Биологический этап рекультивации земель должен осуществляться после полного завершения технического этапа и включать в себя весь комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению нарушенных земель.
4.39. По окончании бурения и опробования скважин, демонтажа и вывоза оборудования работу по рекультивации земель необходимо проводить в следующей последовательности.
4.39.1. Демонтировать сборные фундаменты и вывезти их для последующего использования.
4.39.2. Разбить монолитные бетонные фундаменты, бетонированные площадки и вывезти их для использования при строительстве дорог или других объектов или в места свалок, согласованные с местными органами самоуправления, или захоронить их в амбарах.
4.39.3. Очистить участок от металлолома и других материалов с последующей их утилизацией.
4.39.4. Снять загрязненные нефтью и химреагентами грунты, обезвредить их и захоронить в шламовом амбаре или вывезти в специально отведенные места, согласованные с контролирующими органами (приложение 7, пп. 1, 2, 3, 9).
4.39.5. При ликвидации шламовых амбаров обезвреженные отходы бурения засыпать грунтом из обваловки амбара или привозным [3.1 ст. 54, п. 2].
4.39.6. Провести планировку территории и взрыхлить поверхность грунтов в местах, где они сильно уплотнены.
4.39.7. Нанести плодородный слой почвы на поверхность участка, где он был снят.
4.39.8. Провести рекультивацию земель на площадях, которые были заняты временными дорогами, или передать их постоянному землепользователю на согласованных с ним условиях.
4.39.9. Земли, отведенные во временное пользование, сдать постоянному землепользователю в соответствии с требованиями пунктов 3.42-3.46 настоящей инструкции.
4.40. При аварийных разливах нефти, минерализованной воды или их смеси на почву удаление их осуществляется при помощи специальной техники: бульдозера, экскаватора, самосвалов, автомашин и тракторов, оборудованных танками для сбора нефти, насосами. В качестве вспомогательных средств, которые могут задержать распространение нефти, используются сорбенты: торф, полимерные материалы, древесные стружки, опилки, песок. Сорбирующие вещества, насыщенные нефтью и другими загрязнителями, удаляются с поверхности почвы и используются в качестве топлива или отвозятся в места захоронения отходов [3.72].
С целью снижения ущерба от загрязнения объектов природы на каждой строящейся скважине должен быть план ликвидации аварии (фонтанирование нефтью, газом, минерализованной водой, нарушение обваловки амбара и т.п.). План должен содержать: указания по оповещению служб организаций, которые должны участвовать в ликвидации аварий, перечень требуемых технических средств и аварийного запаса обезвреживающих реагентов (торф, опилки, известь, ПАУ и др.), способ сбора и удаления загрязняющих веществ и обезвреживания территории, а также объектов водопользования.
4.41. Биологический этап рекультивации проводится временным или постоянным землепользователем за счет средств предприятия, нарушившего землю. Для проведения работ по рекультивации земель составляется проект, где должны быть отражены последовательность работ по биологической рекультивации, необходимая техника, материалы и определены затраты на ее проведение [3.33].
Мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации и консервации скважин
4.42. Ликвидацию скважины без опробования или после опробования пластоиспытателем без спуска эксплуатационной колонны в интервалах со слабыми непродуктивными нефтегазовыми пластами производят посредством установки цементного моста на всю мощность вскрытого пласта плюс на 30 м выше кровли и на 20 м ниже подошвы пласта. Над кровлей верхнего (последнего) пласта цементный мост устанавливается на высоту не менее 100 м. Скважина заполняется качественным глинистым раствором, создающим давление, на 10-15% превышающее пластовое, но не выше давления гидроразрыва пород. Промежуточные колонны могут быть извлечены при отсутствии в разрезе минерализованных или сероводородных вод.
4.42.1. Консервации подлежат скважины, которые будут введены в эксплуатацию не позже, чем через год после окончания испытаний.
4.42.2. Своевременное и качественное проведение изоляционно-ликвидационных работ в скважинах, подлежащих ликвидации или консервации, способствует предупреждению их отрицательного влияния на сохранность и рациональное использование природных ресурсов.
4.43. Организация, ликвидирующая скважину, должна получить согласие на ликвидацию скважины от производственного объединения и представить материалы в постоянно действующую комиссию [3.70, 3.71]. При положительном заключении комиссии предприятие осуществляет ликвидацию скважины. После ликвидации скважины в постоянно действующую комиссию объединения направляются акты [3.70, 3.71].
4.44. По каждой скважине, подлежащей ликвидации, должны быть представлены следующие материалы:
- обоснование ликвидации скважины с указанием конструкции скважины, краткое изложение истории бурения, освоения, эксплуатации скважины, ремонтных работ, работ, связанных с ликвидацией;
- акт проведения рекультивации земли, на которой находится буровая (скважина) или согласованный с прежним землепользователем график проведения рекультивации с последующим представлением акта;
- акт о передаче народному хозяйству пробуренной для водоснабжения скважины или выполнении в ней изоляционно-ликвидационных работ.
Указанные материалы представляются на заключение в управление округа Госгортехнадзора. При положительном решении ликвидация и списание затрат на сооружение производятся приказом производственного объединения.
4.45. В спорных случаях вопрос о ликвидации скважин выносится на рассмотрение Госгортехнадзора Российской Федерации.
4.46. При полной или частичной ликвидации или консервации буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность населения, охрану окружающей природной среды, зданий, сооружений, а при консервации, кроме этого, и сохранность месторождения и буровых скважин на весь период консервации.
Для выполнения указанных требований на каждой скважине, подлежащей полной или частичной ликвидации или консервации, разрабатывается перечень мероприятий, учитывающий конкретные геолого-технические, экологические, климатические и другие местные условия, а также материалы, указанные в п. 4.44. настоящей инструкции.
5. Организация локального мониторинга и контроля за состоянием природной среды
5.1. Локальный экологический мониторинг - это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием воздействия строительства скважин.
Контроль за окружающей средой при строительстве скважин - это планомерное наблюдение (путем использования принципов экологического мониторинга) за состоянием и изменением экологически, медико-биологически и социльно-психологически важных компонентов окружающей среды: качества воды и воздуха, почвы, растительного и животного мира.
5.2. В задачи контроля на весь период строительства скважин входит проведение аналитических работ при проверке соблюдения требований по охране окружающей среды и организация контроля вредных веществ, поступающих в природную среду в процессе строительства скважин и использование с этой целью аппаратуры и методов в соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений", позволяющих получать результаты на уровне установленных нормативов (ПДК) с целью своевременного выявления и оценки:
- источников химического загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почв, грунтов зоны аэрации;
- районов и участков физического нарушения почв, грунтов, природных ландшафтов на всех этапах строительства скважин (планировка и обустройство буровой площадки, монтаж бурового оборудования, строительство различных коммуникаций, линейных сооружений, бурение, ликвидация и консервация скважин);
- участков и площадей загрязнения и физического нарушения верхних горизонтов ММП в криолитозоне на буровых площадках, по трассам дорог, трубопроводов, ЛЭП и т.д.;
- участков и площадей активизации экзогенных геологических процессов (заболачивание, просадки, термоэрозия, термокарст и т.д.).
5.3. Экологический контроль подразделяется на государственный, производственный и общественный.
Государственный экологический контроль в Российской Федерации осуществляется Парламентом Российской Федерации и парламентами республик в составе РФ, Правительством РФ, СМ республик в составе РФ, избранными органами автономных областей и автономных округов, краевыми, областными и местными органами самоуправления, а также специально уполномоченными на то государственными органами РФ и республик в составе РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора [3.1 ст. 70, п. 2].
5.4. Компетенция вышеуказанных органов и задачи государственного экологического контроля определены Законом "Об охране окружающей природной среды" [3.1 раздел I; раздел X, ст. 68, 69, 70].
5.5. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, объединения и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей среды, выполнению требований природоохранного законодательства [3.1 ст. 71]. Планы и мероприятия, намечаемые службой производственного экологического контроля, должны согласовываться с органами местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды [3.1 ст. 10].
5.6. Порядок организации производственного контроля за окружающей природной средой регулируется положениями, утвержденными предприятиями, учреждениями, организациями на основе Закона [3.1 ст. 71].
5.7. Экологический мониторинг и производственный контроль за состоянием окружающей природной среды при строительстве скважин на нефть и газ решают две самостоятельные, но связанные между собой задачи:
- научно-исследовательские, направленные на оценку экологичности применяемых технических средств и технологических процессов, буровых растворов, химреагентов и других материалов, применяемых в строительстве скважин;
- осуществление контроля в районе ведения буровых работ за выполнением природоохранных мероприятий, предусмотренных проектом, и состоянием качества окружающей природной среды.
5.8. Для проведения мониторинга, т.е. долговременного наблюдения за состоянием природной среды при строительстве эксплуатационных скважин организуются специально оборудованные опытные экологические полигоны и участки для проведения научно-технологических исследований в зоне техногенного воздействия предприятий нефтегазового комплекса.
5.9. Опытные полигоны и участки для проведения научно-технологических исследований должны располагаться в различных природно-климатических зонах, что позволяет выявить и исследовать региональные специфические особенности осуществления технологических процессов и природоохранных мероприятий при строительстве скважин на нефть и газ, обеспечивающих снижение (предупреждение) загрязнения окружающей среды в исследуемой зоне.
5.10. На полигонах специализированные подразделения научно-исследовательских и проектных институтов проводят следующие мероприятия.
5.10.1. Комплексные исследования, направленные на решение задач, предусмотренных Законом [3.1 ст. 9, 10 и 3.49].
5.10.2. Количественный учет водопотребления и водоотведения при строительстве скважин и последующей их эксплуатации.
5.10.3. Количественный учет интенсивности и общего объема поступления (наработки) отходов бурения (сточные воды, отработанные буровые растворы, шлам и др.) и хозбытовых отходов.
5.10.4. Экологическую оценку существующих и перспективных методов сбора, хранения, утилизации и ликвидации (захоронение) различных технологических и хозбытовых отходов, методов технической и биологической рекультивации земель.