Приказ Федерального горного и промышленного надзора России от 26 апреля 2000 г. N 50 "Об утверждении и вводе в действие Положения о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России" стр. 9

привлекать должностных лиц и граждан к административной ответственности;
вносить руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций предложения об освобождении в установленном порядке от занимаемой должности лиц: систематически нарушающих требования промышленной безопасности, безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, рационального использования и охраны недр; нарушающих установленный порядок хранения и использования взрывчатых материалов промышленного назначения; самовольно возобновивших работы, приостановленные по указанию органов Госгортехнадзора России; не имеющих права руководить работами, связанными с эксплуатацией, строительством, монтажом, ремонтом опасных производственных объектов; не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний требований промышленной безопасности, рационального использования и охраны недр;
принимать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения подконтрольными организациями решения по устранению причин аварий и несчастных случаев на производстве, случаев утраты взрывчатых веществ промышленного назначения;
приостанавливать выпуск и запрещать применение на опасных производственных объектах технических устройств, оборудования и транспортных средств в случае несоответствия их требованиям промышленной безопасности;
прекращать во взаимодействии с органами государственного геологического контроля самовольное пользование недрами и самовольную застройку участков площадей залегания полезных ископаемых, а также ограничивать, приостанавливать или запрещать сброс в недра сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов производства, подземное хранение веществ и материалов в случае нарушения законодательства Российской Федерации о недрах;
осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и направленные на обеспечение промышленной безопасности, безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, рационального использования и охраны недр.
7.3. Компетенция работников органов Госгортехнадзора России в части применения санкций и порядок их наложения определяются руководящим документом Госгортехнадзора России.

8. Анализ результатов надзорной деятельности и их использование

8.1. Результаты надзорной деятельности должны накапливаться, учитываться и анализироваться органами Госгортехнадзора России*(7) в целях последующего использования в процедурах государственного регулирования промышленной безопасности и для совершенствования надзора.
Анализ указанной информации является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.
Накопление, учет и анализ соответствующей информации осуществляются в территориальных органах и отраслевых управлениях (отделах) центрального аппарата Госгортехнадзора России. Указанные органы обмениваются информацией и результатами, полученными при ее анализе.
Порядок такого обмена определяется отраслевыми управлениями (отделами) центрального аппарата совместно с территориальными органами Госгортехнадзора России.
8.2. Учету и анализу подлежат:
предписания (акты-предписания), выдаваемые по результатам обследований подконтрольных организаций;
уведомления подконтрольных организаций об устранении выявленных органами Госгортехнадзора России нарушений правил и норм промышленной безопасности;
результаты контрольной деятельности, проводимой в соответствии с разделом 5 настоящего Положения;
материалы, характеризующие действенность санкций, применяемых органами Госгортехнадзора России;
отчеты территориальных органов Госгортехнадзора России и другая информация, характеризующая эффективность надзорной деятельности.
8.3. При необходимости по результатам анализа органы Госгортехнадзора России могут выдавать руководителям подконтрольных организаций предписания, в которых приводится обобщенная информация о состоянии техники безопасности, причинах имевших место аварий и несчастных случаев, о выполнении профилактических мероприятий, выводы об эффективности работы системы управления промышленной безопасностью и требования по устранению недостатков в работе и повышению промышленной безопасности.

9. Информирование трудовых коллективов, взаимодействие с профсоюзными организациями

9.1. Органы Госгортехнадзора России обеспечивают постоянное информирование трудовых коллективов подконтрольных организаций, а также профсоюзных организаций о результатах своей надзорной деятельности и фактическом состоянии промышленной безопасности.
Такое информирование проводится в целях пропаганды промышленной безопасности, повышения активности профсоюзных организаций в вопросах защиты и обеспечения конституционных прав граждан на безопасный труд, формирования в трудовых коллективах атмосферы нетерпимости к фактам нарушений правил и норм промышленной безопасности.
9.2. Информирование трудовых коллективов о результатах контрольных обследований (в том числе оперативных) осуществляется путем размещения копии выданного предписания на доске объявлений или в другом месте, доступном для ознакомления трудящихся подконтрольной организации и определяемом по согласованию с ее руководителем и профсоюзным комитетом.
9.3. При осуществлении надзорной деятельности органы Госгортехнадзора России взаимодействуют с профсоюзными организациями на основе заключаемых соглашений. Органы Госгортехнадзора России информируют профсоюзные комитеты или их представителей о результатах комплексных и целевых обследований подконтрольных организаций.
Профсоюзные организации со своей стороны представляют в органы Госгортехнадзора России информацию о состоянии промышленной безопасности, причинах и обстоятельствах аварий и несчастных случаев на производстве, принимают участие в совместных контрольных обследованиях.
9.4. Руководители территориального органа должны осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации (печать, радио, телевидение) в целях информирования населения о состоянии промышленной безопасности на подконтрольных опасных производственных объектах, формирования общественного мнения нетерпимости к нарушениям требований промышленной безопасности, освещения надзорной деятельности органов Госгортехнадзора России.

10. Организация работы с внештатными инспекторами

10.1. В целях использования практического опыта и знаний широкого круга работников, занятых вопросами безопасности эксплуатации опасных производственных объектов, а также оказания помощи государственным инспекторам в их надзорной и контрольной деятельности территориальные органы привлекают к решению этих вопросов внештатных инспекторов - работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, или других организаций (научных, проектных, экспертных и т.п.).
10.2. Основная задача внештатного инспектора - быть помощником государственного инспектора в проведении надзорной работы по предупреждению аварий, производственного травматизма на подконтрольных объектах. Он осуществляет контроль по поручению государственного инспектора за соблюдением правил, норм, инструкций и других требований по безопасному ведению работ, охране недр, переработке минерального сырья, за готовностью предприятий, горноспасательных частей, газоспасательных, противофонтанных и диспетчерских служб, восстановительных поездов железных дорог к ликвидации аварий.
10.3. Внештатные инспекторы должны обладать высокой квалификацией (как правило, иметь высшее или среднее техническое образование) и иметь опыт работы в соответствующей отрасли промышленности.
10.4. Внештатный инспектор осуществляет контроль от имени территориального органа Госгортехнадзора России, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по повышению уровня промышленной безопасности, решению других вопросов, относящихся к компетенции государственного инспектора, объективно информирует о состоянии дел государственного инспектора и руководителя предприятия.
10.5. Внештатный инспектор реализует результаты своей деятельности путем разработки предложений, которые он направляет государственному инспектору. Порядок работы внештатного инспектора, его функции и права определяются нормативными актами Госгортехнадзора России.

11. Учет работы и документация

11.1. В подразделениях территориального органа Госгортехнадзора России ведется следующая документация:
положение об отделе, разработанное на основании Типового положения;
должностные инструкции работников отдела;
перечень подконтрольных организаций и опасных производственных объектов;
распоряжение начальника отдела о распределении объектов надзора для каждого инспектора;
планы работы отдела (годовой и квартальный) и инспекторов (месячные и перспективные годовые);
графики проведения комплексных и оперативных обследований подконтрольных организаций;
план проверки работы инспекторов;
план и журнал технической учебы инспекторского состава;
копии (выписки) решений вышестоящих органов Госгортехнадзора России, исполнение которых находится на контроле;
копии предписаний и актов-предписаний, выданных при проведении обследований подконтрольных организаций;
сведения о санкциях, примененных инспекторами в отношении лиц, допустивших нарушение требований промышленной безопасности и охраны недр;
акты расследования аварий и несчастных случаев на производстве за период не менее 2 лет;
справка о последней проверке работы отдела, копия протокола заседания совета управления округа или приказа территориального органа Госгортехнадзора России по этому вопросу;
справки о проверке работы инспекторов.
11.2. Инспектор ведет следующую документацию:
ежемесячные планы работы и годовой график обследований подконтрольных организаций (производственных объектов), утвержденный начальником отдела;