Приказ МЧС России от 16 октября 2013 г. N 665 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функци стр. 5

в) наличия у лицензиата профессионального образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, а также минимального стажа работы в области лицензируемой деятельности, составляющего три года, - для индивидуального предпринимателя;
г) повышения квалификации лиц, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в пять лет;
д) выполнения лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в области пожарной безопасности;
е) применения лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, имеющей декларацию о соответствии или сертификат соответствия, которые предусмотрены частью 4 статьи 145 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии лицензиата (иного уполномоченного им лица), в отношении которого проводится проверка.

Проведение внеплановых проверок

36. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является:
1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного подразделением лицензирующего органа предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
4) наличие ходатайства лицензиата о проведении подразделением лицензирующего органа внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания подразделения лицензирующего органа;
5) наличие распоряжения о проведении проверки, изданного подразделением лицензирующего органа в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
36.1. Внеплановая проверка проводится по месту нахождения лицензиата и месту осуществления им деятельности, указанному в лицензии.
36.2. Проведение внеплановой проверки согласовывается с органом прокуратуры посредством направления заявления типовой формы, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (при наличии).
36.3. Внеплановая выездная проверка лицензиата по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 36 настоящего Административного регламента, может быть проведена только после согласования с органами прокуратуры. Внеплановые выездные проверки по другим основаниям, указанным в пункте 36 настоящего Административного регламента, проводятся без согласования с органами прокуратуры.
37. При осуществлении внеплановой проверки проверяется:
исполнение мероприятий, которые были предписаны ранее выданным предписанием об устранении нарушений, или по устранению несоответствия лицензионным требованиям;
информация о нарушении, которая явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки.
38. О проведении внеплановой проверки лицензиат, в отношении которого проводится проверка, уведомляется должностным лицом подразделения лицензирующего органа, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Проведение документарной проверки

39. Документарная проверка проводится в соответствии с распоряжением о проведении плановой (внеплановой) документарной проверки.
40. Проверку вправе осуществлять только те должностные лица подразделений лицензирующего органа, которые указаны в распоряжении о проведении проверки.
41. Должностные лица подразделений лицензирующего органа формируют пакет документов о лицензиате из числа имеющихся в распоряжении подразделения лицензирующего органа документов.
42. Должностные лица подразделений лицензирующего органа рассматривают документы лицензиата, имеющиеся в распоряжении подразделения лицензирующего органа, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах мероприятий по контролю, осуществленных в отношении лицензиата.
43. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении подразделений лицензирующего органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить выполнение лицензиатом лицензионных требований, подразделение лицензирующего органа направляет в адрес лицензиата мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, относящиеся к предмету проверки. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении плановой (внеплановой) документарной проверки.
44. Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) обязан направить в подразделение лицензирующего органа указанные в запросе документы в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью лицензиата и подписью руководителя лицензиата (иного уполномоченного им лица).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" лицензиат вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов. в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов".
45. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных лицензиатом документах, либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у подразделения лицензирующего органа документах и (или) полученных в ходе осуществления лицензионного контроля, ответственное должностное лицо подразделения лицензирующего органа готовит лицензиату письмо с требованием дать необходимые пояснения в письменной форме в течение десяти рабочих дней.
46. Лицензиат (иное уполномоченное им лицо), представляющий в подразделение лицензирующего органа пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
47. Должностные лица подразделения лицензирующего органа рассматривают полученные от лицензиата письменные пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее предоставленных документов, по существу выявленных несоответствий и противоречий.
48. При проведении документарной проверки должностные лица подразделения лицензирующего органа не вправе требовать у лицензиата сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены подразделением лицензирующего органа от иных государственных органов.
49. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений установлены признаки нарушения обязательных требований должностные лица подразделения лицензирующего органа вправе провести выездную проверку.

Проведение выездной проверки

50. Выездная проверка проводится на основании распоряжения о проведении выездной проверки.
50.1. Выездная проверка проводится по месту нахождения лицензиата и месту осуществления им деятельности, указанному в лицензии.
51. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах лицензиата, имеющихся в распоряжении лицензирующего органа;
2) оценить соответствие лицензиата обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
52. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностным лицом подразделения лицензирующего органа, обязательного ознакомления лицензиата (иного уполномоченного им лица) с распоряжением о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и условиями ее проведения.
53. Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) обязан предоставить должностным лицам подразделений лицензирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц подразделений лицензирующего органа и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в здания, сооружения, помещения, а также к оборудованию, используемому лицензиатом в ходе осуществления деятельности.

Оформление итогов проверки

54. По результатам проведения проверки составляется акт проверки. Акт проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается всеми должностными лицами, фактически осуществлявшими проверку.
54.1. В случае невозможности подписания акта проверки отдельными членами комиссии в акте проверки делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи.
54.2. В случае несогласия члена комиссии с содержанием акта проверки он излагает в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту проверки.
55. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников лицензиата, на которых возлагается ответственность за соблюдение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы и их копии.
56. Лицензиатом (иным уполномоченным им лицом) на обоих экземплярах акта делается запись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
56.1. В случае отсутствия лицензиата (иного уполномоченного им лица), а также в случае отказа лицензиата (иного уполномоченного им лица) дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки в обоих экземплярах акта делается соответствующая отметка об этом. В этом случае один экземпляр акта направляется лицензиату заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в лицензионном деле.
57. В случае, если проведение внеплановой проверки согласовывалось с органами прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
58. Результаты проверки, содержащие информацию ограниченного доступа, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.