Приказ Минздрава СССР от 4 апреля 1983 г. N 375 "О дальнейшем совершенствовании патологоанатомической службы в стране"

После издания приказа Министерства здравоохранения СССР от 15.10.70 г. N 667 "О мерах по совершенствованию патологоанатомической службы", в результате проведенной органами и учреждениями здравоохранения работы по развитию патологоанатомической службы, увеличило число патологоанатомических отделений и патологогистологических лабораторий, укомплектованность штатных должностей врачей-патологоанатомов в лечебно-профилактических учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР возросла до 95,0%. В целом по стране увеличился процент патологоанатомических вскрытий больных, умерших в стационарах. Более чем в 2 раза увеличилось число биопсийных исследований, в т.ч. диагностических биопсий.
В стране развивается патологоанатомическая служба педиатрического профиля. Организованы и функционируют в ряде городов централизованные прозектуры перинатальной патологии. Процент вскрытий новорожденных и мертворожденных детей достиг в отдельных городах РСФСР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР - 86,5-100%.
Проводилась организация централизованных патологоанатомических отделений. Как показывает анализ работы этих отделений, централизация патологоанатомических исследований позволяет более эффективно использовать медицинский персонал путем упорядочения нагрузки, использования взаимозаменяемости, способствует взаимоконсультациям и приобретению врачами опыта в различных разделах патологической анатомии, унификации и повышению качества исследований в секционной и биопсийной работе, более полному и рациональному использованию оборудования, сокращению более чем в 2 раза сроков исследования операционного и биопсийного материала.
Вместе с тем в организации и работе патологоанатомической службы имеются серьезные недостатки. Министерства здравоохранения ряда союзных республик (Узбекской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР) не уделяли должного внимания развитию патологоанатомической службы, в результате чего в республиках отмечается низкий процент укомплектованности штатных должностей патологоанатомов, значительное число должностей занято совместителями. В этих республиках продолжает оставаться низким процент вскрытий умерших больных и количество биопсийных исследований. В патологоанатомических отделениях ряда лечебно-профилактических учреждений некоторых союзных республик отмечается недостаток подготовленных лаборантов-гистологов.
Гистологические исследования секционного и операционного материала, бактериологические и вирусологические исследования при пневмонии, сепсисе, кишечных инфекциях проводятся не во всех случаях. Несмотря на указания Министерства здравоохранения СССР, что при организации централизованных патологоанатомических отделений необходимо учитывать наличие соответствующей материально-технической базы и других условий, в ряде союзных и автономных республик, краев и областей местные органы здравоохранения не учли этих требований, в связи с чем многие централизованные патологоанатомические отделения были организованы на базе тех отделений, которые размещались в тесных, приспособленных помещениях, что серьезно затрудняет выполнение централизованными отделениями возросшего объема их работы.
Серьезно осложняет работу патологоанатомических отделений необходимость проведения в них, наряду с патологоанатомическими, и судебно-медицинских вскрытий. Несмотря на это, органы здравоохранения не всегда принимают действенные меры по улучшению материально-технических базы патологоанатомической и судебно-медицинской служб.
Продолжают иметь место факты, когда главные врачи больничных учреждений используют помещения прозектур для размещения в них служб, не имеющих отношения к работе патологоанатомических отделений (в Украинской ССР, Узбекской ССР, Грузинской ССР, ряде областей РСФСР).
Не всегда руководители лечебно-профилактических учреждений обеспечивают своевременную доставку трупов, операционного и биопсийного материала в централизованные патологоанатомические отделения. Отсутствие в подавляющем большинстве закрепленного за централизованными патологоанатомическими отделениями автотранспорта затрудняет своевременное обеспечение лечебно-профилактических учреждений данными о результатах исследований, а также выезды патологоанатомов в те больницы, в которых целесообразно произвести вскрытие умерших больных на месте или возникает необходимость в производстве срочных биопсийных исследований.
Нередко клинико-патологоанатомические конференции в лечебно-профилактических учреждениях носят формальный характер: не всегда вскрываются имеющиеся серьезные недостатки и дефекты, допущенные медицинскими работниками при оказании медицинской помощи больным или же выявленные недостатки не получают принципиальной оценки. К участию в работе конференций не всегда привлекают медицинских работников, допустивших недостатки на догоспитальном этапе оказания медицинской помощи больным.
Имеются многочисленные примеры, когда главные врачи лечебно-профилактических учреждений и клиник без должных к тому оснований разрешают выдачу трупов без вскрытия, даже в случаях смерти больных во время или после операции и подозрении на инфекционное заболевание.
Серьезно затрудняет работу патологоанатомической службы недостаточное ее обеспечение холодильными камерами, основными реактивами и красителями, покровными и предметными стеклами, бинокулярными микроскопами и насадками, люминесцентными микроскопа и др.
Наличие указанных недостатков в патологоанатомической службе свидетельствует о том, что ряд руководителей органов здравоохранения и лечебно-профилактических учреждений, главных специалистов не учитывают возможностей и роли патологоанатомической службы в прижизненной диагностике целого ряда тяжелых заболеваний, недооценивают и не используют данные вскрытия умерших для повышения уровня обследования и лечения больных. Вследствие этого организации, развитию и повышению качества работы патологоанатомической службы в ряде республик и областей не уделяется должного внимания.
В целях дальнейшего совершенствования патологоанатомической службы в стране:
Утверждаю:
1. Положение о патологоанатомическом отделении (централизованном патологоанатомическом отделении) лечебно-профилактического учреждения (приложение 1).
2. Положение о должностных обязанностях медицинского персонала патологоанатомического отделения (централизованного патологоанатомического отделения) лечебно-профилактического учреждения (приложение 2).
3. Положение о Всесоюзном научно-методическом центре патологоанатомической службы (приложение 3).
4. Временное положение о Латвийском, Литовском республиканских, Тамбовском, Челябинском, Хмельницком областных патологоанатомических бюро (приложение 4).
5. Положение о порядке вскрытия трупов в лечебно-профилактических учреждениях (приложение 5).
6. Положение о порядке вскрытий мертворожденных и новорожденных, умерших в перинатальном периоде (приложение 6).
7. Положение о порядке организации и проведения клинико-патологоанатомических конференций в лечебно-профилактических учреждениях (приложение 7).
Приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам Главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Мособлисполкома, Ленгорисполкома, Ташгорисполкома, Киевгорисполкома:
1.1. До 1 июля 1983 года рассмотреть на коллегиях и медицинских советах состояние патологоанатомической службы и разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков, дальнейшему развитию и совершенствованию патологоанатомической службы.
1.2. Разработать перспективный план (до 1990 года) дальнейшей организации централизованных патологоанатомических отделений (в т.ч. детских), предусмотрев в нем:
- строительство новых и реконструкцию действующих патологоанатомических корпусов, оснащение оборудованием (прежде всего холодильными камерами для хранения трупов, микроскопами, секционными столами, каталками и др.), а также необходимыми реактивами;
- обеспечение централизованных патологоанатомических отделений специально закрепленным автотранспортом с целью доставки трупов и биопсийных материалов в централизованные патологоанатомические отделения, доставки результатов патологоанатомических вскрытий и данных биопсийных исследований в прикрепленные лечебно-профилактические учреждения, выездов врачей-патологоанатомов для исследования срочных биопсий, а при необходимости, для проведения вскрытий;
- организацию централизованных патологоанатомических отделений для лечебно-профилактических учреждений осуществлять впредь с учетом обслуживания ими больничных учреждений общей мощностью не более 4-х тысяч коек.
1.3. Предусмотреть, начиная с 1983 года, увеличение приема врачей-патологоанатомов в клиническую ординатуру и направление в институты усовершенствования.
1.4. Обеспечить подготовку необходимого числа лаборантов-гистологов со средним медицинским образованием, используя местные базы.
1.5. Организовать работу патологоанатомических отделений, централизованных патологоанатомических отделений, в том числе детских, в строгом соответствии с Положением о патологоанатомическом отделении лечебно-профилактического учреждения (приложение 1) и Положением о должностных обязанностях медицинского персонала патологоанатомического отделения лечебно-профилактического учреждения (приложение 2).
Обратить особое внимание на широкое использование биопсийных исследований для прижизненной диагностики заболеваний. Установить, что гистологические исследования операционного материала являются обязательными.
1.6. Обеспечить выполнение руководителями лечебно-профилактических учреждений, клиник, научно-исследовательских и медицинских институтов Положения о порядке вскрытия трупов в лечебно-профилактических учреждениях (приложение 5), Положения о порядке вскрытий мертворожденных и новорожденных, умерших в перинатальном периоде (приложение 6). Привлекать к строгой дисциплинарной ответственности главных врачей лечебно-профилактических учреждений и клиник при установлении фактов необоснованной выдачи трупов умерших без вскрытия.
1.7. В целях совершенствования лечебно-диагностического процесса, сокращения ошибок и дефектов, допускаемых лечащими врачами при обследовании и лечении больных, обеспечить систематическое проведение клинико-патологоанатомических конференций в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с положением о них (приложение 7). По выводам и предложениям конференций главным врачам лечебно-профилактических учреждений, а в случаях необходимости, руководителям органов здравоохранения, принимать необходимые меры по устранению выявленных недостатков, улучшению организации и качества оказания медицинской помощи больным.
1.8. В трехмесячный срок рассмотреть и решить вопрос об использовании по назначению помещений патологоанатомических корпусов, используемых в настоящее время не по прямому назначению. Впредь категорически запретить использование помещений патологоанатомических корпусов под другие цели или размещение в них структурных подразделений больниц, не относящихся к патологоанатомическим отделениям.
2. Министрам здравоохранения союзных республик ввести, начиная с 1 августа 1983 года, с учетом потребности во врачах-патологоанатомах, подготовку выпускников лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов в интернатуре по специальности врач-патологоанатом, с учетом укомплектования штатных должностей участковых врачей-терапевтов, врачей-педиатров, врачей скорой и неотложной медицинской помощи, а также врачебных должностей в учреждениях здравоохранения сельской местности.
3. Ректорам медицинских вузов обеспечить подготовку в интернатуре врачей-патологоанатомов в строгом соответствии с утвержденной министерством здравоохранения союзной республики заявкой и приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре".
4. Главному управлению учебных заведений Министерства здравоохранения СССР (тов. Лакин К.М.) разработать до 1 августа 1983 года типовой учебный план и программу одногодичной специализации (интернатуры) выпускников медицинских вузов по специальности врач-патологоанатом.
5. Министерству здравоохранения РСФСР (тов. Трофимов В.В.), Министерству здравоохранения Украинской ССР (тов. Романенко А.Е.), Министерству здравоохранения Латвийской ССР (тов. Канеп В.В.), Министерству здравоохранения Литовской ССР (тов. Платукис И.И.):
5.1. В течение 1984-1985 гг. провести соответственно эксперимент по реорганизации централизованных патологоанатомических отделений Тамбовской, Челябинской, Хмельницкой областных больниц в самостоятельные учреждения здравоохранения - областные патологоанатомические бюро с непосредственным подчинением их соответствующим областным отделам здравоохранения, централизованные патологоанатомические отделения Рижской городской клинической больницы и Научно-исследовательского института онкологии Министерства здравоохранения Литовской ССР в республиканские патологоанатомические бюро с непосредственным подчинением их соответствующим министерствам здравоохранения.
5.2. Штаты указанных бюро устанавливать в пределах плана и бюджета:
- медицинского персонала применительно к штатным нормативам патологоанатомических отделений (прозекторских);
- административно-управленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала применительно к типовым штатам бюро судебно-медицинской экспертизы.
5.3. Сохранять в указанных бюро действующие условия оплаты труда и премирования, преимущества и льготы.
5.4. В месячный срок разработать в пределах общих ассигнований на содержание больниц проект денежных норм расходов на приобретение медикаментов, реактивов, оборудования и мягкого инвентаря для патологоанатомических бюро и представить для утверждения в Министерство здравоохранения СССР.
5.5. Организовать работу патологоанатомических бюро в соответствии с временным положением о республиканских и областных патологоанатомических бюро (приложение 4).
5.6. В течение марта 1986 года подвести итоги проведенного эксперимента и материалы итогов с выводами и предложениями до 1 мая 1986 года представить в Главное управление лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР.
6. Главному управлению лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР (тов. Москвичев А.М.), Планово-финансовому управлению Министерства здравоохранения СССР (тов. Головтеев В.В.):