Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 33

14.3.6. Спуск порожних поддонов с подмостей производят заранее подготовленными и хорошо застропованными пачками или с помощью футляров. Запрещается сбрасывать поддоны с подмостей и транспортных средств.
14.3.7. Кирпичи, раствор и другие материалы на подмостях следует размещать в специально предусмотренных местах согласно ППР.
На подмостях между стеной, сложенными материалами и установленным инвентарем следует оставлять проход шириной не менее 0,6 м.
14.3.8. Кладка стены на высоте более 1,2 м должна производиться с подмостей, прочность и устойчивость которых необходимо проверить.
Запрещается производить кладку, стоя на стене.
14.3.9. Для кладки стен зданий на высоте более двух этажей должны быть устроены междуэтажные перекрытия или временные настилы по балкам этих перекрытий, площадки, лестничные марши и их ограждения на лестничных клетках.
14.3.10. Высоту каждого яруса стены назначают с таким расчетом, чтобы уровень кладки после каждого перемещения был не менее чем на 0,7 м выше уровня рабочего настила. До установки столярных изделий оконные, дверные и другие проемы выкладываемых стен необходимо оградить.
14.3.11. Кладку стен (бортика) на уровне перекрытия, устраиваемого из сборных железобетонных плит, следует производить с подмостей нижнего этажа, оставляя уступ для опирания плиты.
Перед монтажом панели и плит перекрытия необходимо выложить из кирпича бортик на два ряда выше уровня панелей.
Во избежание разрушения кирпичного бортика монтируемыми панелями следует опускаемую панель на высоте 0,5 - 0,8 м от опоры уравновесить, а затем плавно (без раскачивания) опустить на опору.
14.3.12. Расшивка наружных швов выполняется с подмостей или перекрытий после укладки каждого ряда.
14.3.13. Допускается вести кладку стен высотой не более 7 м без устройства защитных козырьков; при этом по периметру здания на земле устраивают ограждение на расстоянии не менее 1,5 м от стены.
14.3.14. Над входами на лестничные клетки при кладке стен с внутренних подмостей надо устраивать навесы размером не менее 2 x 2 м.
14.3.15. Плиты облицовки и элементы сборных карнизов устанавливают и крепят в точном соответствии с проектом производства работ по строительству данного здания (опоры).
14.3.16. Перерыв в кладке, ведущейся одновременно с наружной облицовкой, допускается только после выклепки стен (опор) до уровня верхней кромки облицовочных плит.
14.3.17. Запрещается снимать временные крепления плит облицовки и элементов карниза до полного затвердения раствора и достижения им проектной прочности.
14.3.18. Кладку кирпичных карнизов, выступающих из плоскости стен более чем на 30 см, необходимо вести с наружных лесов.
14.3.19. Конструкция опалубки кирпичных каменных сводов и арок должна обеспечивать возможность ее равномерного опускания при раскружаливании.
14.3.20. Обрабатывать камни (плиты) в пределах строительной площадки следует в специально отведенных для этого и огражденных местах.
14.3.21. Расстояние между рабочими местами каменотесов должно составлять не менее 3 м; в противном случае между ними должны быть поставлены защитные экраны.
Каменотесы должны работать в защитных очках и рукавицах.
14.3.22. Устанавливать облицовочные плиты с лесов одновременно на нескольких ярусах в одной вертикали запрещается. Захватки, находящиеся в разных ярусах, смещают по горизонтали не менее чем на 6 м.
14.3.23. Во время перерыва в кладке материалы, инструменты и строительный мусор на стенах должны быть убраны.

14.4. Железобетонные и бетонные работы

14.4.1. Положения настоящего подраздела распространяются только на железобетонные работы, выполняемые дорожными организациями в условиях строительной площадки. Работы по изготовлению железобетонных изделий на полигонах (звеньев железобетонных труб, пролетных строений мостов, свай) должны выполняться с соблюдением "Правил по охране труда при производстве железобетонных и бетонных конструкций и изделий", утвержденных Минтрансстроем (1990 г.).
14.4.2. Складывать заготовленную арматуру следует в специально предназначенных для этого местах.
Не разрешается хранить запасы арматуры около арматурных станков, в проходах между ними, а также на подмостях или отдельных элементах опалубки.
14.4.3. Выпрямлять, гнуть, резать арматурную сталь, а также вязать арматурные сетки и каркасы следует в отдельном помещении на специально отведенном огражденном участке, оборудованном верстаками-шаблонами, козелками и стеллажами.
Запрещается вязать или сваривать вертикально устанавливаемый каркас, стоя на его стержнях.
14.4.4. До укладки арматуры необходимо проверить правильность и устойчивость устройства опалубки.
14.4.5. В случае монтажа арматуры вблизи электропроводов последние должны быть обязательно обесточены.
14.4.6. Арматуру отдельных (без плиты) железобетонных ригелей и балок перекрытий следует монтировать с рабочего настила шириной не менее 0,8 м, расположенного с боковой стороны коробов опалубки и огражденного с наружной и торцевой сторон перилами высотой не менее 1 м. По периметру настила прибивают отбойную доску высотой не менее 15 см, располагая ее в нижней части перил, и среднюю доску - между отбойной и перилами.
14.4.7. Элементы опалубки, арматурные сетки и отдельные стержни арматурных и арматурно-опалубочных блоков до подъема к месту монтажа надежно скрепляют между собой. Рабочее место арматурщика оборудуется настилом и лестницами.
14.4.8. Запрещается находиться в блоках, смонтированных вместе с опалубкой арматурных каркасов балок, стен, плит и других конструкций, до их установки на место.
14.4.9. Ходить по уложенной арматуре разрешается только по специальным мосткам шириной не менее 0,6 м, устроенным на козелках, установленных на опалубку.
14.4.10. Перед началом укладки бетонной смеси производитель работ или мастер обязан проверить правильность установки и надежность крепления опалубки поддерживающих лесов, рабочих настилов и уложенной арматуры, принятых по акту.
14.4.11. Кузова автомобилей-самосвалов, перевозящих бетонные смеси, следует периодически очищать и промывать водой в специально оборудованном для этого месте.
14.4.12. Запрещается нахождение и движение людей на эстакадах и передвижных мостках во время подачи бетонной смеси в автомобили-самосвалы.
Передвижка мостка производится только после удаления с него и из зоны его передвижения людей и транспортных средств, не связанных с работой по перемещению.
14.4.13. При подаче смесей верхний конец ленточного транспортера следует располагать над грузоприемной площадкой на высоте не менее 0,5 м.
14.4.14. Во время работы транспортера необходимо следить за его устойчивостью, а также за исправностью защитных навесов, ограждающих транспортер снизу над проходами и проездами.
14.4.15. До начала подъема бетонной смеси, затаренной в бадьи или бункеры, краном или подъемником следует проверить состояние и исправность тары. Она должна иметь специальные приспособления, не допускающие случайной выгрузки смеси, и соответствовать ГОСТ 21807-76 и ГОСТ 12.3.010-82.
Расстояние от низа бадьи (или контейнера) до поверхности, на которую выгружают смесь, в момент выгрузки не должно превышать 1 м.
14.4.16. Для доставки бетонной смеси в тачках (тележках) по перекрытиям, подмостям и эстакадам устраивают ходы или настилы шириной не менее 1,2 м. Если настилы расположены на высоте более 1 м над опалубкой, то должно быть устроено ограждение с перилами высотой 1 м, бортовой доской шириной не менее 10 см и средней доской.
Отверстия в настиле для подачи бетонной смеси во время перерыва в работе должны быть закрыты.
14.4.17. При укладке бетонной смеси с неогражденных площадок на высоте 1,3 м, а также при бетонировании конструкций, имеющих уклон более 30°, рабочие снабжаются предохранительными поясами, прикрепленными к надежным опорам.
14.4.18. Подавать бетонную смесь в труднодоступные места, расположенные ниже уровня ее подачи на 1,5 м, следует по лоткам звеньевым хоботом или виброхоботом, а до 1,5 м - с помощью крана в бадьях.
14.4.19. Электропровода от электродвигателей виброхоботов и вибропитателей до рубильника должны быть заключены в резиновые шланги, металлические или пластмассовые трубы.
14.4.20. Не допускается бетонирование с наружных лесов при силе ветра 6 баллов и более, во время грозы, а также при недостаточном освещении рабочего места.
14.4.21. Лотки, звеньевые хоботы и виброхоботы для спуска бетонной смеси в конструкцию, а также загрузочные воронки должны быть прочно прикреплены к надежным опорам.