Постановление Правительства РФ от 29 августа 2015 г. N 911 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 985" стр. 4

Создание сетей цифрового эфирного телерадиовещания дополнительных мультиплексов предполагается в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек и иных населенных пунктах, привлекательных с точки зрения рекламного рынка, по согласованию с вещателями-заказчиками.

Мероприятие по созданию единой автоматизированной системы контроля и управления сетью цифрового вещания (2015-2018 годы)

Построение и эксплуатация современной сети цифрового эфирного телерадиовещания, охватывающей всю территорию Российской Федерации, требуют существенной реорганизации процессов поддержки операционной деятельности по эксплуатации сети, принципиально новых подходов к обеспечению надежности и защищенности инфраструктуры сети цифрового эфирного телерадиовещания, повышения эффективности и централизации управления. Выполнение указанных требований возможно только посредством разработки и внедрения автоматизированной системы управления и контроля, охватывающей все объекты инфраструктуры сети цифрового эфирного телерадиовещания.
В рамках этого мероприятия планируется создание автоматизированной системы контроля и управления сетью цифрового эфирного телерадиовещания, выполняющей функции:
централизованного учета технологического оборудования и элементов инфраструктуры в масштабах всей сети вещания;
автоматизированного контроля функционирования технических средств и качества технологических процессов, связанных с предоставлением услуг;
обеспечения эффективного оперативного управления.
План реализации указанного мероприятия предусматривает проектирование и создание автоматизированной системы, а также последующее тиражирование и развитие системы в рамках всей инфраструктуры сети цифрового эфирного телерадиовещания в 2015-2018 годах.

2. Создание многофункциональных космических аппаратов, в том числе для телерадиовещания

Мероприятия по созданию космических аппаратов "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" (2010-2017 годы) и космических аппаратов "Экспресс-АМ7" и "Экспресс-АМ8" (2011-2018 годы)

Создаваемые в рамках Программы космические аппараты "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ7" и "Экспресс-АМ8" должны стать основой для формирования современной орбитальной группировки, способной решать широкий спектр задач в области спутниковой связи и вещания. Работы по изготовлению ракет-носителей, разгонных блоков и обеспечение запусков осуществляются в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. N 635 "О Федеральной космической программе России на 2006-2015 годы".
При определении технических характеристик космических аппаратов "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ7" и "Экспресс-АМ8" определяющими условиями являлись максимально полное использование заявленного Российской Федерацией орбитального частотного ресурса, преемственность существующих спутниковых сетей связи и своевременная замена космических аппаратов с заканчивающимся сроком активного существования.
Срок активного существования новых космических аппаратов составляет 15 лет, что позволяет обеспечить потребителей на территории Российской Федерации надежными каналами связи с хорошими энергетическими характеристиками, в том числе для организации спутникового непосредственного телевизионного вещания.
В составе космических аппаратов предусмотрены ретрансляторы перспективного частотного Ка-диапазона, эффективные при использовании в организации сетей распределения телевизионных программ, широкополосной передачи данных, перегона телевизионных программ, в том числе высокой четкости, а также при организации трансляций с передвижных репортажных телевизионных студий.
В 2013 году осуществлен запуск на орбиту космического аппарата "Экспресс-АМ5" в точку 140 градусов восточной долготы для обеспечения связи и вещания на зоны А и Б, в 2014 году осуществлен запуск на орбиту космического аппарата "Экспресс-АМ6" в точку 53 градуса восточной долготы для обеспечения связи и вещания на зоны Г и М. В 2015 году запущен на орбиту космический аппарат "Экспресс-АМ7" в точку 40 градусов восточной долготы для обеспечения связи и вещания на зоны Г и М. Космические аппараты "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6" и "Экспресс-АМ7" введены в эксплуатацию в 2015 году. На 2015 год запланирован запуск космического аппарата "Экспресс-АМ8" в точку 14 градусов западной долготы для обеспечения связи и вещания на зону М.
Создание космических аппаратов "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" осуществлялось за счет средств федерального бюджета в первые годы реализации Программы. Это обеспечило создание космической инфраструктуры распределения телевизионных каналов первого мультиплекса по всем временным вещательным зонам телерадиовещания. Доходы от эксплуатации введенных в состав орбитальной группировки новых космических аппаратов позволили федеральному государственному унитарному предприятию "Космическая связь" привлечь средства внебюджетных источников и обеспечить дальнейшее развертывание спутниковой группировки в интересах развития телерадиовещания в рамках Программы (создание космических аппаратов "Экспресс-АМ7" и "Экспресс-АМ8" для распределения пакетов каналов последующих мультиплексов) без привлечения средств федерального бюджета. Затраты из внебюджетных источников после ввода в эксплуатацию космических аппаратов обусловлены практикой применения отложенных платежей с целью снижения финансовой нагрузки на федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь" в рамках этого мероприятия Программы.

Мероприятие по созданию многофункционального космического аппарата "Ямал-601", в том числе для телерадиовещания (2015-2018 годы)

С целью обеспечения устойчивого функционирования сети телерадиовещания в Российской Федерации до момента ввода в эксплуатацию космических аппаратов "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6" и "Экспресс-АМ7" для обеспечения доставки цифрового телевизионного сигнала по вещательным зонам Российской Федерации использовались космические аппараты открытого акционерного общества "Газпром космические системы".
В орбитальной позиции 55 градусов восточной долготы для распространения сигналов второго мультиплекса на зону М используется космический аппарат "Ямал-402". Этот космический аппарат оснащен транспондерами Ku-диапазона с высокими энергетическими характеристиками, позволяющими оказывать услуги телерадиовещания на территории зоны М с использованием малых приемных терминалов.
В орбитальной позиции 90 градусов восточной долготы эксплуатируется космический аппарат "Ямал-401", запущенный на эту орбитальную позицию в 2014 году на замену космического аппарата "Ямал-300К". Ресурс космического аппарата "Ямал-401" оптимален для создания сетей распределительного и непосредственного телевизионного вещания. До ввода в эксплуатацию космического аппарата "Экспресс-АМ7" этот спутник использовался для распространения сигналов первого мультиплекса и второго мультиплекса по всей территории Российской Федерации (за исключением Чукотского автономного округа). После ввода в эксплуатацию космических аппаратов "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6" и "Экспресс-АМ7" ресурс этого космического аппарата задействуется для организации трансляции первого мультиплекса на вещательную зону В.
До момента ввода в эксплуатацию космического аппарата "Экспресс-АМ7" в орбитальной позиции 40 градусов восточной долготы для обеспечения цифровым телерадиовещанием зоны М использовался космический аппарат среднего класса "Ямал-202" в орбитальной позиции 49 градусов восточной долготы.
В настоящее время ресурс активного использования космического аппарата "Ямал-202" близок к завершению. Для его замены в 2018 году без привлечения средств федерального бюджета планируется запуск космического аппарата тяжелого класса "Ямал-601" с улучшенными частотно-энергетическими характеристиками. Транспондеры С-диапазона данного космического аппарата предназначены для оказания услуг распределительного телевидения в зонах В, Г и М.
Ресурс космического аппарата "Ямал-601" будет использоваться для организации резервных каналов трансляции федеральных мультиплексов на зоны В, Г и М. Транспондеры Ka-диапазона предназначены для массовых широкополосных услуг на территории Российской Федерации, а также для организации регионального телевидения, телевидения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", репортажного телевизионного вещания, радиовещания и другого. Зона обслуживания этого космического аппарата в Ka-диапазоне будет покрывать всю территорию Российской Федерации.
Ресурс спутника также будет использован для резервирования в С-диапазоне космического аппарата "Экспресс-АМ7" и дополнения фрагментарного покрытия в Ka-диапазоне спутников "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6".

3. Создание центра управления фондовыми материалами для их учета, реставрации и цифровизации (2012-2015 годы)

В целях обеспечения в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов" функции федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" по переводу фондовых материалов в цифровой формат, обеспечению к ним доступа и комплектованию фондов обязательными экземплярами телерадиопродукции в рамках Программы предусматривается создание центра управления фондовыми материалами для их учета, реставрации и цифровизации федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания".
В состав архивных материалов входит более 1,5 млн единиц аудиовизуальных материалов, аудио- и фотоматериалов, активно использующихся при подготовке радио- и телепередач и программ различными средствами массовой информации, включая основные российские телеканалы.
Носители, на которых записаны оригиналы произведений, не пригодны для долгосрочного хранения, и в настоящее время идет процесс их неизбежного разрушения.
В целях сохранения национального достояния создание в рамках Программы центра управления фондовыми материалами для их учета, реставрации и цифровизации обеспечит сохранность, пополнение и использование коллекции аудиовизуальных материалов в объеме 20 Пбайт с использованием современных информационных технологий. Детализация мероприятия осуществляется в соответствии с методикой, приведенной в приложении N 4 к Программе.
Создание указанного центра осуществляется в рамках выполнения задачи создания уникального собрания киновидеоматериалов и звукозаписей отечественного телевидения и радиовещания для оцифровки законченных производством и вышедших в эфир телерадиопрограмм, фонограмм, аудиовизуальных произведений, находящихся в федеральной собственности, с необходимым технологическим оборудованием.

4. Информационно-разъяснительная кампания (2010-2015 годы)

Одним из мероприятий, обеспечивающих успешное и планомерное внедрение цифрового эфирного телерадиовещания в Российской Федерации, является массовая информационно-разъяснительная кампания среди населения страны. В рамках мероприятия разъясняются необходимость внедрения и преимущества цифрового эфирного телерадиовещания, приобретения цифровых абонентских приемных устройств, осуществляется информирование о сроках, об этапах и о порядке перехода на цифровое эфирное телерадиовещание в каждом регионе, а также консультирование по техническим вопросам. Для этих целей задействуются все основные центральные средства массовой информации, обеспечивающие доступ к максимальному числу жителей каждого региона, включая телевидение (рекламные и информационные блоки), радио, печатные издания, а также портал Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Предоставление государственному оператору связи субсидий из федерального бюджета

Мероприятие по предоставлению государственному оператору связи субсидии на оплату услуг (работ), обеспечивающих реализацию неотложных мероприятий по подготовке цифрового вещания

В рамках этого мероприятия в 2010 году предоставлены субсидии государственному оператору связи по эфирной цифровой наземной трансляции на реализацию неотложных подготовительных мероприятий, связанных с организацией этой трансляции.
В ходе реализации подготовительных мероприятий по переходу на цифровое эфирное телерадиовещание у государственного оператора связи возникла необходимость осуществить комплекс неотложных работ. Фактически возникали расходы, связанные с целями строительства (реконструкции) объектов цифрового эфирного телерадиовещания, на основании договоров, предметом которых являлось выполнение отдельных видов работ (услуг), связанных с подготовкой территории строительства и энергообеспечением объектов цифрового эфирного телерадиовещания (в части получения и реализации технических условий на технологическое присоединение к электросетям).
Кроме того, требовалось обеспечение объектов средствами спутниковой связи для приема пакета обязательных телерадиоканалов при проведении пусконаладочных работ на создаваемых сетях цифрового эфирного телерадиовещания.
В связи с этим возникла необходимость компенсации фактически понесенных расходов государственному оператору связи, которые связаны со строительством (реконструкцией) объектов цифрового эфирного телерадиовещания, без осуществления которых выполнение подготовительных мероприятий не представлялось возможным.

Мероприятие по предоставлению государственному оператору связи субсидии на возмещение затрат (части затрат), связанных с осуществлением эфирной цифровой наземной трансляции обязательных телерадиоканалов в 2011 году в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, в 2012-2018 годах во всех населенных пунктах Российской Федерации

В рамках мероприятия предусматривается предоставление субсидии государственному оператору связи по эфирной цифровой наземной трансляции на возмещение затрат (части затрат), связанных с осуществлением эфирной цифровой наземной трансляции обязательных телерадиоканалов в 2012-2018 годах во всех населенных пунктах Российской Федерации.
В 2011 году субсидия государственному оператору связи по эфирной цифровой наземной трансляции была предоставлена на возмещение затрат, связанных с осуществлением эфирной цифровой наземной трансляции обязательных телерадиоканалов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек.
В 2012-2018 годах субсидия предоставляется на возмещение производственно-хозяйственных затрат (части затрат), связанных с осуществлением качественного и бесперебойного вещания обязательных телерадиоканалов во всех населенных пунктах Российской Федерации.

6. Управление реализацией Программы (2010-2015 годы)

Мероприятия по управлению реализацией Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают методическое, организационно-техническое, экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов и результатов их выполнения) и контроль за ходом ее выполнения.
Для обеспечения эффективного управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации привлекает при необходимости внешних исполнителей по отдельным направлениям работ (независимая экспертиза, аудит, статистические исследования, маркетинговые исследования и другие виды работ).

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 164794,482 млн рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 98554,21 млн рублей (в ценах соответствующих лет). Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников приведен в приложении N 6.
Общий объем финансирования Программы определен исходя из необходимости реализации различных категорий мероприятий Программы, в том числе их параметров (стоимость проекта, условия для привлечения средств внебюджетных источников, срок реализации и др.).
Важнейшим принципом реализации Программы является максимальное привлечение финансовых средств внебюджетных источников для выполнения тех мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность. Для устойчивого финансирования мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников соответствующий государственный заказчик Программы включает необходимые требования в государственные контракты, заключаемые с исполнителями мероприятий Программы, подписывает с соответствующими организациями соглашения о намерениях или оформляет другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников.
Доля средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников по основным направлениям Программы различна.