9.6.1. На напочвенных дорогах в качестве тяговых должны применяться круглопрядные грузолюдские канаты диаметром не менее 15 мм с органическим сердечником и проволокой не ниже марки "В", крестовой свивки (ГОСТ 2688-80 и 7655-80), изготовленные из оцинкованной проволоки по группе "Ж".
Допускается применение других канатов, сертифицированных в установленном порядке и допущенных Госгортехнадзором России к применению на напочвенных дорогах.
На грузовых дорогах допускается использование канатов из светлой проволоки и канатов из проволоки марки I.
9.6.2. Тяговые канаты грузолюдских напочвенных дорог должны иметь при навеске запас прочности не ниже:
6-кратного в режиме перевозки людей;
5-кратного в режиме перевозки грузов.
Запас прочности канатов грузовых напочвенных дорог должен быть не менее 5-кратного.
9.6.3. Допускается наличие счалок на тяговом канате. Число счалок (n) по длине тягового каната определяется (с округлением до ближайшего большего целого числа) выражением
где L - длина тягового каната, м;
Lб - емкость аккумулирующего устройства для запаса каната, м.
9.6.4. Направляющие и поддерживающие устройства должны быть выполнены так, чтобы при работе дороги исключалась возможность выпадения тягового каната, выхода его за установленные проектом габариты и соприкосновения с элементами конструкции дороги, расположенными в выработке оборудованием и крепью.
9.6.5. В поддерживающих и направляющих устройствах могут применяться как отдельные ролики, так и роликовые батареи. При этом угол перегиба каната на ролике не должен превышать 6.
9.6.6. Отношение диаметра ролика направляющего и поддерживающего устройства к диаметру тягового каната должно быть не менее пяти.
9.7. Требования к системе управления
9.7.1 Аппаратура управления напочвенными дорогами должна удовлетворять требованиям пп. 8.4.12 - 8.4.14 настоящих "Нормативов+" и кроме того, обеспечивать кодовую сигнализацию между лицом, сопровождающим состав, и приводной станцией, а также переговорную связь между приводной станцией и стационарными посадочными приёмо-отправительными площадками.
10. Нормы безопасности на вспомогательные и маневровые лебёдки
10.1. Вспомогательные и маневровые лебедки кроме требований, изложенных в "Правилах безопасности в угольных шахтах", должны отвечать следующим требованиям.
10.1.1. У всех лебедок, применяемых для перемещения грузов в наклонных выработках, не допускается наличие разъемной фрикционной связи между барабаном (шкивом) и приводом.
Допускается применение рассоединяемой фрикционной связи между барабаном и приводом у лебедок, предназначенных для маневровых работ и откатки вагонеток в горизонтальных (до 0,05%) выработках.
10.1.2. При навивке каната на барабан более чем в один слой в конструкции лебедки должно быть предусмотрено превышение реборды барабана не менее, чем на 2,5 диаметра каната над последним слоем навивки.
10.1.3. Лебедки должны оборудоваться устройством, предотвращающим разматывание каната с барабана при включенном двигателе лебедки, а также устройством, обеспечивающим притормаживание барабана при разматывании каната.
10.1.4. Лебедки должны иметь устройства для прицепки их к грузоподъемным средствам.
10.1.5. Конструкции лебедок должны обеспечивать возможность крепления их в горных выработках.
10.1.6. Ручки органов управления лебедок должны иметь покрытие из изоляционного материала.
10.1.7. Лебедки должны оснащаться блокировкой, не допускающей включение двигателя при наложенном тормозе.
10.1.8. Схема управления лебедкой должна обеспечивать:
- автоматическое отключение пускателя при срабатывании концевого выключателя на тормозе барабана лебедки;
- автоматическое отключение напряжения при срабатывании концевого путевого выключателя;
- защиту от потери управляемости в цепях управления.
10.1.9. Органы управления лебедкой должны размещаться таким образом, чтобы обеспечивалось удобное и безопасное управление лебедкой.
11. Нормы безопасности на самоходные пневмоколёсные машины
11.1. Габаритные размеры, конструкция ходовой части и рулевого управления самоходных машин должны обеспечивать вписывание их в горные выработки на прямолинейных и криволинейных участках с соблюдением нормируемых зазоров.
11.2. Для закрепления перевозимых грузов самоходными пневмоколесными машинами и прицепами должны применяться приспособления, входящие в конструкцию машин.
11.3. В конструкции самоходных машин должны быть предусмотрены специальные места для сопровождающих лиц при перевозке материалов и оборудования.
11.4. Для перевозки людей должны разрабатываться специальные самоходные машины и прицепы к ним, оборудованные сиденьями из расчета 0,3 м на каждое посадочное место. Кузов должен выполняться закрытым, защищающим пассажиров от попадания влаги и падающих кусков угля и породы. Входные проемы должны закрываться сплошными дверями. Конструкция кузова должна обеспечивать возможность установки санитарных носилок.
Конструкция сидений должна обеспечивать удобное положение тела человека.
Поверхность сидений и спинок должна быть из материалов низкой теплопроводности.
11.5. Скорость движения самоходных машин по подземным выработкам не должны превышать 20 км/ч. Конструкция машин должна обеспечивать плавное регулирование скорости.
11.6. При определении тяговых и тормозных параметров самоходных машин следует исходить из коэффициента сцепления колеса и дороги не менее 0,35.
11.7. Сцепки, применяемые для соединения самоходных машин с прицепной частью, должны иметь запас прочности не менее 6-кратного и не допускать саморасцепление.
11.8. Самоходные машины должны оборудоваться:
- звуковым сигнализатором в соответствии с "Едиными требованиями к сигналам и знакам в подземных выработках и на подземном транспорте угольных и сланцевых шахт";
- скоростемером, имеющим цену деления 1 км/ч;
- устройством, не допускающим использования машин посторонними лицами;
- устройством для установки жесткой сцепки на случай буксировки неисправных машин.
11.9. На самоходных машинах должны предусматриваться места для размещения огнетушителей и знаков аварийной остановки.
Требование о месте для размещения знаков аварийной остановки не распространяется на забойные самоходные машины.
11.10. Самоходные машины должны иметь три вида торможения: рабочее, аварийное и стояночное.
Функции стояночного тормоза может выполнять аварийная система торможения.
Рабочий и аварийный тормоза должны иметь независимые привода. Эти тормоза должны развивать одинаковые по величине тормозные моменты.