МДС 13-10.2000 Методика проведения финансового аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги стр. 5

Часть электроэнергии расходуется самой организацией для нужд производства. Анализ этого показателя основывается на проверке установленных норм расхода, на сопоставлении их с фактическими расходами, а также в этой связи необходимо выявить причины перерасхода электроэнергии на собственные нужды. Перерасход этого показателя можно объяснить причинами изношенности производственных фондов, изменением напряжения в сети.
Показатель потерь электроэнергии в сетях является одним из основных критериев оценки качества работы городской электрической сети.
Анализ величины потерь электроэнергии должен не только выявить изменение этого показателя по сравнению с расчетным, предшествующим периодом, но выявить причины их возникновения:
- технические причины;
- неполный учет количества реализованной электроэнергии;
- неравномерность нагрузки, ведущей к снижению напряжения в часы наибольшего спроса;
- низкий коэффициент мощности.
Так, например, неполный учет электроэнергии объясняется отсутствием счетчиков у части абонентов, на распределительных пунктах, а также неисправностью счетчиков или неправильной схемой их включения.
В этой связи необходимо определить удельный вес электроэнергии, оплачиваемой потребителями без счетчиков, проанализировать выполнение организационно-технических мероприятий по установке измерительной аппаратуры с целью снижения потерь против существующего уровня.
В результате потерь электроэнергии в сетях следует определить сумму дохода, которую предприятие недополучило.
При анализе показателя отпуска электроэнергии в сеть определяется распределение электроэнергии по группам потребителей - население, юридические лица.
Форма N 3.1.5. Производственная программа организаций электрических сетей
N п/п
Показатели
Ед. измерения
Отчет за предыдущий год
Отчетный год
Отчет в процентах
план
факт
к плану
к отчету
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Выработка электроэнергии
тыс. кВт·ч
2
Получение электроэнергии со стороны для реализации потребителям
тыс. кВт·ч
3
Расход электроэнергии на собственные нужды
тыс. кВт·ч
4
Потери электроэнергии в сетях
тыс. кВт·ч
5
Отпуск электроэнергии в сеть - всего
в т. ч. населению
предприятиям 
и организациям
тыс. кВт·ч
6
Доход от реализации - всего
в т. ч. от населения
от предприятий
и организаций
млн. руб.
7
Установленный тариф на отпуск электроэнергии
в т.ч. для населения
руб.
за 1 кВт·ч
ОРГАНИЗАЦИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
Тепловая энергия, вырабатываемая организациями теплоснабжения, потребляется в населенном пункте для следующих целей: технологических процессов промышленности, отопления, горячего водоснабжения.
Выполнение производственной программы организациями теплоснабжения в основном зависит от использования установленных производственных мощностей, времени работы этого оборудования. В этой связи необходимо проанализировать план выполнения технического обслуживания и ремонта (планово-предупредительного) оборудования, сверхнормативные простои в ремонте котельных установок.
Деятельность организаций теплоснабжения имеет сезонный характер. Поэтому выполнение производственной программы должно осуществляться также по кварталам.
При недостаточности собственной выработанной теплоэнергии организации теплоснабжения приобретают ее со стороны.
Показатель отпуска тепловой энергии определяется как разница между суммарным количеством выработанной и приобретенной теплоэнергии и расходами теплоэнергии на собственные нужды, а также потерями в сетях.
Анализ расходования теплоэнергии на собственные нужды должен осуществляться с учетом установленных норм.
Важнейшими технико-экономическими показателями работы организаций теплоснабжения являются показатели теплопотерь в сетях (из-за недостаточной изоляции труб и т.п.), утечки воды. В этой связи необходимо определить сумму недополученного дохода из-за потерь теплоэнергии.
При анализе отпуска тепловой энергии сопоставляется отчетный показатель с расчетным и отчетным показателями за аналогичный период предшествующего года. Определяется также расход теплоэнергии на теплоснабжение и отдельно на горячее водопотребление и структура отпуска теплоэнергии. Важным показателем при этом остается показатель отпуска тепловой энергии в сеть для нужд населения: на обогрев и на горячее водоснабжение. Поэтому, анализируя показатель объема отпуска теплоэнергии в сеть, необходимо определить структуру потребителей, соблюдение расчетного удельного веса отпуска теплоэнергии всем группам потребителей.
Форма N 3.1.6. Производственная программа организации тепловых сетей (сводная)
N п/п
Показатели
Ед. измерения
Отчет за предыдущий год
Отчетный год
Отчет в процентах
план
факт
к плану
к отчету
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Выработка тепла
в т.ч. на горячее водоснабжение
на центральное отопление
тыс. Гкал
2
Получено тепловой энергии со стороны
тыс. Гкал
3
Расход тепловой энергии на собственные нужды
тыс. Гкал
4
Потери тепловой энергии
тыс. Гкал
5
Отпущено тепловой энергии в сеть - всего
в т.ч. на горячее водоснабжение
на центральное отопление
тыс. Гкал
6
Отпущено тепловой энергии:
населению
предприятиям 
и организациям
тыс. Гкал
7
Доход от реализации - всего
в т ч. от населения
от предприятий
и организаций
млн. руб.
8
Экономически обоснованный тариф:
за 1 Гкал тепловой энергии, отпущенной на горячее водоснабжение
в т.ч. для населения
за 1 Гкал тепловой энергии, отпущенной на центральное отопление
в т.ч. для населения
руб.

     3.2. Анализ структуры договорных отношений и выполнения договорных обязательств

Переход предприятий к рыночным отношениям вызвал необходимость перехода всех участников процесса производства-потребления жилищно-коммунальных услуг на договорные отношения. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством должна основываться на договорных взаимоотношениях между субъектами собственности жилищного фонда и объектов коммунального назначения и субъектами хозяйствования - организациями различных организационно-правовых форм, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, с соответствующим разделением прав, обязанностей и ответственности сторон.
В этих условиях собственники жилищного фонда через их представителей в лице Службы заказчика или других управляющих компаний должны выступать заказчиками на предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.
Исполнителями услуг, подрядчиками по предоставлению услуг могут выступать организации любых организационно-правовых форм.
Договорные отношения между заказчиком и предприятием-подрядчиком должны регулироваться Положением о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве на территории муниципального образования, разработанного на основании Приказа Минстроя России от 20 августа 1996 г. N 17-113.
Структура договорных отношений - наиважнейший элемент анализа. В результате анализа устанавливаются основные поставщики и потребители продукции (работ, услуг).
Целесообразно зафиксировать для дальнейшего финансового анализа основных поставщиков коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, газоснабжению, тепло- и электроснабжению, а также определить основные группы потребителей, по категориям потребителей или группам, по которым установлены дифференцированные тарифы на отпускаемые услуги. При соответствующем анализе важным являются: виды заключенных договоров, условия оплаты, размеры штрафов, пеней, неустоек, порядок оплаты потерь и сверхнормативных объемов потребления коммунальных услуг.
Затем анализируются основные положения, предусматриваемые договорами.
Общими условиями, которые должны содержаться в каждом договоре, должны быть:
- гарантируемый уровень качества, надежности и экологической безопасности оказываемых услуг и производимых работ;
- объем работ (услуг);
- обязательства заказчика по оплате работ (услуг), включая сроки и способ расчетов;
- экономические санкции, применяемые сторонами в случае нарушения условий договора;
- порядок разрешения споров, возникающих в процессе выполнения договора;
- порядок изменения условий договора;
- порядок прекращения договора.
Исходя из содержания каждого из вышеперечисленных условий, в организации следует осуществить анализ выполнения договорных обязательств.
Рассмотрим основные требования к осуществлению анализа выполнения договорных обязательств.
Одной из обязанностей подрядчика, предусматриваемой в договоре на предоставление жилищно-коммунальных услуг, является соблюдение договорного объема услуг и уровня их качества, экологической безопасности.
При анализе выполнения производственной программы полученные данные сопоставляются с объемами услуг, указанными в договоре.
При анализе выполнения показателей качества обслуживания необходимо прежде всего выяснить, предусматриваются ли в договоре сами показатели качества, критерии их оценки, параметры и санкции за их невыполнение. При этом следует иметь в виду, что по коммунальным предприятиям, выпускающим товарную продукцию, показатели качества могут быть отнесены как непосредственно к самой продукции (например, качество подаваемой водопроводом питьевой воды), так и к условиям обслуживания потребителей (например, бесперебойность водоснабжения). При этом показатели качества должны быть предусмотрены и для подрядчика, и для заказчика.
Ниже приведены показатели, которые могут характеризовать уровень качества, надежности и экологической безопасности оказываемых услуг, вырабатываемой продукции организациями жилищно-коммунального хозяйства.
Примерные критерии качества для организаций, обслуживающих жилищный фонд, могут быть следующие:
- отсутствие повреждений строительных конструкций жилого дома;
- содержание инженерных сетей жилого дома в соответствии с действующими нормативными требованиями;
- соответствие санитарного состояния подъездов, лестничных клеток и маршей, лифтов, подвалов, чердаков, мусоропроводов действующим нормативным требованиям;