В связи с изложенным требуется оценить коммерческую эффективность рассматриваемого инвестиционного проекта в целом, а также с точки зрения его основного участника Акционер ного общества «Мост», принимающего на себя все расходы по строительству нового мостового перехода и его дальнейшей эксплуатации.
Основные исходные данные для расчетов представлены в табл. М. 1.
Таблица М. 1 Исходные данные для расчета коммерческой эффективности строительства мосто-вого перехода__________________________________ __________ ___________________________
№п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Величина показателя в усло виях | |
базовых (существу- щий мост) | проектных (новый мост) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Длина моста | м | 98 | 113 |
2 | Зона влияния моста на скорость движения(с обеих сторон) | м | 2000 | 2000 |
э | Г абарит моста | м | Г7+2Х0,75 | Г10+2x1 |
4 | Интенсивность движения (на 2014 г), общая | авт/сут | 11000 | по расчету |
5 | в том числе: легковых автомобилей | % | 60 | по расчету |
6 | грузовых автомобилей | % | 30 | по расчету |
7 | автобусов | % | 10 | по расчету |
8 | Наиболее вероятный прогнозируемый среднегодовой темп прироста интенсивностидвижения (по экспоненциальной зависимо сти) | % | 3 | 3 |
Окончание таблицы М. 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Ожидаемый коэффициент прироста интенсивности движения через реку А после вводанового моста (по экспертной оценке) | - | - | 1,3 |
8 | Средняя скорость потока в зоне влияния моста | км/ч | 30 | 80 |
9 | Средняя скорость движения большегрузныхавтомобилей на объезде | км/ч | 50 | - |
10 | Сокращение средней дальности перевозок в результате строительства нового моста для автомобилей массой свыше 20 т. | км | - | 10 |
11 | Стоимость строительства моста | млн. руб | - | 220 |
12 | Срок строительства нового моста | годы | 1 | |
13 | Срок ввода нового моста в эксплуатацию | дата | - | 01.01.2016 |
14 | Затраты на содержание нового моста | руб/м2 | - | 1600 |
15 | Коммерческая норма дисконта | % | - | 20 |
2, Обоснование цен проезда по новому мостовому переходу
а) определение экономии на себестоимости перевозок по платному мостовому переходу по сравнению с существующим
Определение себестоимости автомобильных перевозок по новому и существующему мо стовым переходам осуществлялось в рамках уточненной при проведении технико-экономических изысканий их структуры по основным видам и маркам транспортных средств, которая характери зуется следующими данными
Вид автомобилей | Основные марки автомобилей | Доля, % |
Легковые: | ||
Малого класса | ВАЗ-2110 | 5 |
Среднего класса | Ford Focus | 44 |
Большого класса | Mitsubishi Pajero | 11 |
Грузовые: | ||
до 3 т | ГАЗ-3302 "Газель" | 6 |
от 3 до 10 т | МАЗ-437040 | 10 |
от 10 т до 20 т | КрАЗ-263101 | 8 |
Свыше 20 т | МАЗ-64229+9398 | 6 |
Автобусы: | ||
малого класса | ГАЗ-221400 | 2 |
среднего класса | ЛиАЗ-677 | 5 |
большого класса | Ikarus-435 (масса 27 т) | 3 |
Итого: | 100 |
Расчет экономии на себестоимости пробега автомобилей по новому мостовому переходу по сравнению с существующим (с учетом разницы в общей протяженности маршрутов их движения) приведен в табл. М.2.
Из этой таблицы видно, что размер экономии на всем протяжении маршрута движения рас сматриваемых видов автомобилей в проектируемых условиях составляет:
Таблица М.2 Расчет экономии на себестоимости пробега автомобилей по новому мостовому переходу по сравнению с существующим
Маркаавтомобиля | Затраты на пробег, руб | Себестоимость 1 км пробега, руб | Экономия на себестоимости пробега, руб | ||
пере менные на 1 км | постоянные на 1 ч рабо ты | ||||
в существую щих условиях | по ново му мосту | ||||
ВАЗ-2110 | 3,61 | 151,01 | 8,64 | 5,50 | 6,52 |
Ford Focus | 6,13 | 180,81 | 12,16 | 8,39 | 7,78 |
Mitsubishi Pajero | 11,74 | 314,51 | 22,22 | 15,67 | 13,51 |
ГАЗ-3302 "Газель" | 8,04 | 205,64 | 14,89 | 10,61 | 8,83 |
МАЗ-437040 | 15,47 | 284,00 | 24,94 | 19,02 | 12,13 |
КрАЗ-263101 | 20,95 | 378,30 | 33,56 | 25,68 | 16,15 |
МАЗ-64229+9398 | 30,67 | 589,00 | 42,45 | 38,03 | 556,39 |
ГАЗ-221400 | 6,05 | 165,10 | 11,55 | 8,11 | 7,09 |
ЛиАЗ-677 | 20,59 | 432,70 | 35,01 | 26,00 | 18,52 |
Ikarus-435 | 21,71 | 628,3 | 42,65 | 29,56 | 451,67 |
для легковых автомобилей малого и среднего класса, грузовых автомобилей массой до 3 т и автобусов малого класса от 6,52 до 8,83 руб;
для легковых автомобилей большого класса, грузовых автомобилей массой от 3 до 20 т и автобусов среднего класса от 12,13 до 18,52 руб;
для грузовых автомобилей массой свыше 20 т, автобусов большого класса от 451,67 до 556,39 руб.
Примем указанные показатели экономии на себестоимости пробега автомобилей в качестве расчетного основания для назначения возможных вариантов тарифов за проезд по новому мосто вому переходу.
б) определение оптимальных тарифов за проезд и потенциальных размеров движения по платному мостовому переходу
Для определения тарифов за проезд и потенциальных размеров движения по проектируе мому мостовому переходу производился опрос водителей и владельцев транспортных средств о целесообразности введения платного проезда и возможных (устраивающих их) ценах спроса за него.
Распределение доли водителей транспортных средств по рассматриваемым группам по движного состава (от общего количества опрошенных) по готовности оплачивать возможные та рифы за проезд приведены в табл. М.З. В этой таблице также указана доля транспортных средств (общественный транспорт, специальные автомобили, автомобили инвалидов и т. д.), водители ко торых по решению местных органов самоуправления освобождаются от платы за проезд.
табл. М.4 доля водителей, готовых платить по минимальным ценам за проезд, указана нарастающим итогом.
Если считать, что принятые размеры выборки водителей транспортных средств для изуче ния спроса на платные дорожные услуги по каждой группе транспортных средств являются доста точно репрезентативными, можно ожидать и пропорционального распределения по ценам спроса за эти услуги интенсивности движения по проектируемому мостовому переходу (табл. М.5).
табл. М.5 общая интенсивность движения автомобилей через реку А на начальный год ввода нового моста в эксплуатацию (2015г) определена следующим расчетом:
Ni = 11000 х (1+ 0,03) х 1,3 = 15170 авт/сут,
где 0,03 и 1,3 наиболее вероятный, соответственно, темп роста интенсивности движения и про гнозируемый коэффициент ее увеличения после ввода нового мостового перехода в эксплуатацию.
С учетом ожидаемого распределения интенсивности движения по ценам спроса на платные дорожные услуги по критерию максимального среднесуточного дохода от взимания проездной платы определялись оптимальные тарифы за проезд по каждой из рассматриваемых групп транс портных средств.
Расчет среднесуточного дохода от платного проезда по мосту для рассматриваемых вариан тов тарифов за проезд и соответствующим им размерам интенсивности движения приведен в табл. М.6. Из этой таблицы видно, что максимальные значения дохода (показаны в затемненных областях) обеспечиваются при следующих тарифах за проезд (Т) и соответствующих им значени ям интенсивности движения (N):
Группаавтомобилей | N, АВТ/СУТ | доля в потоке | Т, РУБ |
Легковые автомобили малого и среднего класса, грузовые -массой до 3 т, автобусы малого класса | 6200 | 0,57 | 6 |
Легковые автомобили большого класса, грузовые автомобили массой от 3 до 20 т,автобусы среднего и большогокласса | 3266 | 0,34 | 14 |
Грузовые автомобили массой свыше 20 т, автобусы большого класса | 1125 | 0,09 | 350 |
Итого | 10591 | 1,00 | 39,7 |
3, Определение коммерческой эффективности проекта в целом
Для оценки коммерческой эффективности проекта в целом составлялись план по прибыли от организации платного движения по мостовому переходу (табл. М.З) и прогноз денежных пото ков с расчетом показателей эффективности (табл.М.4). Остановимся на характеристике основных показателей, положенных в основу разработки этих документов:
1) годовая выручка предприятия от взимания платы за проезд определялась по формуле:
Вг = 39,7Nt 365/1000,(М.1)
Где 39,7 средневзвешенный по структуре транспортного потока тариф за проезд одного транспортного средства, руб;
Nt интенсивность движения по платному мосту на t-й год.
- производственные издержки предприятия по сбору платы за проезд (за вычетом налогов) приняты в размере 6500 тыс. руб, а налоги в составе себестоимости в размере 1105 тыс. руб;
- размер годовых амортизационных отчислений рассчитан по линейной зависимости исхо дя из принятой на баланс предприятия стоимости моста в размере 81,4 млн. руб и установленного минимального срока службы моста 50 лет;
- затраты на содержание моста определены на основе принятого норматива пропорцио нально полной площади моста (с учетом ширины тротуаров);
- налог на имущество принят в размере 2% от остаточной стоимости моста;
- налог на прибыль принят в размере 20% от налогооблагаемой базы (балансовой прибыли за вычетом налога на имущество);
- размер дивидендов условно установлен в размере 10% от общей величины инвестиций (акционерного капитала) в строительство моста;
значения коэффициента дисконтирования рассчитаны по годам рассматриваемого пери ода исходя из коммерческой нормы дисконта 20%.
Таблица М.З. Распределение на основе социологического опроса доли водителей автотранспортных средств по ценам спроса за про езд по новому мостовому переходу
Группы автотранспортных средств | Доля водителей автотранспортных средств (от общего количества опрошенных),готовых оплачивать следующие тарифы за проезд, руб | |||||||||
6 | 8 | 12 | 14 | 16 | 18 | 300 | 350 | 400 | 450 | |
Легковые автомобили малого и сред него класса, грузовые массой до 3 т, автобусы малого класса | 0,423 | 0,295 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Легковые автомобили большого класса, грузовые автомобили мас сой от 3 до 20 т, автобусы среднего и большого класса | - | - | 0,09 | 0,41 | 0,114 | 0,11 | - | - | - | - |
Грузовые автомобили массой свыше20 т, автобусы большого класса | — | — | — | _ | — | _ | 0,091 | 0,712 | 0,082 | 0,031 |
Таблица М.4 Распределение доли водителей автотранспортных средств (нарастающим итогом) по минимальным ценам спроса за проезд
Группы автотранспортных средств | Распределение доли водителей транспортных средств (от общего количества опрошенных) по готовности оплачивать следующие тарифы за проезд, руб | ||||||||||
0 | 6 | 8 | 12 | 14 | 16 | 18 | 300 | 350 | 400 | 450 | |
Легковые автомобили малого и сред него класса, грузовые массой до 3 т, автобусы малого класса | Доля льготных проездов0,15 | 0,722 | 0,295 | - | - | - | - | - | - | - | |
Легковые автомобили большого класса, грузовые автомобили мас сой от 3 до 20 т, автобусы среднего и большого класса | - | - | 0,724 | 0,634 | 0,224 | о,11 | - | - | - | ||
Г рузовые автомобили массой свыше 20 т, автобусы большого класса | - | - | - | - | - | - | 0,916 | 0,825 | 0,113 | 0,031 |
Таблица М.5 Ожидаемая интенсивность движения выделенных групп автомобилей по новому мостовому переходу (авт/сут) при ценах спроса за платный проезд, руб
Группы автотранспортных средств | Ожидаемое распределение интенсивности движения по новому мостовому переходу (авт/сут) при ценах спроса за платный проезд, руб | ||||||||||
0 | 6 | 8 | 12 | 14 | 16 | 18 | 300 | 350 | 400 | 450 | |
Легковые автомобили малого и среднего класса, грузовые массой до 3 т, автобусы малого класса | Интенсивность льготных поездок | 6200 | 2547 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Легковые автомобили большого класса, грузовые автомобили мас сой от 3 до 20 т, автобусы среднего и большого класса | - | - | 3729 | 3266 | 1154 | 567 | - | - | - | - | |
Грузовые автомобили массой свыше 20 т, автобусы большого класса | — | _ | _ | _ | _ | _ | 1249 | 1125 | 154 | 42 |
Таблица М.6 Ожидаемый среднесуточный размер платы за проезд при ценах спроса на платные дорожные услуги, руб
Группы автотранспортных средств | Среднесуточный размер платы за проезд при ценах спроса на платные дорожные услуги, руб | ||||||||||
0 | 6 | 8 | 12 | 14 | 16 | 18 | 300 | 350 | 400 | 450 | |
Легковые автомобили малого и сред него класса, грузовые массой до 3 т, автобусы малого класса | Доля льготных поездок | 37202 | 20380 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Легковые автомобили большого класса, грузовые автомобили массой от 3 до 20 т, автобусы среднего и большого класса | - | - | 44751 | 45720 | 18461 | 10199 | - | - | - | - | |
Г рузовые автомобили массой свыше20 т, автобусы большого класса | 374689 | 393710 | 61630 | 19021 |
Таблица М.7 План по прибыли от коммерческого использования мостового перехода (в тыс. руб, текущие цены)
п/п
З
№ п/п | Показатели по шагам расчета (годам) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||
1 | Интенсивность движения, авт/сут | 10591 | 10909 | 11236 | 11573 | 11920 | 12278 | 12646 | 13026 | |
2 | Выручка предприятия от взимания платы за проезд (Вг) | 76734 | 79036 | 81408 | 83850 | 86365 | 88956 | 91625 | 94374 | |
3 | Производственные издержки за вычетом налогов | 14000 | 14000 | 14000 | 14000 | 14000 | 14000 | 14000 | 14000 | |
4 | Амортизационные отчисления | 4400 | 4400 | 4400 | 4400 | 4400 | 4400 | 4400 | 4400 | |
5 | Налоги в составе себестоимости | 2380 | 2380 | 2380 | 2380 | 2380 | 2380 | 2380 | 2380 | |
6 | Затраты на содержание моста | 2170 | 2170 | 2170 | 2170 | 2170 | 2170 | 2170 | 2170 | |
7 | Себестоимость эксплуатации | 22950 | 22950 | 22950 | 22950 | 22950 | 22950 | 22950 | 22950 | |
8 | Балансовая прибыль | 53785 | 56087 | 58458 | 60900 | 63416 | 66007 | 68675 | 71424 | |
9 | Налог на имущество | 4400 | 4400 | 4400 | 4400 | 4400 | 4400 | 4400 | 4400 | |
10 | Налог на прибыль | 9877 | 10337 | 10812 | 11300 | 11803 | 12321 | 12855 | 13405 | |
11 | Чистая прибыль | 43908 | 45750 | 47646 | 49600 | 51613 | 53685 | 55820 | 58019 | |
12 | То же (накопительным итогом) | 43908 | 89657 | 137304 | 186904 | 238516 | 292202 | 348022 | 406041 | |
13 | Дивиденды | 22000 | 22000 | 22000 | 22000 | 22000 | 22000 | 22000 | 22000 | |
14 | Другие расходы из чистой прибыли | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
15 | Нераспределенная прибыль | 21908 | 23750 | 25646 | 27600 | 29613 | 31685 | 33820 | 36019 | |
16 | То же (накопительным итогом) | 21908 | 45657 | 71304 | 98904 | 128516 | 160202 | 194022 | 230041 |