Временные санитарные правила по контролю за объектами торговли промышленными товарами (утв. Главным государственным санитарным врачом по г. Москве от 27 июня 1997 г. N 2-49/1973) стр. 2

4.12. Для складских и производственных помещений продовольственных и непродовольственных товаров системы вентиляции должны быть раздельными.
4.13. Воздушно-тепловыми завесами должны быть оборудованы:
- тамбуры входов для покупателей в магазинах торговой площадью 150 кв. м и более (при расчетной температуре наружного воздуха - 15°С и ниже - расчетные параметры 5);
- ворота в разгрузочных помещениях продовольственных магазинов торговой площадью 1500 кв. м и более и непродовольственных магазинов торговой площадью 2500 кв. м и более при расчетной температуре наружного воздуха - 15°С и ниже (параметры Б).
4.14. Воздухообмен в торговых залах должен обеспечить поглощение избытков тепла от людей, оборудования и солнечной радиации с проверкой на предельно допустимую концентрацию углекислоты.
4.15. Шахты вытяжной вентиляции должны выступать над коньком кровли или поверхностью плоской кровли на высоте не менее 1 м.
4.16. Естественное и искусственное освещение объектов торговли должно соответствовать требованиям СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".
Нормы проектирования: искусственное освещение в торговых залах должно быть не менее 400 лк, в помещениях подготовки товара - 200 лк, в кладовых - 50 лк; коэффициент естественного освещения в торговых залах и помещениях подготовки товара при боковом освещении должен быть равен 0,4-0,5%, при верхнем - 2%.
4.17. Электроосветительная арматура должна протираться по мере загрязнения, но не реже одного раза в месяц. Внутреннее оконное и фонарное остекление, рамы промывают и протирают не реже одного раза в неделю, с наружной стороны не реже двух раз в год, а в теплое время по мере загрязнения.
4.18. Запрещается загромождать тарой, продукцией, закрашивать световые проемы.
Запрещается устанавливать в окнах составные стекла.

5. Санитарные требования к планировке, устройству предприятий

5.1. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений объектов торговли должны обеспечивать прогрессивные формы работы предприятия, самообслуживания, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и др.
5.2. Магазины могут размещаться в отдельно стоящих, встроенно-пристроенных, в цокольных, 1-м, 2-м этажах жилых и общественных зданиях, а также в приспособленных помещениях, отвечающих требованиям настоящих правил.
5.3. Запрещается размещение в жилых зданиях специализированных магазинов, строительных, москательно-химических и других товаров, эксплуатация которых может привести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки, магазинов с наличием в них взрывопожарных веществ и материалов, а также магазинов с суммарной торговой площадью более 1000 кв. м.
5.4. Магазины, осуществляющие торговлю различных видов товаров, должны иметь профилированные секции с однородными группами товара.
При реализации и хранении товара должны соблюдаться правила товарного соседства.
Товары, имеющие специфический запах, должны реализоваться и храниться в местах, имеющих местные вытяжные устройства.
5.5. Высота помещений магазина должна быть, как правило, 3,3 м. Допускается увеличить высоту помещений с торговым залом площадью более 400 кв. м до 3,6 м, а более 1000 кв. м до 4,2 и 4,8 м. Высоту этажа с торговым залом при кондиционировании воздуха следует принимать не более 4,2 м (согласно ВСН-54-87).
Высоту этажа объектов торговли площадью до 250 кв. м, встроенных в жилые дома, допускается принимать равной высоте этажа жилого дома.
5.6. Входы в помещения магазинов должны быть изолированными от входа жильцов в жилые дома и быть не менее 2-х.
Входы и лестницы для обслуживающего персонала должны быть отдельными от входов и лестниц для покупателей.
5.7. Разгрузка товара в магазинах, расположенных в жилых домах, не допускается со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры. Разгрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных туннелей; со стороны магистралей, при наличии специализированных загрузочных помещений, с заглушенными двигателями автомобилей.
Для магазинов, встроенных и встроенно-пристроенных в жилые дома, разгрузочные платформы следует проектировать в соответствии с СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания".
Количество разгрузочных мест в магазинах следует принимать по табл. 5 п. 3.34 ВСН 54-87 "Предприятия розничной торговли".
5.8. Транспортировка грузов внутри складских помещений должна быть обеспечена механизмами и приспособлениями для переноса тяжестей.
5.9. предельно-допустимые нагрузки по переносу тяжестей для мужчины и женщины должны определяться в соответствии с "Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" Р 2.2.013-94, утв. Госкомсанэпиднадзора России от 12.07.94.
Вес поднимаемого груза для женщины должны приниматься в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства РФ N 105 от 03.03.93 "Предельно-допустимые нормы нагрузок для женщины при перемещении тяжестей вручную".
5.10. В складских помещениях температуру, относительную влажность, скорость движения воздуха необходимо принимать в соответствии с требованиями хранения товара.
5.11. В магазинах, расположенных в жилых домах, запрещается оборудовать машинные отделения, грузоподъемники непосредственно под жилыми помещениями. Необходимо предусматривать виброшумозащитные мероприятия, обеспечивающие должные уровни труда работников предприятий и условия проживания людей.
5.12. Объекты торговли должны иметь не менее 3-х функциональных зон: торговая, складская, вспомогательная (санитарно-бытовая). Площади складской и вспомогательной зон должны составлять не менее 1/3 от общей площади помещений.
5.13. Объекты торговли должны быть оборудованы бытовыми, служебными и подсобными помещениями в соответствии с требованиями ВСН 54-87 "Предприятия розничной торговли". Комната приема пищи и отдыха устраивается из расчета 1 кв. м на каждого работающего, но не менее 12 кв. м.
5.14. Все материалы, применяемые для отделки стен, потолков, полов внутри помещений объектов торговли должны иметь гигиенические сертификаты, выданные органами Госсанэпиднадзора.
5.15. Торговое оборудование должно быть изготовлено из материалов, разрешенных органами Госсанэпиднадзора, легко подвергаться мойке и дезинфекции.
5.16. Все товары, реализуемые на объектах торговли, должны иметь гигиенические сертификаты или заключения (письма) органов Госсанэпиднадзора.

6. Санитарный режим на объектах торговли промышленными товарами

6.1. Все помещения предприятий торговли должны содержаться в чистоте. По окончанию работы должна проводиться влажная уборка с применением моющих средств. Сухая уборка запрещается.
Один раз в месяц устанавливается санитарный день в соответствии с графиком, утвержденным администрацией. Администрация магазина обязана заранее известить покупателей о проведении санитарного дня.
6.2. Туалеты по мере необходимости и после окончания работы предприятия тщательно промываются и дезинфицируются.
Уборочный инвентарь, моющие и дезсредства хранятся в специально выделенном хорошо проветриваемом помещении, должны быть промаркированы и использоваться по назначению.
На все моющие средства должны иметься гигиенические сертификаты и на дезсредства регистрационные удостоверения, выданные органами Госсанэпидслужбы.
6.3. Администрация должна иметь договоры со специализированными учреждениями на проведение дезинсекционных и дератизационных мероприятий.
6.4. При наличии в предприятиях насекомых или грызунов центры Госсанэпиднадзора имеют право запретить эксплуатацию предприятия до поведения полной обработки.

7. Медицинские осмотры и профилактические обследования

7.1. Лица, поступающие на работу и работающие на объектах торговли, должны подвергаться предварительным и периодическим медосмотрам: с проведением флюорографического обследования 1 раз в 2 года, прививки против дифтерии с учетом эпидобстановки в г. Москве.
7.2. Санитарный врач имеет право отстранить от работы лиц, не прошедших своевременно медицинский осмотр и привлечь руководителя предприятия к административной ответственности согласно статьи 29 "Закона о санэпидблагополучии населения".

8. Обязанности и ответственность администрации за соблюдение настоящих санитарных правил

8.1. Администрация предприятия обязана обеспечить:
- каждого работника фирменной одеждой;
- регулярную стирку и починку фирменной одежды;