┌────────────┬───────┬────────────┬───────────┬───────────┬──────────┬───────────────┬─────────────┐
│ Перечень │ Годы │ Объем │ Процент │ Средняя │Задолжен- │ Кредиторская │ Дебиторская │
│ отраслей │ │ прибыли │ убыточных │рентабель- │ ность по │ задолженность │задолженность│
│ │ │ │предприятий│ ность │ зарплате │ │ │
│ │ │ │ в % │предприятий│ │ │ │
├────────────┼───────┼────────────┼───────────┼───────────┼──────────┼───────────────┼─────────────┤
│Лекарствен- │ 1994 │ 349,7 │ 0,01 │ 29,4 │ 52,0 │ 431,5 │ 354,5 │
│ные средства│ │ │ │ │ │ │ │
│ ├───────┼────────────┼───────────┼───────────┼──────────┼───────────────┼─────────────┤
│ │ 1995 │ 876,1 │ 2,9 │ 21,2 │ 57,5 │ 1129,5 │ 824,0 │
│ ├───────┼────────────┼───────────┼───────────┼──────────┼───────────────┼─────────────┤
│ │ 1996 │ 757,7 │ 15,8 │ 23,6 │ 79,3 │ 1615,9 │ 1540,2 │
├────────────┼───────┼────────────┼───────────┼───────────┼──────────┼───────────────┼─────────────┤
│Медицинская │ 1994 │ 60,0 │ - │ 41,0 │ 29,9 │ 115,6 │ 43,4 │
│техника │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├───────┼────────────┼───────────┼───────────┼──────────┼───────────────┼─────────────┤
│ │ 1995 │ 101,8 │ - │ 24,9 │ 9,0 │ 114,1 │ 68,3 │
│ ├───────┼────────────┼───────────┼───────────┼──────────┼───────────────┼─────────────┤
│ │ 1996 │ 63,4 │ 19,0 │ 22,7 │ 15,7 │ 139,6 │ 90,6 │
└────────────┴───────┴────────────┴───────────┴───────────┴──────────┴───────────────┴─────────────┘
Машиностроение
1. Состояние отрасли
Машиностроительный комплекс, поставляющий машины и оборудование для нужд промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, потребительского рынка и оборонного комплекса, состоит из 8 укрупненных подотраслей, объединяющих 1547 предприятий и организаций, на которых занято 1908 тысяч человек, в том числе:
┌─────────────────────────────────────┬──────────────┬──────────────────┐
│ Подотрасли машиностроительного │ Количество │ Число занятых │
│ комплекса │ предприятий │ (тыс. человек) │
│ │ (единиц) │ │
├─────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────────┤
│Автомобильная промышленность │ 244 │ 765 │
├─────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────────┤
│Тяжелое, энергетическое и│ 144 │ 264 │
│транспортное машиностроение │ │ │
├─────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────────┤
│Химическое и нефтяное машиностроение │ 128 │ 102 │
├─────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────────┤
│Строительно-дорожное и коммунальное│ 84 │ 72 │
│машиностроение │ │ │
├─────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────────┤
│Электротехническая промышленность и│ 515 │ 346 │
│приборостроение │ │ │
├─────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────────┤
│Станкостроительная и инструментальная│ 259 │ 134 │
│промышленность │ │ │
├─────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────────┤
│Сельскохозяйственное и тракторное│ 173 │ 225 │
│машиностроение │ │ │
├─────────────────────────────────────┼──────────────┼──────────────────┤
│Итого: │ 1547 │ 1908 │
└─────────────────────────────────────┴──────────────┴──────────────────┘
Предприятия машиностроительного комплекса размещены в субъектах Российской Федерации. Более 80% продукции отрасли производится в 4 экономических районах (Центральном, Волго-Вятском, Уральском и Поволжском). Причем в Поволжском районе производится более 30% продукции всего комплекса.
┌────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│ Экономические районы │ Удельный вес в общем объеме │
│ │ машиностроения (%) │
│ ├──────────────────┬───────────────────┤
│ │ 1995 г. (отчет) │ 1996 г. (оценка) │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Северный район │ 8 │ 8 │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Северо-Западный район │ 3,4 │ 3,2 │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Центральный район │ 21,9 │ 22,2 │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Волго-Вятский район │ 15,0 │ 15,8 │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Центрально-Черноземный район │ 4,0 │ 4,2 │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Поволжский район │ 32,5 │ 31,6 │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Северо-Кавказский район │ 4,0 │ 3,4 │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Уральский район │ 12,0 │ 12,6 │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Западно-Сибирский район │ 3,4 │ 3,2 │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Восточно-Сибирский район │ 2,0 │ 2,1 │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Дальневосточный район │ 8 │ 8 │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│Калининградская область │ 1 │ 1 │
└────────────────────────────────┴──────────────────┴───────────────────┘
К концу 1996 года процесс приватизации в машиностроении практически завершен.
В прямом государственном управлении находятся только 123 предприятия и организации, или 8% от общего числа. Это, в основном, предприятия, обеспечивающие разработку и изготовление продукции для нужд обороны страны, а также крупные научные центры.
Объем товарной продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора, составил в 1996 году около 0,8% общего объема по машиностроению. Численность работающих в государственном секторе составляет 1,3% общего числа занятых в машиностроении.
На начало 1997 года у 30% промышленных предприятий и 48% научных организаций сохраняется доля государственной собственности.
Наиболее распространенными формами хозяйственных структур являются акционерные общества и государственные предприятия.
┌─────────────────────────────────────────────┬─────────────┬───────────┐
│ Основные формы хозяйственных структур │ Единица │ 1996 год │
│ │ измерения │ (отчет) │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│Всего предприятий и организаций│ единиц │ 1547 │
│машиностроительного комплекса │ │ │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│Акционерные общества и ТОО, количество │ единиц │ 1415 │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│в % к общему числу предприятий │ % │ 91,4 │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│Госпредприятия, количество │ единиц │ 123 │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│в % к общему числу предприятий │ % │ 8,0 │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│Другие формы, количество │ единиц │ 9 │
├─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│в % к общему числу предприятий │ % │ 0,6 │
└─────────────────────────────────────────────┴─────────────┴───────────┘
Созданы и функционируют 5 финансово-промышленных групп.
Имеющийся производственный потенциал отрасли используется на крайне низком уровне в связи с общим снижением объемов производства, обусловленным низким платежеспособным спросом. Так, например, использование мощностей по выпуску комбайнов, кузнечно-прессовых машин, тракторов составляет менее 10%.
Уровень использования производственных мощностей по важнейшей номенклатуре подотраслей машиностроительного комплекса
(процентов)
┌────────────────────────────────────┬───────────┬──────────┬───────────┐
│ Наименование │ 1994 г. │ 1995 г. │ 1996 г. │
│ │ (отчет) │ (отчет) │ (оценка) │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Турбины паровые │ 29 │ 23 │ 21 │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Вагоны пассажирские магистральные │ 38 │ 24 │ 18 │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Вагоны грузовые магистральные │ 29 │ 21 │ 16 │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Электродвигатели с ВОВ 63-355 мм │ 20,3 │ 21,1 │ 16,7 │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Станки металлорежущие │ 27 │ 24 │ 10,6 │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Машины кузнечно-прессовые │ 17 │ 13 │ 5,9 │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Автомобили грузовые (включая шасси│ 25 │ 23 │ 21 │
│на комплектацию) │ │ │ │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Автомобили легковые │ 74,9 │ 60,8 │ 53,1 │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Автобусы │ 68 │ 55 │ 50 │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Тракторы │ 15 │ 11,8 │ 8,5 │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Комбайны зерноуборочные │ 12,5 │ 11,4 │ 6,5 │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Экскаваторы одноковшовые (от 0,275│ 41 │ 35,8 │ 18 │
│до 3,2 куб. м.) │ │ │ │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Бульдозеры │ 20,5 │ 22,5 │ 22 │
├────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┤
│Краны на автомобильном ходу │ 45 │ 36,6 │ 28 │
└────────────────────────────────────┴───────────┴──────────┴───────────┘
По ряду наименований машин и оборудования (в основном крупносерийного производства) происходит выбытие мощностей как по причинам списания оборудования по ветхости и износу, так и в связи с перепрофилированием предприятий (станки металлорежущие, электродвигатели, машины кузнечно-прессовые, экскаваторы, краны на автомобильном ходу).
При этом имеющиеся производственные мощности не соответствуют спросу. По отдельным видам производственной техники удельный вес мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции в общем составе производственных мощностей в 1996 году составил:
по продукции тяжелого и энергетического, химического и нефтяного машиностроения - 40%;
по станкоинструментальной промышленности - 14%;
по продукции автомобильной промышленности - 48%.
В настоящее время в машиностроении 54% оборудования изношено более чем на 50%. Средний срок службы оборудования составляет 26 лет, что вдвое превышает нормативный. Низкие коэффициенты ввода и выбытия активной части производственных фондов в последние годы увеличивают разрыв в технологическом отставании от индустриально развитых стран.
Доля активной части основных производственных фондов в машиностроении составила около 47,5 процента.
Деловая активность в 1994-1996 годах характеризуется, с одной стороны, ежегодным спадом промышленного производства, который усилился в 1996 году, и снижением уровня загрузки мощностей, а с другой стороны - повышением доли продукции на внешнем рынке (по кузнечно-прессовым машинам она выросла с 19,6% в 1995 году до 50% в 1996 году, по тракторам - с 29,8% до 57,8%) и ростом экспорта машин и оборудования (соответственно с 2,5 млрд. долларов США до 2,9 млрд. долларов США).
Уровень деловой активности в машиностроении и металлообработке
┌────────────────────────────────┬─────────────┬───────┬────────┬───────┐
│ Наименование │ Единица │ 1994 │1995 год│ 1996 │
│ │ измерения │ год │(отчет) │ год │
│ │ │(отчет)│ │(отчет)│
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Продукция (в ценах 1995 г.) │ трлн. руб. │ 170,9 │ 153,8 │136,88 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Темп к предыдущему году │ % │ 61,9 │ 90,0 │ 89,0 │
├────────────────────────────────┴─────────────┴───────┴────────┴───────┤
│ Доля продукции отрасли на внутреннем рынке │
├────────────────────────────────┬─────────────┬───────┬────────┬───────┤
│Дизель и дизель-генераторы │ % │ 97,7 │ 96,3 │ 93,9 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Электродвигатели с ВОВ 63-355 мм│ % │ 44,9 │ 59,4 │ 47,3 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Станки металлорежущие │ % │ 78 │ 85 │ 79,8 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Машины кузнечно-прессовые │ % │ 73,5 │ 40 │ 50 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Автомобили грузовые │ % │ 85,4 │ 92,5 │ 91,7 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Автомобили легковые │ % │ 82,5 │ 88,3 │ 91,2 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Автобусы │ % │ 79,2 │ 77,8 │ 73,4 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Тракторы │ % │ 48,2 │ 37,7 │ 24,6 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Экскаваторы одноковшовые (от│ % │ 97,1 │ 100 │ 100 │
│0,275 до 3,2 куб. м.) │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Бульдозеры │ % │ 68,5 │ 72,9 │ 72,4 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Краны на автомобильном ходу │ % │ 94,1 │ 100 │ 100 │
├────────────────────────────────┴─────────────┴───────┴────────┴───────┤
│ Доля продукции отрасли на внешнем рынке │
├────────────────────────────────┬─────────────┬───────┬────────┬───────┤
│Дизель и дизель-генераторы │ % │ 40,7 │ 46,6 │ 58,1 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Электродвигатели с ВОВ 63-355 мм│ % │ 29,1 │ 22,2 │ 24,3 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Станки металлорежущие │ % │ 15,7 │ 21,4 │ 33,1 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Машины кузнечно-прессовые │ % │ 15,7 │ 39,8 │ 50,0 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Автомобили грузовые │ % │ 16,0 │ 15,6 │ 15,4 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Автомобили легковые │ % │ 28,4 │ 25,2 │ 24,4 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Автобусы │ % │ 9,4 │ 6,8 │ 8,1 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Тракторы │ % │ 36,5 │ 42,9 │ 57,8 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Экскаваторы одноковшовые (от│ % │ 5,4 │ 7,9 │ 16,2 │
│0,275 до 3,2 куб. м.) │ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Бульдозеры │ % │ 9,4 │ 17,0 │ 16,0 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│Краны на автомобильном ходу │ % │ 3,5 │ 3,5 │ 5,4 │
├────────────────────────────────┴─────────────┴───────┴────────┴───────┤
│ Объем экспорта (машиностроение) │
├────────────────────────────────┬─────────────┬───────┬────────┬───────┤
│Экспорт - всего │млн. доллар. │ 2518 │ 2681 │ 2900 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│в том числе: дальнее зарубежье │млн. доллар. │ 1322 │ 1385 │ 1500 │
├────────────────────────────────┼─────────────┼───────┼────────┼───────┤
│ближнее зарубежье │млн. доллар. │ 1196 │ 1296 │ 1400 │
└────────────────────────────────┴─────────────┴───────┴────────┴───────┘
За 1994-1996 годы в машиностроении произошло ухудшение финансового состояния предприятий, сопровождающееся резким снижением рентабельности товарной продукции (с 22,3% в 1994 году до 9,5% в 1996 году), что явилось следствием снижения спроса из-за высоких цен, низкого уровня использования производственных мощностей и роста издержек производства.
На грани убыточности в 1996 году находились большинство предприятий приборостроения, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Доля убыточных предприятий в общем количестве в 1996 году составила 37,5% против 19,8% в 1995 году.
Кредиторская задолженность предприятий машиностроения по состоянию на 1 сентября 1996 года увеличилась по сравнению с началом года в 1,7 раза при росте дебиторской задолженности в 1,26 раза.
Положение с задолженностью по платежам в бюджет усугубляется значительными суммами начисленных пеней, размер которых превышает величину основных долгов и становится практически невосполнимым.
Просроченную задолженность имеют около 75% предприятий машиностроения.
Задолженность по выплате заработной платы в 1996 году на предприятиях машиностроения составляет в среднем 2,5 месяца (около 5 трлн. рублей).
Финансовое состояние отрасли
┌──────────────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────┐
│ Наименование │ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │ │ │ (оценка) │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│Прибыль, млрд. руб. │ 4850 │ 13890 │ 10270 │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│Убыточные предприятия (в % от│ 18 │ 19,8 │ 357,5 │
│общего количества предприятий) │ │ │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│Рентабельность, % │ 22,3 │ 17,9 │ 9,5 │
└──────────────────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────┘
┌──────────────────────────────────────┬───────────────┬────────────────┐
│ Наименование │На 20.01.96 г. │ На 11.11.96 г. │
├──────────────────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│Просроченная задолженность по выдаче│ 2,76 │ 5,0 │
│средств на заработную плату, трлн.│ │ │
│рублей │ │ │
└──────────────────────────────────────┴───────────────┴────────────────┘
┌────────────────────────────┬─────────────┬─────────────┬──────────────┐
│ Наименование │ На 01.01.95 │ На 01.01.96 │На 01.01.97 г.│
│ │ г. │ г. │ │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┤
│Кредиторская задолженность│ 12,5 │ 32,9 │ 63,2 │
│трлн. рублей │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┤
│Дебиторская задолженность│ 9,8 │ 21,6 │ 30,1 │
│трлн. рублей │ │ │ │
└────────────────────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────────┘
В машиностроении только на 60% предприятий комплекса осуществляется инвестирование технического перевооружения и реконструкции производства по выпуску конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции.
Государственная поддержка (166,5 млрд. рублей) представляется на 1996 год 38 предприятиям. Кроме того, в 1995-1996 годах 26 предприятий объявлены победителями инвестиционных конкурсов с объемом государственной поддержки 339 млрд. рублей.
┌───────────────────────────────┬───────────┬─────────┬─────────┬───────┐
│ Показатели │ Единица │1994 год │1995 год │ 1996 │
│ │ измерения │ │ │год (в │
│ │ │ │ │ ценах │
│ │ │ │ │ 1995 │
│ │ │ │ │ года) │
├───────────────────────────────┼───────────┼─────────┼─────────┼───────┤
│Общий объем инвестиций за счет│млрд. руб. │ 8491 │ 4335,4 │ 3139 │
│всех источников финансирования │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼───────────┼─────────┼─────────┼───────┤
│в том числе: │млрд. руб. │ 6647 │ 3265,9 │ 2452 │
│объем производственных│ │ │ │ │
│инвестиций за счет всех│ │ │ │ │
│источников финансирования │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼───────────┼─────────┼─────────┼───────┤
│в том числе: │млрд. руб. │ 5345 │ 3017,9 │ 2341 │
│за счет средств предприятий и│ │ │ │ │
│организаций │ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼───────────┼─────────┼─────────┼───────┤
│за счет средств федерального│млрд. руб. │ 1302 │ 128,7 │ 111 │
│бюджета │ │ │ │ │
└───────────────────────────────┴───────────┴─────────┴─────────┴───────┘
Доля стоимости отечественного оборудования в общем объеме капитальных вложений по предприятиям машиностроительного комплекса составляет 52%.
Средний срок окупаемости инвестиционных проектов составляет 2,4 года, а конкурсных проектов - менее 1,9 года.
Анализ соотношения уровня цен на основе видов продукции машиностроения с ценами аналогов на внешнем рынке показывает, что сложившиеся экономические условия продажи изделий на внешнем рынке значительно хуже, чем на внутреннем. Так, цена продажи трактора Т-30 (АО "Владимирский тракторный завод") в 1996 году на внутреннем рынке составляла 9588, а на экспорт - 5100 долларов США, трактора Т-25А соответственно 7488 и 3500 долларов США, автомобиля ВАЗ-2109 (АО "АвтоВАЗ") 8370 и 4400 долларов США, универсального токарно-винторезного станка (АО "Красный пролетарий") - 9059 и 6627 долларов США, часов наручных "Заря" 7 и 4,6 доллара США, что свидетельствует об убыточности их экспорта.
В целом же цены на внутреннем рынке ниже цен на зарубежные аналоги (по грузовым автомобилям они составляют 20-30%; по зерноуборочным комбайнам - 52-60% мировых цен). Однако по некоторым видам цены на отечественную продукцию выше цен на зарубежные аналоги (эмальпровода, аккумуляторы, краны).
Возрастает стремление отечественных производителей с помощью сертификации продукции, в том числе международной, не только закрепиться на внутреннем рынке, но и выйти на внешний рынок.
Благодаря расширению сети сертификационных центров, создаваемых в рамках федеральной инновационной программы "Сертификация и метрология", за последние годы повысилось количество сертифицированной продукции машиностроения.
Уровень сертифицированной продукции в подотраслях машиностроительного комплекса
(процентов)
┌───────────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┐
│ Наименование │ 1994 год │ 1995 год │
│ ├──────────┬──────────┼──────────┬──────────┤
│ │по объему │ по │по объему │ по │
│ │ │ номенкл. │ │ номенкл. │
├───────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Машиностроительный │ 33,4 │ │ 34,0 │ │
│комплекс, в целом │ │ │ │ │
├───────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│в том числе: │ 5,5 │ 2,7 │ 9,7 │ 8 │
│Тяжелое, энергетическое и│ │ │ │ │
│транспортное машиностроение│ │ │ │ │
├───────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Химическое и нефтяное│ 1,8 │ 10,6 │ 4 │ 18,6 │
│машиностроение │ │ │ │ │
├───────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Станкостроительная и│ 2,6 │ 27,3 │ 10,4 │ 30,3 │
│инструментальная │ │ │ │ │
│промышленность │ │ │ │ │
├───────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Электротехническая │ 12,2 │ 20 │ 21,4 │ 35 │
│промышленность │ │ │ │ │
├───────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Приборостроение │ 19,5 │ 1 │ 21,6 │ 1 │
├───────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Автомобильная │ 69 │ 76,6 │ 65 │ 79,5 │
│промышленность │ │ │ │ │
├───────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Сельскохозяйственное и│ 7,8 │ 42 │ 17,8 │ 60,2 │
│тракторное машиностроение │ │ │ │ │
├───────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Строительно-дорожное и│ 7,3 │ 36,4 │ 13,1 │ 52,1 │
│коммунальное машиностроение│ │ │ │ │
└───────────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┘