Решение этих задач возможно при реализации следующих условий:
повышение емкости внутреннего рынка на машины и оборудование, в том числе за счет развития лизинговых операций, и соответствующее увеличение платежеспособного спроса на них в стране;
создание в относительно короткие сроки конкурентоспособных изделий для мирового и внутреннего рынков подотраслями, обладающими большим научно-техническим потенциалом.
Этому будет способствовать:
формирование институциональных и законодательных условий для развития позитивных структурных изменений;
реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения посильного налогового бремени, создания условий для развития эффективного производства на основе инвестирования за счет собственных и заемных средств;
меры внешнеэкономической поддержки, включая методы тарифного и нетарифного регулирования в рамках правил Всемирной торговой организации;
содействие привлечению частных и иностранных инвестиций, прежде всего посредством обеспечения политической и финансово-экономической стабильности, снижение инвестиционных рисков и повышение доверия со стороны инвесторов;
прямые государственные инвестиции и иные вложения в тех случаях, когда важные для страны проекты временно непривлекательны для частного капитала;
создание преференционального режима приобретения потребителями отечественной продукции, аналогичной импортируемой.
Эти меры будут осуществляться гибко и дифференцированно, с учетом возможностей государства, специфики подотраслей и регионов, а также изменений рыночной конъюнктуры.
В настоящее время в машиностроении сформировались группы подотраслей и производств, отличающихся по уровню развития, степени конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Так предприятия энергетического машиностроения, электротехнической промышленности и приборостроения по производству тяжелых станков и прессов обладают большим научно-техническим потенциалом и либо же имеют конкурентоспособные изделия, либо способны в относительно короткие сроки создать их. Отечественное энергетическое и высоковольтное электротехническое оборудование по техническим показателям (ресурсы, надежность, единичная мощность, КПД) и уровню цен конкурентоспособно на внешнем рынке.
Для объединений и предприятий этой группы в переходный период потребуются прямые государственные инвестиции и субсидии. Эти меры дополнятся созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса (государственная поддержка при организации сбыта продукции на внешних рынках, предоставление государственных гарантий, а в ряде случаев - связанных международных кредитов для поставки отечественной высокотехнологичной продукции).
К отраслям и производствам другой группы предприятий машиностроения следует отнести продукцию автомобильной промышленности, транспортного (в части подвижного состава нового поколения для пассажирских перевозок), строительно-дорожного и сельскохозяйственного машиностроения, где будут применены меры, направленные, в первую очередь, на стимулирование внутреннего и внешнего спроса на их продукцию.
Основные методы промышленной политики для этих подотраслей - защитные импортные тарифы в пределах, допускаемых международными нормами, последовательно снижаемые в течение времени, необходимого для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек, а также общепризнанные методы нетарифного регулирования.
В этих отраслях не предусматривается применение методов прямой государственной поддержки, кроме чрезвычайных случаев и отдельных высокоэффективных проектов или проектов, направленных на решение социальных проблем.
В частности, политика в сфере автомобилестроения будет строиться на поддержке освоения или сборки новых моделей автомобилей (отечественных, иностранных и совместных фирм), позволяющих улучшить структуру автопарка России. При этом поддержка будет жестко обусловлена институциональными преобразованиями автозаводов и их дилерских сетей, обеспечивающих повышение качества управления, уровня выпускаемой продукции, снижение издержек, стабилизацию и снижение цен, диверсификацию производства.
5. Динамика реструктуризации
Проведение в 1997-2000 годах реструктуризации позволит:
стабилизировать к концу 1997 года объем производства продукции;
обеспечить увеличение выпуска продукции машиностроения в 2000 году примерно на 4% к 1995 году;
осуществить трансформацию производственной структуры комплекса, в частности, увеличить долю наукоемких подотраслей машиностроения (электротехника, приборостроение, высокоточное станкостроение) с 17,3% в 1995 году до 19,8% в 2000 году;
высвободить в 1997-1999 годах в гражданском машиностроении более 40 тыс. работников и к 2000 году стабилизировать численность занятых;
довести в 2000 году объем экспорта машин и оборудования в страны дальнего зарубежья до 2,3 млрд. долларов США против 1,4 млрд. долларов США в 1995 г.;
увеличить долю продукции, выпускаемой с применением высоких технологий, в общем выпуске товарной продукции с 26,6% в 1995 году до 29-33% в 2000 году;
увеличить в 1,35 раза привлечение средств в качестве инвестиции для реструктуризации исключительно за счет собственных и заемных средств.
6. Институциональные изменения
Предполагается, что в 1997 году будет приватизировано еще 26 предприятий и организаций, а количество государственных предприятий сократиться до 97.
Объем товарной продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора, в 1997 году снизится до 0,5%.
Предполагается преобразовать в казенные заводы 16 предприятий и организаций.
В целях снижения социального бремени на предприятия будет в основном завершен процесс освобождения их от объектов социального и жилищно-коммунального хозяйства.
Проблема управления государственной долей в уставном капитале акционерных обществ будет решаться при разработке нормативных процедур представления интересов государства в акционерных обществах.
Продолжит свое развитие процесс формирования финансово-промышленных групп, в том числе путем образования межгосударственных групп.
Продолжится работа с неплатежеспособными предприятиями с применением процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве. В настоящее время на 12 предприятиях машиностроения введено внешнее управление имуществом должника.
Повышению эффективности деятельности предприятий машиностроения будет способствовать реструктуризация предприятий и их товаропроводящей сети на основе реального спроса на внутреннем и внешнем рынках, а также проведение реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет.
Таблица
Динамика реструктуризации машиностроения
┌──────────────────────────────┬─────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┐
│ │ Единица │1995 г. │1996 г. │1997 г. │1998 г. │1999 г. │2000 г. │
│ │ измерения │ отчет │ отчет │прогноз │прогноз │прогноз │прогноз │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Объем продукции отрасли в│ трлн. руб. │ 136,88 │ 132,77 │ 126,8 │ 134,4 │ 145,2 │ 159,7 │
│процессе реструктуризации (в│ │ │ │ │ │ │ │
│ценах 1995 года, включая│ │ │ │ │ │ │ │
│металлообработку) │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к предыдущему году │ │ 89 │ 85 │ 97 │ 106 │ 108 │ 110 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Динамика высвобождения│ тыс.человек │ │ │ 23 │ 18 │ 5 │ - │
│излишних трудовых ресурсов │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Ожидаемая доля отечественного│ │ │ │ │ │ │ │
│рынка, которая будет занята│ │ │ │ │ │ │ │
│продукцией отрасли │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Электродвигатели с ВОВ 63-355│ │ 59,4 │ 47,3 │ 52,9 │ 66,3 │ 68 │ 71 │
│мм │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Станки металлорежущие │ │ 85 │ 79,8 │ 79,6 │ 83,1 │ 82,9 │ 80,9 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Машины кузнечно-прессовые │ │ 40 │ 50 │ 41,2 │ 49,7 │ 4,8 │ 8,3 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые │ │ 92,5 │ 91,7 │ 91,2 │ 92,9 │ 93,1 │ 93,2 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые │ │ 88,3 │ 91,2 │ 84,8 │ 85,3 │ 85,4 │ 85,5 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автобусы │ │ 77,8 │ 73,4 │ 73,3 │ 72,6 │ 76,9 │ 77,8 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Тракторы │ │ 37,7 │ 24,6 │ 24,6 │ 33,6 │ 33,2 │ 35,1 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Ожидаемый объем экспорта│ │ │ │ │ │ │ │
│продукции отрасли │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Экспорт - всего │ млн. долл. │ 2680,8 │ 2900 │ 3120 │ 3275 │ 3500 │ 3700 │
│ │ США │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе: │ млн. долл. │ 1385 │ 1500 │ 1800 │ 1900 │ 2100 │ 2250 │
│дальнее зарубежье │ США │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ближнее зарубежье │ млн. долл. │ 1296 │ 1400 │ 1320 │ 1375 │ 1400 │ 1450 │
│ │ США │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Предполагаемые объемы выбытия│ млрд. руб. │ 5680 │ 5300 │ 5420 │ 5300 │ 5190 │ 5090 │
│морально устаревшего и│ │ │ │ │ │ │ │
│изношенного оборудования (в│ │ │ │ │ │ │ │
│ценах 1995 г.) │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Общий объем инвестиций за счет│ млрд. руб. │ 4335,4 │ 3139 │ 3900 │ 4170 │ 4590 │ 5140 │
│всех источников финансирования│ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе для│ млрд. руб. │ 4335,4 │ 3139 │ 3900 │ 4170 │ 4590 │ 5140 │
│реструктуризации │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Структура инвестиций в│ млрд. руб. │ 3266 │ 2452 │ 3040 │ 3250 │ 3575 │ 4000 │
│производственной сфере по│ │ │ │ │ │ │ │
│источникам финансирования │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе: │ млрд. руб. │ 3017,9 │ 2341 │ 2760 │ 2800 │ 3075 │ 3400 │
│собственные средства│ │ │ │ │ │ │ │
│предприятий │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│средства федерального бюджета │ млрд. руб. │ 128.7 │ 111 │ 61 │ 90 │ 120 │ 150 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│кредиты коммерческих банков │ млрд. руб. │ - │ - │ 119 │ 195 │ 205 │ 240 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│средства внебюджетных фондов │ млрд. руб. │ - │ - │ 100 │ 165 │ 175 │ 210 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Предполагаемые сроки│ год │ │ 2,4 │ 2,4 │ 2 │ 2 │ 2 │
│окупаемости проектов │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Степень износа основных фондов│ % │ 56 │ 55 │ 54 │ 53 │ 52 │ 51 │
├──────────────────────────────┼─────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│Ожидаемая трансформация│Удельный вес продукции подотраслей машиностроительного комплекса в │
│производственной структуры│ общем объеме выпускаемой продукции │
│отрасли (в ценах 1995 г.) │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│Инвестиционные подотрасли │ % │ 14,3 │ 13,2 │ 13,3 │ 13,9 │ 14,1 │ 15,6 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Наукоемкие подотрасли │ % │ 17,3 │ 17,4 │ 17,5 │ 18,4 │ 19,2 │ 19,8 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобильная промышленность │ % │ 62,8 │ 64,5 │ 64,3 │ 63 │ 62 │ 60 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Сельскохозяйственное и│ % │ 6,6 │ 4,9 │ 4,8 │ 4,8 │ 4,7 │ 4,6 │
│тракторное машиностроение │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Производство продукции│ │ │ │ │ │ │ │
│производственно-технического │ │ │ │ │ │ │ │
│назначения │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Вагоны грузовые магистральные │ тыс. штук │ 7,1 │ 7,8 │ 8,4 │ 9,0 │ 9,6 │ 110 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к предыдущему году │ │ 91 │ 110 │ 108 │ 107 │ 107 │ 115 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к 1995 году │ │ │ 110 │ 118 │ 127 │ 135 │ 155 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Вагоны пассажирские│ штук │ 489 │ 444 │ 420 │ 500 │ 650 │ 900 │
│магистральные │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к предыдущему году │ │ 69 │ 91 │ 95 │ 119 │ 130 │ 138 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к 1995 году │ │ │ 91 │ 86 │ 102 │ 133 │ 184 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Электродвигатели переменного│ тыс. штук │ 450,0 │ 342 │ 340,0 │ 365,0 │ 400,0 │ 450,0 │
│тока высотой оси вращения│ │ │ │ │ │ │ │
│63-355 мм │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к предыдущему году │ │ 111 │ 76 │ 99 │ 107 │ 110 │ 112 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к 1995 году │ │ │ 76 │ 76 │ 81 │ 89 │ 100 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Станки металлорежущие │ тыс. штук │ 18,0 │ 11,4 │ 11,5 │ 12,4 │ 13,5 │ 15,0 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к предыдущему году │ │ 89 │ 63 │ 101 │ 107 │ 109 │ 111 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к 1995 году │ │ │ 63 │ 64 │ 69 │ 75 │ 83 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Машины кузнечно-прессовые │ тыс. штук │ 2,2 │ 1,25 │ 1,3 │ 1,4 │ 1,5 │ 1,7 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к предыдущему году │ │ 70 │ 57 │ 104 │ 108 │ 107 │ 113 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к 1995 году │ │ │ 57 │ 59 │ 64 │ 68 │ 77 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили грузовые (включая│ тыс. штук │ 147,0 │ 138,6 │ 125,0 │ 125,0 │ 130,0 │ 136,0 │
│шасси на комплектацию) │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к предыдущему году │ │ 77 │ 94 │ 90 │ 100 │ 104 │ 105 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к 1995 году │ │ │ 94 │ 85 │ 85 │ 88 │ 93 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Автомобили легковые │ тыс. штук │ 835,0 │ 868 │ 825,0 │ 830,0 │ 840,0 │ 900,0 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к предыдущему году │ │ 105 │ 104 │ 95 │ 101 │ 101 │ 107 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к 1995 году │ │ │ 104 │ 99 │ 99 │ 101 │ 108 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Тракторы │ тыс. штук │ 21,2 │ 14,1 │ 13,5 │ 14,5 │ 16,0 │ 18,0 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к предыдущему году │ │ 74 │ 67 │ 96 │ 107 │ 110 │ 113 │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в % к 1995 году │ │ │ 67 │ 64 │ 68 │ 75 │ 85 │
└──────────────────────────────┴─────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘
Лесопромышленный комплекс
1. Состояние отраслей лесопромышленного комплекса
Лесопромышленный комплекс включает в себя лесозаготовительное, деревообрабатывающее, целлюлозно-бумажное и лесохимическое производства.
Доля продукции, произведенной комплексом, составила 3,6% объема промышленной продукции по России.
В состав комплекса входят предприятия по заготовке и транспортировке древесины, производству пиломатериалов, фанеры, шпал, древесных плит, мебели, деревянных домов, целлюлозно-бумажных товаров и другой продукции.
Количество предприятий
┌────────────────────────┬──────────────────┬──────────────┬────────────┐
│ Показатели │Единица измерения │ 1995 год │ 1996 год │
│ │ │ (отчет) │ (отчет) │
├────────────────────────┼──────────────────┼──────────────┼────────────┤
│Крупные и средние│ единиц │ 3073 │ 2622 │
│предприятия │ │ │ │
├────────────────────────┼──────────────────┼──────────────┼────────────┤
│в том числе: │ -"- │ 1464 │ 1277 │
│лесозаготовительные │ │ │ │
├────────────────────────┼──────────────────┼──────────────┼────────────┤
│деревообрабатывающие │ -"- │ 1423 │ 1184 │
├────────────────────────┼──────────────────┼──────────────┼────────────┤
│целлюлозно-бумажные │ -"- │ 171 │ 153 │
└────────────────────────┴──────────────────┴──────────────┴────────────┘
Количество занятых
┌───────────────────────────────┬───────────────┬───────────┬───────────┐
│ Показатели │ Единица │ 1995 год │ 1996 год │
│ │ измерения │ (отчет) │ (отчет) │
├───────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┤
│Численность работников - всего │ тыс. человек │ 1383 │ 870 │
├───────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┤
│в том числе по подотраслям:│ -"- │ 509 │ 345 │
│лесозаготовительной │ │ │ │
├───────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┤
│деревообрабатывающей │ -"- │ 696 │ 361 │
├───────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┤
│целлюлозно-бумажной │ -"- │ 172 │ 158 │
├───────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┤
│Численность высвобождаемых│ -"- │ 26,6 │ 25 │
│(сокращаемых) работников │ │ │ │
├───────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┤
│в том числе в связи с│ -"- │ 2 │ 10 │
│реорганизацией и ликвидацией│ │ │ │
│предприятий │ │ │ │
└───────────────────────────────┴───────────────┴───────────┴───────────┘
Производство продукции
┌──────────────────────────────┬───────────────┬───────────┬─────────────┐
│ Показатели │ Единица │ 1995 год │ 1996 год │
│ │ измерения │ (отчет) │ (отчет) │
├──────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼─────────────┤
│Товарная продукция (в ценах│ млрд. рублей │ 42531 │ 33150 │
│1995 г.) │ │ │ │
├──────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼─────────────┤
│Объем продукции по основной│ млн. куб. м │ 92 │ 73,5 │
│номенклатуре: древесина│ │ │ │
│деловая │ │ │ │
├──────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼─────────────┤
│пиломатериалы │ -"- │ 26,5 │ 21,5 │
├──────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼─────────────┤
│целлюлоза товарная │ тыс. тонн │ 1801 │ 1234 │
├──────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼─────────────┤
│бумага │ -"- │ 2773 │ 2293 │
├──────────────────────────────┼───────────────┼───────────┼─────────────┤
│картон │ -"- │ 1301 │ 918 │
└──────────────────────────────┴───────────────┴───────────┴─────────────┘