Нормативные документы Госгортехнадзора РФ РД 05-325-99 "Нормы безопасности на основное горнотранспортное оборудование для угольных шахт" (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 ноября 1999 г. N 83) стр. 10

9.1. Общие требования
9.1.1. Настоящие требования распространяются на грузовые и грузолюдские (людские) рельсовые напочвенные дороги с канатным замкнутым тяговым органом, предназначенные для перевозки материалов, оборудования и людей платформами, вагонетками и другими колесными средствами по горизонтальным и наклонным подземным выработкам, в том числе искривленным в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
9.1.2. Конструктивное исполнение рельсовых канатных напочвенных дорог должно соответствовать проекту, утвержденному техническим директором шахты.
9.2. Требования к подвижному составу
9.2.1. Для перевозки людей (в том числе лиц, сопровождающих груз) должны применяться специальные кабины.
Пассажирские кабины и кабины для лиц, сопровождающих груз, могут быть составной частью пассажирских и буксировочных тележек или выполняться легкосъёмными, устанавливаемыми по мере необходимости на специальных тележках или платформах. Число мест в кабине для перевозки сопровождающих должно быть не более 2-х.
Узлы крепления съемных кабин должны обеспечивать надёжную и удобную их установку на платформах и тележках и иметь не менее чем 6-кратный запас прочности по отношению к максимальной расчетной статической нагрузке.
9.2.2. Конструкция кабины для сопровождающего, а также устройство и расположение мест посадки сопровождающего в пассажирской кабине должны обеспечивать обзор и возможность посадки сопровождающего лицом в направлении движения.
9.2.3. Конструкция сидений в кабинах должна обеспечивать удобное положение тела человека независимо от угла наклона выработки.
9.2.4. Подвижной состав напочвенной дороги должен содержать одну или несколько буксировочных тележек, постоянно сцепленных с тяговым канатом и служащих для буксирования подвижного состава.
Запас прочности узлов крепления тягового каната и буксировочной тележке должен быть не менее 10-кратного по отношению к максимальной расчетной статической нагрузке в режиме перевозки людей и 6-кратного в режиме перевозки грузов.
9.2.5. Аккумулирующее устройство для запаса каната (барабан буксировочной тележки) должен иметь канатоемкость не менее 600 м.
Для дорог с неизменяемой длиной канатоемкость барабана определяется длиной каната, необходимого для восполнения расхода каната, идущего на его периодические испытания.
9.2.6. Буксировочная тележка для дорог с сосредоточенной тормозной системой (см. п. 9.3.3) должна оснащаться устройством для закрепления и изменения длины страховочного каната, препятствующего скатыванию вагонеток при обрыве или расцеплении сцепки.
9.2.7. Пассажирский состав напочвенной дороги должен оснащаться средствами подачи сигналов из состава лицу, управляющему дорогой.
9.2.8. Сцепки, а также контрсцепки (если требуется их применение), соединяющие буксировочную тележку с пассажирскими тележками и пассажирские тележки между собой, должны иметь 10-кратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке.
9.3. Требования к аварийным тормозным системам (парашютам)
9.3.1. Подвижной состав напочвенных дорог, предназначенных для использования в выработках с уклоном пути более 0,005, должен оснащаться аварийными тормозными устройствами (парашютами).
На дорогах, предназначенных для выработок со знакопеременным профилем, должны применяться парашюты двухстороннего действия.
9.3.2. Включение парашютов должно обеспечиваться автоматически при превышении допустимой скорости движения не более, чем на 25% и вручную с мест расположения в составе лиц, управляющих дорогой.
На грузовых дорогах, имеющих рабочую скорость не более 1 м/с, допускается автоматическое включение парашютов при скорости 2 м/с.
Остановка состава парашютами должна происходить на пути не более 10 м с замедлением, не превышающим 20 м/с.
9.3.3. Парашютная система напочвенных дорог может быть как сосредоточенно (расположенной на одной тормозной тележке), так и рассредоточенной (расположенной на двух или нескольких тормозных тележках).
При наличии в составе двух или нескольких тормозных тележек остановка состава с параметрами по п. 9.3.2 должна обеспечиваться каждой из тележек.
Функции тормозных тележек могут выполнять буксировочные тележки и пассажирские вагонетки, оснащенные парашютами.
9.3.4. Конструкция тормозных тележек должна исключать возможность их схода с рельсов при движении и срабатывании парашютов.
9.3.5. Для дорог, работающих с углом наклона более 10 быстродействие парашюта должно быть не менее 0,1 с. Это время считается от момента срабатывания ограничителя скорости до достижения номинального тормозного усилия.
9.4. Требования к рельсовому пути
9.4.1. Тип рельсов и способ настилки рельсовых путей должны соответствовать типу парашютной системы напочвенной дороги.
9.4.2. Конструкция рельсового пути должна исключать смещение рельсов вниз и увеличение стыковых зазоров при установке дороги в наклонной выработке, в том числе при срабатывании парашютов.
9.4.3. Конструкция стрелочного перевода для напочвенных дорог должна исключать повреждение тягового каната.
9.5. Требования к приводной и натяжной станциям
9.5.1. Приводная станция напочвенной дороги должна быть оборудована двумя тормозами: рабочим и предохранительным.
Предохранительный тормоз должен быть колодочного или дискового типа, иметь грузовой или пружинный привод и воздействовать на канатоведущий (приводной) шкив. На грузовых дорогах в качестве предохранительного допускается применение ленточного тормоза с грузовым или пружинным приводом.
В приводных станциях с гидрообъемной передачей роль рабочего тормоза может выполнять сама гидропередача.
Отношения величин моментов, развиваемых предохранительным тормозом при заторможенном состоянии привода, к статическим моментам должны быть не менее, указанных в таблице N 2.
Таблица N 2
Угол наклона, град.
до 15
20
25
35
1,8
2,0
2,6
3,0
Значения кратности тормозного момента для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице, определяются путем линейной интерполяции.
Замедление, как при рабочем, так и при предохранительном торможении, не должно превышать величины, обусловленной возможностью проскальзывания каната по шкиву.
9.5.2. Наибольшая рабочая скорость напочвенных дорог не должна превышать 1,0 м/с, если привод не обеспечивает плавного регулирования скорости.
9.5.3. Привод напочвенной дороги должен иметь длительную пониженную скорость 1,0 м/с, если привод не обеспечивает плавного регулирования скорости.
9.5.4. Запас надежности сцепления тягового каната с приводным шкивом в период пуска или торможения должен быть не менее 1,2.
9.5.5. Натяжение тягового каната должно осуществляться устройствами, обеспечивающими постоянную величину натяжения каната.
9.5.6. Отношение диаметров шкивов к диаметру тягового каната должно быть не менее:
50 - для приводных шкивов грузолюдских дорог;
35 - для приводных шкивов грузовых дорог и шкивов концевого блока;
25 - для шкивов натяжного устройства.
9.5.7. Средства крепления приводной станции, натяжного устройства и концевого блока должны обеспечивать их надежное удержание от сдвига, опрокидывания и разворота и обеспечивать не менее чем 6-кратный запас прочности по отношению к расчетной максимальной статической нагрузке.
9.6. Требования к тяговым канатам, направляющим и поддерживающим устройствам