2. Экономические и социальные проблемы отрасли
Непрекращающийся спад производства привел к тому, что общий объем продажи машиностроительной продукции сократился в 1996 году на 49% по сравнению с 1991 годом.
Наибольшее снижение произошло в производстве сельскохозяйственной и строительно-дорожной техники, тепло- и электровозов, металлорежущих станков, кузнечно-прессовых машин.
Одной из важнейших проблем комплекса является неконкурентоспособность многих видов машин и оборудования не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. Большинство машиностроительных изделий отечественного производства уступают зарубежным аналогам по качеству и покупаются только из-за их относительной дешевизны.
Другой важной проблемой, влияющей на объем продажи машиностроительной продукции, является возможность зарубежных поставщиков поставлять оборудование в кредит с рассрочкой платежей на 5-10 лет, в то время как отечественные производители такой возможности не имеют. По этой причине Чебоксарский завод при производстве свыше 2 тысяч промышленных тракторов в год смог продать в течение 1996 года на российском рынке всего 170 тракторов, между тем японские и американские фирмы поставили на условиях кредита свыше 150 таких машин предприятиям добывающей промышленности. Аналогичное положение наблюдается в поставках машиностроительной продукции для пищевой промышленности, транспорта, химической промышленности, металлургии, а также сельского хозяйства из государств - участников СНГ, где рынок традиционно считался российским.
К числу важных проблем следует отнести также принявшую широкий размах систему бартерных операций или безналичных взаиморасчетов, удельный вес которых в общем объеме средств, полученных от реализации товаров, по отдельным предприятиям достигает 80%, что крайне отрицательно влияет на систему финансовых операций по выплате заработной платы, налогов в бюджет, а также по формированию средств для инвестиций.
В связи с падением спроса на продукцию машиностроения в отрасли образовался излишек невостребованного основного капитала (оборудование, здания), находящегося на балансе предприятий и вызывающего рост издержек производства. Одновременно происходит старение и износ этих фондов, что увеличивает технологическую отсталость производства.
Продолжают развиваться опасные тенденции разрушения научно-технического потенциала машиностроительного комплекса. Большинство отраслевых НИИ и КБ находятся в крайне тяжелом положении. В научных организациях практически отсутствуют долгосрочные инвестиции и оборотные средства. Приходит в упадок опытно-экспериментальная база. Происходит качественное ухудшение кадров научных организаций за счет оттока ученых и специалистов в другие сферы деятельности и за рубеж.
3. Цели и направления реструктуризации
Реструктуризация машиностроения может осуществляться только вместе с ростом инвестиционной активности в стране и с подъемом всех отраслей - потребителей продукции машиностроения.
Реструктуризация машиностроения предусматривает достижение следующих целей:
преодоление структурно-технологической несбалансированности отрасли;
повышение технологического уровня производства и технического уровня машин и оборудования и на этой основе конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения, расширение ее экспортного потенциала на основе производства наукоемких видов техники;
модернизация значительной части производственных мощностей, обеспечивающих их соответствие новым требованиям инвестиционных отраслей и потребительского рынка;
восстановление научно-технического потенциала машиностроения и использование его для развития отрасли;
обеспечение финансовой устойчивости предприятий и объединений машиностроения.
Направлениями реструктуризации машиностроительного комплекса для достижения этих целей будут оставаться:
реформирование и реструктуризация предприятий с высокой степенью монополизации производства продукции;
развитие диллерской и товаропроводящей сети, способствующей снижению издержек производства;
развитие новых технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих, способствующих наращиванию производства конкурентоспособной продукции;
сертификация машинно-технической продукции, в первую очередь международная сертификация;
увеличение (не менее чем в 4-5 раз) темпов обновления и вывода основных фондов, прежде всего невостребованных рынком машин и оборудования.
В этих целях будут проведены соответствующие изменения в важнейших подотраслях машиностроительного комплекса.
В автомобильной промышленности:
снижение издержек за счет совершенствования управления с развитием сетей и методов сбыта и послепродажного технического обслуживания и организации новых сборочных производств;
увеличение выпуска микроавтобусов и грузовых автомобилей за счет расширения различных модификаций малотоннажных грузовиков и создания производства магистральных автопоездов;
создание и развитие производства современных и экологичных бензиновых и дизельных двигателей для малотоннажных грузовиков, легковых автомобилей и магистральных автопоездов;
создание и производство легковых автомобилей особо малого класса, увеличение выпуска автобусов и троллейбусов для внутригородских, пригородных и междугородных перевозок.
В станкостроительной и инструментальной промышленности:
совершенствование производственной структуры подотрасли с перепрофилированием заводов на выпуск эффективных видов станков и компонентов при сокращении общего числа предприятий и возрастании доли средних и малых предприятий;
создание и развитие производства конкурентоспособного, высокоточного и автоматизированного станочного и кузнечно-прессового оборудования и инструментов. Прогнозируется увеличение доли производства этого оборудования с 5% в 1995 году до 18% в 2000 году;
развитие рынка металлообрабатывающего оборудования путем расширения комплектных поставок оборудования "под ключ" с последующим сервисным обслуживанием.
В тракторном и сельскохозяйственном машиностроении:
переход от крупносерийного производства техники к мелкосерийному в соответствии с поступающими заказами;
расширение и углубление диверсификации предприятий;
возрастание роли регионального фактора в производстве несложной сельскохозяйственной техники.
В электротехнической промышленности и приборостроении:
переход на выпуск энергоресурсосберегающего оборудования и приборов (преобразовательные устройства, источники света, регулируемые электроприводы, приборы контроля и учета);
модернизация часовой промышленности и ее адаптация к требованиям мирового рынка, в том числе с привлечением иностранного капитала и возрастанием экспорта часов нового поколения.
В энергетическом, нефтяном и транспортном машиностроении:
создание совместных с иностранными партнерами предприятий, консорциумов, групп, способствующих производству и сбыту на внешнем рынке высокотехнологичной продукции для энергетики;
использование конверсионных авиационных и газотурбинных двигателей для организации выпуска модульных высокотемпературных газотурбинных энергетических установок;
развитие производства вагонов электропоездов, метро и пассажирского подвижного состава нового поколения;
создание высокотехнологичных установок машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики.
Размещение производства машиностроительной продукции в экономических районах не претерпит существенных изменений. Наиболее динамично машиностроение будет развиваться в Центральном и Поволжском экономическом районе.
Санация предприятий, производящих бесперспективную продукцию, и их ликвидация (станкостроение, электротехника, приборостроение и отчасти автомобилестроение) будут сопровождаться созданием малых предприятий, учитывающих интересы регионов и их стремление к экономической самостоятельности.
В машиностроительном комплексе в основном завершится создание системы государственных технологических стандартов и стандартов качества машиностроительной продукции в соответствии с международными стандартами.
Будет осуществлена государственная поддержка проведения предприятиями и организациями машиностроения международной сертификации, ориентированной на экспорт продукции.
4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации
Промышленная политика в области машиностроения предусматривает проведение комплекса мер, в том числе с государственной поддержкой, осуществляемых в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции, формирования его современной структуры.