Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 36

14.7.11. Зоны, опасные для движения людей во время монтажа, должны быть ограждены и оборудованы хорошо видимыми предупредительными сигналами и знаками.
14.7.12. При укрупненной сборке элементов следует устраивать специальные подмости в соответствии с проектом производства работ.
14.7.13. Ведение сборочных операций на высоте без подмостей допускается только при невозможности устройства последних с обязательным применением предохранительных приспособлений (натянутые стальные канаты, страховочные сетки и др.). В таких случаях руководитель работ должен указывать монтажникам места их работы на конструкции и места прикрепления предохранительных поясов.
14.7.14. Запрещается оставлять на весу поднятые элементы. Освобождение установленных элементов от стропов допускается лишь после прочного и надежного их закрепления.
14.7.15. Временные расчалки монтируемых элементов должны быть прикреплены к надежным опорам (якорям). Количество расчалок устанавливается проектом (но не менее трех). Расчалки не должны соприкасаться с острыми углами конструкций.
14.7.16. Для перехода монтажников от одной конструкции к другой следует применять монтажные лестницы, переходные мостики и трапы. Передвижение по нижнему поясу фермы или балки допускается только при наличии туго натянутого вдоль них каната на высоте 1,2 м, за который зацепляют карабин предохранительного пояса.
14.7.17. Сборка и подъем конструкций длиной более 6 м и массой более 3 т требуют особой осторожности. Их перемещение и установку разрешается проводить только под непосредственным руководством производителя работ или мастера.
14.7.18. Элементы монтируемых конструкций, не обладающих достаточной жесткостью, до подъема должны быть временно усилены.
14.7.19. В тех случаях, когда размеры (или масса) монтируемого элемента требуют использования или предельной грузоподъемности монтажного крана, или предельного вылета его стрелы, или предельного подъема крюка крана, стоянки крана и транспортных средств должны быть размечены непосредственно на местности и соблюдаться точно.
14.7.20. Строповка балочных элементов, поднимаемых в горизонтальном положении, производится не менее чем двумя стропами или специальными траверсами.
14.7.21. Крепление полиспастов и блоков к ранее установленным конструкциям осуществляется только после соответствующего расчета этих конструкций на дополнительные нагрузки.
14.7.22. Трос грузового полиспаста при подъеме и перемещении элемента следует направлять отвесно. Оттягивать поднимаемый элемент запрещается.
14.7.23. Монтажные работы должны производиться, как правило, на расстоянии не менее 10 м от места электросварочных работ. При необходимости прихватки электросваркой элементов в процессе монтажа рабочие места должны быть обеспечены защитными экранами (навесами).
14.7.24. Сварочные работы на высоте в местах, не защищенных от попадания искр, на время прохода судов должны быть прекращены.
14.7.25. Не допускается хранить взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества в зоне монтажных работ.
14.7.26. Монтажные элементы конструкций при временном складировании следует размещать в порядке, соответствующем технологической последовательности их монтажа; при этом заводская маркировка элементов должна быть обращена в сторону проходов между штабелями.
14.7.27. Омоноличивание стыков ригелей опор, диафрагм между балками пролетных строений и прочих конструкций должно производиться со стоечных или подвесных подмостей, обеспечивающих безопасные условия работ.
14.7.28. Не допускается укладка элементов сборных конструкций на настиле подмостей.
14.7.29. Собранные элементы конструкции необходимо укреплять постоянными или заранее проверенными временными креплениями. Окончательное закрепление выверенных элементов конструкций должно осуществляться устройством стыковых соединений по проекту.
14.7.30. Проходы и проезды в зоне подъема конструкций во время работы подъемных механизмов оборудуются в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76.
14.7.31. Краны, подъемные механизмы и такелажные приспособления для монтажных работ должны отвечать требованиям ГОСТ 12.2.065-81.

14.8. Ряжевые работы

14.8.1. Последовательность операций, связанных с изготовлением, ремонтом, спуском и установкой ряжей, определяется проектом производства работ.
14.8.2. Катки, на которых собирают ряж, должны быть прочно закреплены на все время его сборки.
14.8.3. По верху ряжа в местах работы и прохода рабочих необходимо устраивать сплошной настил с перилами.
14.8.4. Сборка ряжей на льду допускается только при его достаточной прочности. При пробивке проруби вдоль ее кромок для спуска ряжа следует укладывать щиты.
14.8.5. При сборке ряжа на льду необходимо:
следить, чтобы у места работы на льду не скапливалось больше рабочих и материалов, чем допускается при данной его толщине и прочности;
устанавливать эстакады для подвозки и подноски материалов на ростверк, уложенный на льду;
обозначать вехами безопасные для движения рабочих и транспортных средств маршруты;
следить за состоянием льда и регулировать движение людей и транспортных средств при наступлении оттепели;
обеспечивать место работ спасательными средствами (шестами, кругами), располагая их на видных и в доступных местах.
14.8.6. При сборке на плаву с наружных сторон ряжей должны быть установлены предохранительные плоты шириной 1,5 м, огражденные перилами. Рабочие снабжаются спасательными поясами (надувными жилетами).
14.8.7. Во время загрузки ряж должен удерживаться на месте расчалками (тросами).
При загрузке ряжей камнями необходимо соблюдать меры предосторожности, гарантирующие безопасность рабочих (устройство ограждений, лотков, подмостей).
14.8.8. Запрещается пребывание людей на ряже во время его освобождения от стропов, спуска на воду и подводки к месту установки.

14.9. Штукатурные работы

14.9.1. Растворы для штукатурных работ приготавливаются на специальных базах; на месте могут быть приготовлены незначительные объемы растворов.
14.9.2. Штукатурные работы внутри помещений следует выполнять с подмостей или передвижных столиков, установленных на сплошные настилы по балкам перекрытий или на пол.
Применение лестниц-стремянок допускается только для выполнения мелких штукатурных работ в отдельных местах.
14.9.3. Наружные штукатурные работы производятся с инвентарных лесов или передвижных башенных подмостей. Последние должны иметь выдвижные площадки с запорами, исключающими возможность опускания площадок в случае обрыва канатов. Рукоятки механизмов для подъема подмостей во время работы на них следует снимать.
14.9.4. Для зданий и сооружений значительной высоты разрешается применять подвесные леса.
Подвесные леса допускаются к эксплуатации только после их испытания статической нагрузкой, превышающей расчетную на 25%, а подъемные леса и люльки - на 50%, и динамического испытания нагрузкой, превышающей расчетную на 10%. По результатам испытаний должен быть составлен акт.
14.9.5. Диаметр стальных канатов, поддерживающих подъемные леса и люльки, определяют расчетом с девятикратным запасом прочности. Перед началом работы и в ее процессе канаты должен осматривать производитель работ или мастер.
14.9.6. Лебедки, служащие для поднятия и опускания подъемных лесов и люлек, должны соответствовать расчетным нагрузкам и оборудоваться двойными тормозными устройствами с безопасными рукоятями. Движение отдельных канатов при подъеме и опускании подъемных люлек должно быть свободным.
Лебедки, устанавливаемые на земле, следует загружать противовесом, составляющим не менее двойного веса люльки с полной расчетной нагрузкой. Балласт следует прочно крепить на раме лебедки.
Трение канатов о конструкции должно быть исключено.
14.9.7. Поддерживание подъемных и подвесных лесов должно осуществляться с помощью специальных конструкций. Консоли, к которым подвешивают люльки, должны опираться на стены или опоры через подкладки. Не допускается опирание консолей на неустойчивые конструкции сооружения. Крючья для подвески подмостей следует заранее испытать статической нагрузкой, превышающей рабочую в 2 раза, в течение не менее 15 мин. По результатам испытаний составляется акт.
14.9.8. Подъем и опускание подъемных лесов должны осуществляться под непосредственным руководством производителя работ или мастера.
14.9.9. Настилы подвесных и подъемных лесов надо ограждать с наружной и торцевой сторон перилами или металлической сеткой высотой не менее 1 м, а настилы люлек - со всех сторон. Конструкции стыков щитов настила, бортовых досок и поручней подъемных лесов должны допускать их относительное перемещение при подъеме и опускании, но исключать возможность смещения с опор.