5.6.2. Тепловая изоляция к моменту регулировки пружин должна быть сухой, а фактический ее вес следует сравнить с проектным. При отклонении фактического веса от допустимого, указанного в проектной документации, величины затяжки пружин должны быть скорректированы.
5.6.3. Перед затяжкой пружин проверить по реперам отсутствие отклонения оси трубопровода, зафиксированной по окончании монтажа, от допуска установленного в проекте (см. 5.1.1).
При затяжке пружин следует:
- на конец тяги навернуть контргайку и выполнить затяжку основной гайкой для предохранения пружин от срыва при срезании резьбы;
- затяжку пружин на опорах выполнять последовательно, переходя от предыдущей опоры или подвески к последующей;
- при наличии в опоре нескольких пружинных блоков, установленных последовательно, в каждом блоке выполнять затяжку пружин с одинаковым усилием, добиваясь, чтобы концы тяг над пружинами увеличивались равномерно;
- в параллельно установленных блоках пружин затяжку выполнять на равные величины во избежание перекоса опоры в холодном и горячем состоянии трубопровода.
Примечания
- Величина затяжки пружин на опорах и подвесках трубопровода определяется расчетным путем при его проектировании и указывается в рабочих чертежах.
- Правильные регулирование и затяжка пружин на трубопроводе необходимы для обеспечения расчетного распределения его веса на опоры, нормальной их работы и исключения возможности возникновения дополнительных напряжений в отдельных участках трубопровода.
5.6.4. В процессе затяжки пружин следует принимать меры предосторожности во избежание несчастных случаев от возможного разрушения резьбы при отвертывании или завертывании гаек и распрямлении сжатой пружины, а также от разрушения пружины.
5.7 Монтаж арматуры
5.7.1. Арматура должна использоваться строго по назначению. Использование запорной арматуры в качестве дросселирующей не допускается.
Арматура должна устанавливаться в соответствии с проектом, а при отсутствии указаний в проекте – в местах, доступных для обслуживания и осмотра.
5.7.2. При монтаже арматуры, не включенной в блок трубопровода, строповку ее следует осуществлять только за корпус. Строповка за шпиндель, маховик, бугель сальника или за привод не допускается.
5.7.3. Перед подъемом арматуры следует уточнить ее вес и проверить не превышает ли он грузоподъемность монтажного механизма (лебедки, тали и др.).
5.7.4. Перед установкой арматуры на место внутренние ее полости должны быть очищены (продуты сжатым воздухом) от засорения при закрытом уплотнении, также должна быть проверена набивка сальника.
5.7.5. Все резьбовые детали арматуры, работающей при высокой температуре (шпильки, гайки, болты, шпиндели), перед установкой должны быть покрыты пастой ВНИИ НП-225 по ГОСТ 19782, ВНИИ НП-232 по ГОСТ 14068 или другими термостойкими смазками, предохраняющими их от пригорания.
5.7.6. При монтаже арматуры затвор должен быть плотно закрыт, а в процессе сварки – открыт на три или четыре оборота, чтобы он не заклинивался и не деформировался из-за неравномерного нагрева корпуса арматуры. Для предотвращения случайного открытия или закрытия арматуры на время монтажа маховики с арматуры следует временно снять.
5.7.7. При установке арматуры следует проверить по отвесу ГОСТ 7948 или по уровню ГОСТ 9416 вертикальность или горизонтальность шпинделя.
5.7.8. Правильность установки арматуры как при сборке в блоки, так и при монтаже должна быть проверена по направлению стрелки, обозначенной на корпусе арматуры.
5.7.9. Фланцевая арматура на трубопроводе устанавливается предварительно на нескольких болтах: арматура диаметром до 100 мм – не менее чем на двух болтах, а арматура диаметром более 100 мм – не менее чем на четырех болтах на каждое фланцевое соединение.
Окончательная затяжка фланцевого соединения с арматурой выполняется динамометрическим ключом с моментом, указанным в проектной документации, после выверки трубопровода, проверки параллельности фланцев и установки прокладок. Проверку параллельности фланцев следует производить в трех или четырех местах по окружности их разъема с помощью щупов по ТУ 2-034-225-87 [16].
5.7.10. При установке обратных или предохранительных клапанов на вертикальных участках трубопроводов должно быть обеспечено положение арматуры, исключающее ее перекос, который может вызвать неплотность посадки клапана под действием его собственного веса.
Вертикальная установка клапанов достигается последовательным перемещением и фиксацией клапанов с помощью грузоподъемных механизмов и контролем вертикальности устанавливаемых клапанов отвесом по ГОСТ 7948 или другими приборами, позволяющими контролировать вертикальность.
5.7.11. Затворы предохранительных клапанов во избежание повреждения уплотнительных поверхностей должны быть закрыты и заклинены в соответствии с ППР на все время монтажа.
5.7.12. Приварную бесфланцавую арматуру следует стыковать к трубам согласно 5.2.8. После установки арматуры и прихватки стыков электросваркой арматура должна быть приоткрыта для вентиляции трубопровода в процессе сварки и оставаться в таком положении до окончания монтажа трубопроводов.
5.7.13. После установки арматуры на место следует провести ее индивидуальные испытаниями в соответствии с требованиями 5.7.13.1 – 5.7.13.3.
5.7.13.1. Следует проверить, чтобы маховик арматуры свободно вращался от руки без усилий или применения дополнительных приспособлений.
5.7.13.2. Следует проверить, чтобы маховик арматуры при закрытии поворачивался по часовой стрелке, а при открытии – против нее. На маховике стрелками, нанесенными краской или изготовленными из металла буквами «О» и «З», должны быть обозначены направления закрытия и открытия арматуры.
5.7.13.3. Результаты индивидуальных испытаний арматуры должны быть оформлены актами согласно требованиям СП 75.13330.
5.7.14 Клапаны обратные подъемные должны устанавливаться на горизонтальных участках крышкой вверх с подачей среды под тарелку (снизу вверх).
Клапаны обратные вертикальные должны устанавливаться на вертикальных участках с подачей среды под тарелку (снизу вверх), клапаны обратные поворотные – на горизонтальных участках крышкой вверх, на вертикальных – диском вниз с направлением среды под диск.
Клапаны обратные подъемные тарельчатые и каплевидные следует устанавливать на вертикальных участках седлом вниз.
Индивидуальные испытания обратных клапанов в зависимости от их типа выполняются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
5.8. Установка приводов арматуры
5.8.1. По окончании монтажа трубопроводов на шпиндели смонтированной арматуры или на валы приводных головок необходимо установить маховики для ручного управления, при этом маховики не должны иметь люфта.
5.8.2. Места установки колонок приводов должны быть указаны в рабочих чертежах трубопроводов. При отсутствии указаний в проекте колонки, кнопки для местного управления электродвигателями должны располагаться вблизи места установки арматуры, в местах, удобных для обслуживания.
5.8.3. При установке дистанционных приводов необходимо обеспечить свободное вращение штанг и шарниров; штанги не должны задевать за строительные конструкции и оборудование.
Колонки дистанционного управления следует крепить к перекрытию болтами, которые должны быть залиты цементным раствором.
5.8.4. Компоновка узлов дистанционного привода должна обеспечивать закрытие арматуры при вращении маховика колонки по часовой стрелке. Положение стрелки на маховике, колонке или консоли должно обязательно соответствовать направлению вращения для закрытия арматуры.
5.8.5. Приводные головки (механизмы передачи вращения, шпиндели арматуры) должны быть закрыты кожухами.
5.8.6. Встроенные электроприводы следует устанавливать непосредственно на арматуре.
Примечания
- Встроенные электроприводы состоят из электродвигателя, редуктора и коробки концевых (и путевых) выключателей.
- Колонковый электропривод представляет собой электропривод, встроенный и закрепленный на колонке.
5.8.7. Перед установкой электропривода на арматуру на него следует установить коробку путевых выключателей. Кулачки коробки путевых выключателей должны быть полностью освобождены от свободного проворачивания вокруг своей оси.
При установке коробки следует не допускать перекоса фланца коробки и обеспечить, чтобы зуб приводного валика коробки правильно попадал в паз валика привода.
Допускается укладывать между фланцем коробки и приводом прокладку из промасленного картона.
Гайки, крепящие коробку, должны быть застопорены для исключения самоотвинчивания пружинными шайбами.
5.8.8. Следует проверить наличие смазки на всех трущихся поверхностях электропривода и арматуры и состояние сальниковой набивки.
5.8.9. После установки приводов арматуры всех типов должны быть проведены их индивидуальные испытания.
5.8.9.1. Для индивидуальных испытаний приводов арматуры следует проверить их работу путем открытия и закрытия арматуры, при этом ход шпинделя должен быть плавным, без заеданий, а стрелка указателя положения должна совпадать с рисками конечных положений при полном закрытии и открытии арматуры.
5.8.9.2. По окончании индивидуальных испытаний приводов арматуры результаты испытаний должны быть оформлены актами согласно требованиям СП 75.13330.