Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 34

Для предупреждения падения бетонной смеси необходимо на уровне верха загрузочной воронки со всех сторон устраивать защитный настил или козырьки.
Запрещается доступ людей в места возможного падения бетонной смеси во время бетонирования.
14.4.22. При производстве работ с применением химических ускорителей твердения бетона все работающие должны пройти специальный инструктаж по безопасному обращению с химикатами.
14.4.23. При уплотнении бетонной смеси электровибраторами необходимо соблюдать общие требования безопасности.
14.4.24. Приготовлять хлорированную воду следует в отдельном помещении, расположенном на расстоянии не менее 500 м от жилых зданий.
Работать с хлористым кальцием или хлорной известью и хлорированными смесями необходимо в респираторах или противогазах (марки А), резиновых перчатках и фартуках.
Для использования хлористого кальция в качестве ускорителя его нужно разводить, для чего применяются черпаки с длинными (1,5 - 2 м) рукоятями.

14.5. Плотничные (опалубочные) работы

14.5.1. Приступая к плотничной работе, необходимо проверить готовность рабочего места, исправность инструмента и оборудования, а также убедиться, что в обрабатываемом материале не имеется гвоздей и других металлических предметов.
14.5.2. Плотничные работы должны производиться в одежде, не имеющей развевающихся и свисающих концов.
14.5.3. Запрещается при перепиливании бревен или досок держать руку в непосредственной близости к полотну пилы и направлять ее рукой.
14.5.4. Обрабатывая лесоматериал топором, надо располагаться так, чтобы не поранить себя; ногу, находящуюся с обрабатываемой стороны детали, следует отставлять возможно дальше в сторону; на обрабатываемом материале необходимо делать надрубы.
14.5.5. Поднимать бревна на большую высоту надлежит с помощью механизмов, на незначительную - вручную с помощью канатов.
14.5.6. Коробки опалубки, колонн прогонов, балок ригелей, а также крупнопанельные элементы опалубки и укрепленные элементы поддерживающих лесов, устанавливаемые с помощью кранов, должны быть конструктивно жесткими, а части их скреплены между собой.
При установке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после окончательного закрепления предыдущего. Ведение работ одновременно в двух или более ярусах по одной вертикали без защитных устройств запрещается.
14.5.7. Подавая элементы опалубки, необходимо следить, чтобы они не задевали за ранее установленные конструкции.
14.5.8. Опорные части опалубки (стойки, подкладки) надо устанавливать на надежном основании, исключающем возможность неравномерной осадки бетонируемых конструкций.
14.5.9. Установка щитовой опалубки колонн, ригелей и балок с помощью передвижных лестниц-стремянок с огражденными наверху рабочими площадками допускается только при высоте над уровнем земли или нижележащего перекрытия не более 5,5 м. Работы на высоте от 5,5 до 8 м следует вести только с применением передвижных подмостей, имеющих наверху площадку с ограждением.
14.5.10. Опалубку на высоте более 8 м от уровня земли или перекрытия следует устанавливать с рабочих настилов, уложенных на поддерживающих лесах и снабженных ограждениями. Ширина настилов должна быть не менее 0,7 м. Готовая опалубка перекрытий должна быть ограждена по всему периметру на высоту 1 м нижней доской высотой 15 см и средней доской.
14.5.11. Монтаж подвесной опалубки и установка ее на высоте более 8 м выполняются обученными рабочими-верхолазами с применением предохранительных поясов, прикрепленных к надежным опорам.
14.5.12. При устройстве опалубки железобетонных сводов и куполов рабочие настилы с ограждениями следует располагать на горизонтальных схватках стоек поддерживающих лесов на расстоянии от опалубки по вертикали не менее 1,5 м. При наклонной опалубке рабочие настилы должны иметь уступы высотой не более 40 см.
14.5.13. При установке опалубки одновременно с монтажом несущей арматуры (каркаса) отверстия, оставляемые в опалубке в местах стыков элементов арматуры, следует заделывать немедленно после окончания закрепления стыков.
14.5.14. При возведении железобетонных стен в разборно-передвижной опалубке с ее обеих сторон необходимо устраивать настилы с ограждениями через каждые 1,8 м по высоте.
14.5.15. Разборка опалубки может производиться только с разрешения производителя работ или мастера, а в особых случаях (например, при пролетах более 6 м, при сооружении тонкостенных конструкций) - с разрешения главного инженера строящей организации.
Перед началом разборки опалубки следует проверить прочность бетона, убедиться в отсутствии нагрузок, превышающих допустимые, и дефектов, которые могут повлечь за собой чрезмерные деформации или обрушение конструкции после снятия опалубки.
14.5.16. При разборке опалубки необходимо принимать меры против случайного падения ее элементов, обрушения поддерживающих лесов или конструкций. Разборку больших кружал арок и сводов осуществляют согласно составленному проекту организации работ.
Оставшиеся после распалубки отверстия в железобетонных перекрытиях должны быть ограждены или закрыты прочно закрепленными щитами.
14.5.17. Материалы после разборки опалубки следует немедленно опускать на землю, сортировать (удаляя торчащие гвозди и скобы) и складывать в штабеля. Запрещается складывать на подмостях или рабочем полу разбираемые элементы (или материалы) опалубки, а также сбрасывать их с сооружений.

14.6. Свайные работы

14.6.1. Монтаж копра (сборка, подъем, вывешивание и перемещение), а также его демонтаж следует выполнять по имеющейся в паспорте схеме или по проекту, утвержденному главным инженером строящей организации, под непосредственным наблюдением мастера, механика или производителя работ.
14.6.2. С башни (фермы) копра перед ее подъемом должны быть удалены все незакрепленные детали, инструмент и другие предметы.
При подъеме копра, собранного в горизонтальном положении, следует приостановить все работы в радиусе, равном длине поднимаемой конструкции плюс 5 м.
14.6.3. Если по тем или иным причинам нужно прекратить подъем фермы, то последняя устанавливается на подведенные под нее клетки, а лебедка разгружается. Запрещается удерживать поднимаемую ферму копра тормозом лебедки.
14.6.4. Предельная масса молота и масса сваи для данного копра указываются на ферме копра или его раме. Запрещается превышать предельные массы. На копре устанавливается ограничитель подъема.
14.6.5. Грузоподъемные тросы должны направляться на барабаны лебедок через отводные блоки, установленные в верхней части копра и оборудованные ограничителями.
14.6.6. Подтаскивание сваи производится только через отводной блок, закрепленный у основания копра, по прямой линии в пределах видимости мотористом лебедки.
14.6.7. Для забивки наклонных свай разрешается применять только универсальные или специально приспособленные копры.
14.6.8. Рабочие площадки копра и лестницы для подъема должны иметь перила высотой не менее 1 м с бортовыми и средней досками; последняя располагается между перилами и бортовой доской.
На вертикальных лестницах, а также на лестницах с углом наклона к горизонту более 75° при высоте более 5 м устраиваются, начиная с 3 м, ограждения в виде дуг (колец) на расстоянии друг от друга не более 1 м с продольными связями (полосами).
14.6.9. Стальные канаты и такелажные приспособления, применяемые на свайных работах, должны соответствовать требованиям Госгортехнадзора. Коэффициент запаса прочности каната при механическом приводе - не менее 6, при ручном - 4,5.
14.6.10. Каждый копр должен иметь звуковую сигнализацию, которая подается перед пуском свайного молота.
14.6.11. Передвижение копра осуществляется по рельсовым путям или прочному горизонтальному основанию под наблюдением мастера или производителя работ. Состояние путей для передвижения копра необходимо проверять перед началом смены и в процессе работы. Во время работы копр следует закреплять на рельсах противоугонными устройствами.
Передвигать или поворачивать копры разрешается только при выключенной подаче пара (сжатого воздуха).
14.6.12. Совместный подъем сваи (шпунта) с надетым на нее сваебойным снарядом разрешается при достаточной грузоподъемности лебедки. В противном случае свая (шпунт) и сваебойный снаряд должны подниматься раздельно (последовательно).
При подъеме сваю следует удерживать от раскачивания и кручения с помощью расчалок. Крюк крана необходимо снабжать замыкающими приспособлениями.
14.6.13. При срезке верхушек не забитых до конца свай необходимо принимать меры против внезапного падения срезаемой части сваи.
14.6.14. Установка свай и сваебойного оборудования производится без перерыва до полного их закрепления на месте; не допускается оставлять их на весу. При невозможности закончить установку и закрепление поднимаемый груз (свая, молот) должен быть опущен на твердое основание.
14.6.15. При забивке свай на суше или в воде работа копра с подмостей или эстакады разрешается при условии, что последние построены по проекту, утвержденному главным инженером строящей организации, с учетом требований техники безопасности.
14.6.16. Для подачи пара (сжатого воздуха) должны применяться жесткие паровоздушные трубопроводы с шарнирным соединением. Гибкие паропроводные шланги высокого давления используются только в пределах копра и должны иметь минимальную длину.
Шланги, подводящие пар или сжатый воздух к копру, должны испытываться на прочность при давлении, в 2 раза превышающем рабочее.