менее чем на 30,6 млн.рублей.