ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог стр. 34

В связи с изложенным требуется оценить коммерческую эффективность рассматриваемого инвестиционного проекта в целом, а также с точки зрения его основного участника Акционер­ ного общества «Мост», принимающего на себя все расходы по строительству нового мостового перехода и его дальнейшей эксплуатации.
Основные исходные данные для расчетов представлены в табл. М. 1.
Таблица М. 1 Исходные данные для расчета коммерческой эффективности строительства мосто-вого перехода__________________________________ __________ ___________________________
№п/пНаименование показателей
Единица
изме­
рения
Величина показателя в усло­
виях
базовых
(существу- щий мост)
проектных
(новый мост)
12
3
4
5
1Длина моста
м
98
113
2Зона влияния моста на скорость движения(с обеих сторон)
м
2000
2000
эГ абарит моста
м
Г7+2Х0,75
Г10+2x1
4Интенсивность движения (на 2014 г), общая
авт/сут
11000
по расчету
5в том числе: легковых автомобилей
%
60
по расчету
6грузовых автомобилей
%
30
по расчету
7автобусов
%
10
по расчету
8Наиболее вероятный прогнозируемый сред­негодовой темп прироста интенсивностидвижения (по экспоненциальной зависимо­ сти)
%
3
3
Окончание таблицы М. 1
12
3
4
5
9Ожидаемый коэффициент прироста интен­сивности движения через реку А после вводанового моста (по экспертной оценке)
-
-
1,3
8Средняя скорость потока в зоне влияния мо­ста
км/ч
30
80
9Средняя скорость движения большегрузныхавтомобилей на объезде
км/ч
50
-
10Сокращение средней дальности перевозок в результате строительства нового моста для автомобилей массой свыше 20 т.
км
-
10
11Стоимость строительства моста
млн. руб
-
220
12Срок строительства нового моста
годы
1
13Срок ввода нового моста в эксплуатацию
дата
-
01.01.2016
14Затраты на содержание нового мостаруб/м2
-
1600
15Коммерческая норма дисконта
%
-
20
2, Обоснование цен проезда по новому мостовому переходу
а) определение экономии на себестоимости перевозок по платному мостовому переходу по сравнению с существующим
Определение себестоимости автомобильных перевозок по новому и существующему мо­ стовым переходам осуществлялось в рамках уточненной при проведении технико-экономических изысканий их структуры по основным видам и маркам транспортных средств, которая характери­ зуется следующими данными
Вид автомобилейОсновные марки автомобилей
Доля, %
Легковые:
Малого класса
ВАЗ-2110
5
Среднего классаFord Focus
44
Большого классаMitsubishi Pajero
11
Грузовые:
до 3 тГАЗ-3302 "Газель"
6
от 3 до 10 тМАЗ-437040
10
от 10 т до 20 тКрАЗ-263101
8
Свыше 20 тМАЗ-64229+9398
6
Автобусы:
малого классаГАЗ-221400
2
среднего классаЛиАЗ-677
5
большого класса
Ikarus-435 (масса 27 т)
3
Итого:
100
Расчет экономии на себестоимости пробега автомобилей по новому мостовому переходу по сравнению с существующим (с учетом разницы в общей протяженности маршрутов их движения) приведен в табл. М.2.
Из этой таблицы видно, что размер экономии на всем протяжении маршрута движения рас­ сматриваемых видов автомобилей в проектируемых условиях составляет:
Таблица М.2 Расчет экономии на себестоимости пробега автомобилей по новому мостовому переходу по сравнению с существующим
Маркаавтомобиля
Затраты на пробег, руб
Себестоимость 1 км
пробега, руб
Экономия на
себестоимости
пробега,
руб
пере­
менные
на 1 км
постоянные
на 1 ч рабо­
ты
в существую­
щих условиях
по ново­
му мосту
ВАЗ-2110
3,61
151,01
8,64
5,50
6,52
Ford Focus
6,13
180,81
12,16
8,39
7,78
Mitsubishi Pajero
11,74
314,51
22,22
15,67
13,51
ГАЗ-3302 "Газель"
8,04
205,64
14,89
10,61
8,83
МАЗ-437040
15,47
284,00
24,94
19,02
12,13
КрАЗ-263101
20,95
378,30
33,56
25,68
16,15
МАЗ-64229+9398
30,67
589,00
42,45
38,03
556,39
ГАЗ-221400
6,05
165,10
11,55
8,11
7,09
ЛиАЗ-677
20,59
432,70
35,01
26,00
18,52
Ikarus-435
21,71
628,3
42,65
29,56
451,67
для легковых автомобилей малого и среднего класса, грузовых автомобилей массой до 3 т и автобусов малого класса от 6,52 до 8,83 руб;
для легковых автомобилей большого класса, грузовых автомобилей массой от 3 до 20 т и автобусов среднего класса от 12,13 до 18,52 руб;
для грузовых автомобилей массой свыше 20 т, автобусов большого класса от 451,67 до 556,39 руб.
Примем указанные показатели экономии на себестоимости пробега автомобилей в качестве расчетного основания для назначения возможных вариантов тарифов за проезд по новому мосто­ вому переходу.
б) определение оптимальных тарифов за проезд и потенциальных размеров движения по платному мостовому переходу
Для определения тарифов за проезд и потенциальных размеров движения по проектируе­ мому мостовому переходу производился опрос водителей и владельцев транспортных средств о целесообразности введения платного проезда и возможных (устраивающих их) ценах спроса за него.
Распределение доли водителей транспортных средств по рассматриваемым группам по­ движного состава (от общего количества опрошенных) по готовности оплачивать возможные та­ рифы за проезд приведены в табл. М.З. В этой таблице также указана доля транспортных средств (общественный транспорт, специальные автомобили, автомобили инвалидов и т. д.), водители ко­ торых по решению местных органов самоуправления освобождаются от платы за проезд.
табл. М.4 доля водителей, готовых платить по минимальным ценам за проезд, указана нарастающим итогом.
Если считать, что принятые размеры выборки водителей транспортных средств для изуче­ ния спроса на платные дорожные услуги по каждой группе транспортных средств являются доста­ точно репрезентативными, можно ожидать и пропорционального распределения по ценам спроса за эти услуги интенсивности движения по проектируемому мостовому переходу (табл. М.5).
табл. М.5 общая интенсивность движения автомобилей через реку А на начальный год ввода нового моста в эксплуатацию (2015г) определена следующим расчетом:
Ni = 11000 х (1+ 0,03) х 1,3 = 15170 авт/сут,
где 0,03 и 1,3 наиболее вероятный, соответственно, темп роста интенсивности движения и про­ гнозируемый коэффициент ее увеличения после ввода нового мостового перехода в эксплуатацию.
С учетом ожидаемого распределения интенсивности движения по ценам спроса на платные дорожные услуги по критерию максимального среднесуточного дохода от взимания проездной платы определялись оптимальные тарифы за проезд по каждой из рассматриваемых групп транс­ портных средств.
Расчет среднесуточного дохода от платного проезда по мосту для рассматриваемых вариан­ тов тарифов за проезд и соответствующим им размерам интенсивности движения приведен в табл. М.6. Из этой таблицы видно, что максимальные значения дохода (показаны в затемненных областях) обеспечиваются при следующих тарифах за проезд (Т) и соответствующих им значени­ ям интенсивности движения (N):
Группаавтомобилей
N,
АВТ/СУТ
доля
в потоке
Т,
РУБ
Легковые автомобили малого и среднего класса, грузовые -массой до 3 т, автобусы малого класса
6200
0,57
6
Легковые автомобили большого класса, грузовые автомо­били массой от 3 до 20 т,автобусы среднего и большогокласса
3266
0,34
14
Грузовые автомобили массой свыше 20 т, автобусы боль­шого класса
1125
0,09
350
Итого
10591
1,00
39,7
3, Определение коммерческой эффективности проекта в целом
Для оценки коммерческой эффективности проекта в целом составлялись план по прибыли от организации платного движения по мостовому переходу (табл. М.З) и прогноз денежных пото­ ков с расчетом показателей эффективности (табл.М.4). Остановимся на характеристике основных показателей, положенных в основу разработки этих документов:
1) годовая выручка предприятия от взимания платы за проезд определялась по формуле:
Вг = 39,7Nt 365/1000,(М.1)
Где 39,7 средневзвешенный по структуре транспортного потока тариф за проезд одного транспортного средства, руб;
Nt интенсивность движения по платному мосту на t-й год.
  1. производственные издержки предприятия по сбору платы за проезд (за вычетом налогов) приняты в размере 6500 тыс. руб, а налоги в составе себестоимости в размере 1105 тыс. руб;
  2. размер годовых амортизационных отчислений рассчитан по линейной зависимости исхо­ дя из принятой на баланс предприятия стоимости моста в размере 81,4 млн. руб и установленного минимального срока службы моста 50 лет;
  3. затраты на содержание моста определены на основе принятого норматива пропорцио­ нально полной площади моста (с учетом ширины тротуаров);
  4. налог на имущество принят в размере 2% от остаточной стоимости моста;
  1. налог на прибыль принят в размере 20% от налогооблагаемой базы (балансовой прибыли за вычетом налога на имущество);
  2. размер дивидендов условно установлен в размере 10% от общей величины инвестиций (акционерного капитала) в строительство моста;
значения коэффициента дисконтирования рассчитаны по годам рассматриваемого пери­ ода исходя из коммерческой нормы дисконта 20%.
Таблица М.З. Распределение на основе социологического опроса доли водителей автотранспортных средств по ценам спроса за про­ езд по новому мостовому переходу
Группы автотранспортных средств
Доля водителей автотранспортных средств (от общего количества опрошенных),готовых оплачивать следующие тарифы за проезд, руб
6
8
12
14
16
18
300
350
400
450
Легковые автомобили малого и сред­ него класса, грузовые массой до 3 т, автобусы малого класса
0,423
0,295
----
-
-
-
-
Легковые автомобили большого класса, грузовые автомобили мас­ сой от 3 до 20 т, автобусы среднего и большого класса--
0,09
0,41
0,114
0,11
-
-
-
-
Грузовые автомобили массой свыше20 т, автобусы большого класса__
0,091
0,712
0,082
0,031
Таблица М.4 Распределение доли водителей автотранспортных средств (нарастающим итогом) по минимальным ценам спроса за проезд
Группы автотранспортных средств
Распределение доли водителей транспортных средств (от общего количества опрошенных) по готовности оплачивать следующие тарифы за проезд, руб
06
8
12
14
16
18
300
350
400
450
Легковые автомобили малого и сред­ него класса, грузовые массой до 3 т, автобусы малого класса
Доля льготных проездов0,15
0,722
0,295
-
-
-
-
-
-
-
Легковые автомобили большого класса, грузовые автомобили мас­ сой от 3 до 20 т, автобусы среднего и большого класса
-
-
0,724
0,634
0,224
о,11
-
-
-
Г рузовые автомобили массой свыше
20 т, автобусы большого класса
-
-
-
-
-
-
0,916
0,825
0,113
0,031
Таблица М.5 Ожидаемая интенсивность движения выделенных групп автомобилей по новому мостовому переходу (авт/сут) при ценах спроса за платный проезд, руб
Группы автотранспортных средств
Ожидаемое распределение интенсивности движения по новому мостовому переходу
(авт/сут) при ценах спроса за платный проезд, руб
0
6
8
12
14
16
18
300
350
400450
Легковые автомобили малого и среднего класса, грузовые массой до 3 т, автобусы малого класса
Интенсивность льготных поездок
6200
2547
----
-
-
-
-
Легковые автомобили большого класса, грузовые автомобили мас­ сой от 3 до 20 т, автобусы среднего и большого класса--
3729
3266
1154
567
-
-
-
-
Грузовые автомобили массой свы­ше 20 т, автобусы большого класса_____
1249
1125
154
42
Таблица М.6 Ожидаемый среднесуточный размер платы за проезд при ценах спроса на платные дорожные услуги, руб
Группы автотранспортных средств
Среднесуточный размер платы за проезд при ценах спроса на платные дорожные
услуги, руб
06
8
12
1416
18
300
350
400
450
Легковые автомобили малого и сред­ него класса, грузовые массой до 3 т, автобусы малого класса
Доля льготных поездок
37202
20380
-
--
-
-
-
-
-
Легковые автомобили большого класса, грузовые автомобили мас­сой от 3 до 20 т, автобусы среднего и большого класса-
-
44751
45720
18461
10199
-
-
-
-
Г рузовые автомобили массой свыше20 т, автобусы большого класса
374689
393710
61630
19021
Таблица М.7 План по прибыли от коммерческого использования мостового перехода (в тыс. руб, текущие цены)
п/п
З
№ п/п
Показатели по шагам расчета (годам)
0
1
2
3
4
5
6
7
8
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
1Интенсивность движения, авт/сут
10591
10909
11236
11573
11920
12278
12646
13026
2Выручка предприятия от взимания платы за проезд (Вг)
76734
79036
81408
83850
86365
88956
91625
94374
3
Производственные издержки за вычетом налогов
14000
14000
14000
14000
14000
14000
14000
14000
4
Амортизационные отчисления
4400
4400
4400
4400
4400
4400
4400
4400
5
Налоги в составе себестоимости
2380
2380
2380
2380
2380
2380
2380
2380
6Затраты на содержание моста
2170
2170
2170
2170
2170
2170
2170
2170
7Себестоимость эксплуатации
22950
22950
22950
22950
22950
22950
22950
22950
8Балансовая прибыль
53785
56087
58458
60900
63416
66007
68675
71424
9
Налог на имущество
4400
4400
4400
4400
4400
4400
4400
4400
10Налог на прибыль
9877
10337
10812
11300
11803
12321
12855
13405
11
Чистая прибыль
43908
45750
47646
49600
51613
53685
55820
58019
12
То же (накопительным итогом)
43908
89657
137304
186904
238516
292202
348022
406041
13
Дивиденды
22000
22000
22000
22000
22000
22000
22000
22000
14
Другие расходы из чистой прибыли
0
0
0
0
0
0
0
0
15
Нераспределенная прибыль
21908
23750
25646
27600
29613
31685
33820
36019
16
То же (накопительным итогом)
21908
45657
71304
98904
128516
160202
194022
230041