5.2.16. Оценка использования строительных машин производится по следующим показателям [26]:
- коэффициент использования строительных машин по времени k :
kмв = Тф / Тпл , (23)
где Тф – фактическое количество отработанных машиной часов за рассматриваемый период, ч;
Тпл– плановое рабочее время машины, устанавливаемое на год, ч;
- коэффициент использования машины по производительности kмп :
kмп = Вф / Впл , (24)
где Вф – фактическая выработка машины в плановый период в натуральных показателях;
Впл – плановая выработка машины в натуральных показателях;
- коэффициент сменности работы машины kмс :
kмс= Тф /Т дн ·t , (25)
где Тф – фактическое количество отработанных машиной часов за отчетный период, ч;
Тдн – количество дней нахождения машины в работе; t – продолжительность рабочей смены, ч;
- коэффициент использования машины по времени в течение смены kмф :
kмф = Тфч /t , (26)
где Тфч – фактическое время чистой работы машины в смену, ч; t – продолжительность рабочей смены, ч.
5.3. Доставка строительных грузов
5.3.1. Доставка строительных грузов осуществляется различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным, трубопроводным.
5.3.2. Автомобильный транспорт, доставляющий на объекты строительства материалы, изделия и конструкции, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ, подразделяется на транспорт общего и специального назначения [10].
Автомобильные транспортные средства общего назначения могут быть с грузовой бортовой платформой, использоваться в качестве тягачей и применяется как прицепной подвижной состав.
Специализированные автотранспортные средства служат для перевозки сборных железобетонных и металлических конструкций, сантехкабин, объемных блоков, а также сыпучих и порошкообразных материалов.
5.3.3. Железнодорожный транспорт используется на внешних и подъездных путях, соединяющих несколько предприятий, а также на внутренних путях, соединяющих отдельные производства, обособленные площадки и грузовые склады материально-технического обеспечения.
В составе железнодорожного подвижного состава общего назначения имеются: крытые вагоны, полувагоны и платформы.
5.3.4. Водный транспорт, включающий морской и речной транспорт, применяется для доставки грузов больших габаритов и значительной массы при наличии водного пути и специального портового оборудования.
5.3.5. Воздушный транспорт применяется только при невозможности использования какого-либо другого транспорта, для преодоления природных преград в транспортной схеме или при необходимости срочной поставки грузов. В ряде случаев для доставки грузов непосредственно на строительную площадку и монтажа конструкции применяют вертолеты.
5.3.6. При проектировании организации перевозок рассматриваются следующие схемы движения транспортных средств: маятниковая, челночная и челночно-маятниковая [27].
5.3.7. При маятниковой схеме используют бортовые автомобили или автопоезда с неотцепляемыми звеньями.
Время оборота автотранспортного средства по маятниковой схеме равно времени полного цикла и определяется по формуле

где Тц – полный цикл оборота автотранспортного средства по маятниковой схеме;
Тц -- продолжительность загрузки автотранспортного средства с учетом времени на маневрирование при установке под загрузку;
Тг – продолжительность пробега автотранспортного средства с грузом;
– продолжительность разгрузки автотранспортного средства с учетом времени на маневрирование при установке под разгрузку;
– продолжительность порожнего пробега автотранспорта.
5.3.8. При челночной схеме тягач в зависимости от размещения и расстояния между предприятиями-поставщиками и строящимися объектами может обслуживать три и более прицепов (полуприцепов). Время рабочего цикла тягача определяется по формуле

где Тч – полный цикл оборота автотранспортного средства по челночной схеме;
Т1 – продолжительность времени на отцепку свободного и приемку груженого прицепа (полуприцепа) на предприятии-поставщике или складе;
Тr – продолжительность пробега автотранспортного средства с грузом;
Т2 – продолжительность времени на отцепку груженого и приемку свободного прицепа (полуприцепа) на приобъектном складе или в зоне монтажа;
Тх - продолжительность порожнего пробега автотранспорта.
5.3.9. Челночно-маятниковой схемой предусматривается обслуживание автотранспортом (тягачом) двух прицепов (полуприцепов), когда один прицеп (полуприцеп) находится под погрузкой, а второй прицеп (полуприцеп) в это время разгружается. Время цикла автотранспорта (тягача) определяется по формуле

где Тчм – полный цикл оборота автотранспортного средства по челночно-маятниковой схеме;
Тп– продолжительность простоя автотранспортного средства (тягача) при загрузке прицепа (полуприцепа);
Тr – продолжительность пробега автотранспортного средства;
Топ– продолжительность отцепки и прицепки транспортного устройства
(прицепа, полуприцепа);
Тх - продолжительность порожнего пробега автотранспортного средства.
5.3.10. Уровень организации работы автотранспортных средств может характеризоваться рядом показателей [27].