по номограмме (см. рис.14, б) для м, i = 0,04, м/сут, С = 0,0027 находят толщину слоя, полностью насыщенного водой, см;
по формуле (5.2) вычисляют толщину дренирующего слоя:
см,
где см (см. п.5.2.2).
Приложение 4
Пример расчета технико-экономического эффекта от применения СМ
1. Расчет выполняется применительно к усилению активной зоны земляного полотна и нижних конструктивных слоев дорожных одежд синтетическим рулонным материалом СМ. Применение СМ позволяет сократить расход традиционных дорожно-строительных материалов, составляющих слой дорожной одежды автомобильной дороги.
2. Экономический эффект от применения СМ определяется сравнением приведенных затрат на устройство равнопрочных конструкций оснований из щебня М 800 толщиной слоя 20 см (базовый вариант - вариант 1) и из щебня М 800 толщиной слоя 12 см на прослойке из СМ (внедряемый вариант - вариант 2) при одинаковом сроке службы дорожной одежды.
3. Расчет выполняется в соответствии с Отраслевыми методическими указаниями по определению экономической эффективности использования в дорожном строительстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений (Гипродорнии. М., 1978).
4. Приведенные затраты по вариантам
,
где С - себестоимость (табл.1); K - капитальные вложения (табл.2); .
Отсюда:
по варианту 1 (базовому) руб.;
по варианту 2 (внедряемому) руб.
5. Экономическая эффективность применения СМ в расчете на 10 000 (примерно 1 км дороги), определяемая как разность приведенных затрат, составляет
руб.
При этом обеспечена экономия на 1 км дороги:
а) трудозатрат - п.4 табл.1 (578,6 - 385,7) = 192,9 чел.-дня;
б) щебня - п.1 табл.3 (2520 - 1512) = 1008 ;
в) машино-смен автомобилей-самосвалов - п.2, 3 табл.2
машино-смены.
Таблица 1
Расчет себестоимости устройства 10 000 основания
┌─────────────────┬─────────┬──────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Показатели │ Ед. │ Вариант 1 (базовый) │ Вариант 2 (внедряемый) │
│ │измерения│ │ │
│ │ ├──────────┬──────────┬────────────┼──────────┬──────────┬─────────────┤
│ │ │Количество│Стоимость │Сумма, руб. │Количество│Стоимость │ Сумма, руб. │
│ │ │ │ единицы │ │ │ единицы │ │
│ │ │ │измерения,│ │ │измерения,│ │
│ │ │ │ руб. │ │ │ руб. │ │
├─────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────────┼──────────┼──────────┼─────────────┤
│1. Материалы│ руб. │ - │ - │ 32966,7 │ - │ - │ 34660,5 │
│(табл.3) │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│2. Основная│ руб. │ - │ - │ 2917 │ - │ - │ 1940,1 │
│заработная плата│ │ │ │ │ │ │ │
│рабочих (табл.5) │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│3. В том числе│ руб. │ - │ - │ 28,8 │ - │ - │ 86,5 │
│при машинах │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│4. Трудовые│чел.-дней│ 578,6 │ - │ - │ 385,7 │ - │ - │
│затраты всех│ │ │ │ │ │ │ │
│рабочих (см.│ │ │ │ │ │ │ │
│табл.5) │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│5. Расходы по│ руб. │ - │ - │ 10422 │ - │ - │ 6674,3 │
│эксплуатации │ │ │ │ │ │ │ │
│машин (табл.2) │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого прямых│ руб. │ │ │ 43417,5 │ │ │ 41421,3 │
│затрат (п.1+3+5) │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Накладные │ │ │ │ │ │ │ │
│расходы: │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│условно-постоян- │ руб. │ │ │ 3733,9 │ │ │ 3562,2 │
│ные (8,6% от│ │ │ │ │ │ │ │
│прямых затрат)* │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│зависящие от│ руб. │ - │ - │ 1099,3 │ - │ - │ 732,8 │
│трудоемкости (1,9│ │ │ │ │ │ │ │
│руб. на 1│ │ │ │ │ │ │ │
│чел.-день) │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│зависящие от│ руб. │ │ │ 437,6 │ │ │ 291 │
│основной │ │ │ │ │ │ │ │
│заработной платы│ │ │ │ │ │ │ │
│(15%) │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого накладных│ руб. │ │ │ 5270,8 │ │ │ 4586 │
│расходов │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Всего │ руб. │ │ │ 48688,3 │ │ │ 46007,3 │
│себестоимость │ │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────┴─────────┴──────────┴──────────┴────────────┴──────────┴──────────┴─────────────┘
┌─────────────────┬─────────┬──────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
──────────────────────────────
* 8,6% = 0,6 х 14,3, где 14,3 - величина нормативных накладных расходов для Минавтодора РСФСР.
Таблица 2
Состав отряда, стоимость эксплуатации и расчетные стоимости машин (капитальные вложения в основные фонды)
Сменный успех - 1400
┌───┬────────────────┬───────┬───────┬────────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ N │ Наименование │ Стои- │Расчет-│ Вариант 1 (базовый) │ Вариант 2 (внедряемый) │
│п/п│ машин и │ мость │ ная ├──────────────────────────┬─────────┬───────┼─────────┬──────────────────────────┬─────────┬─────┬─────────┤
│ │ механизмов │ (1)*, │ стои- │ Количество машино-смен │Стоимость│Количе-│Стоимость│ Количество машино-смен │Стоимость│Коли-│Стоимость│
│ │ │машино-│ мость │ │ машино- │ ство │ машин, │ │ машино- │чест-│ всех │
│ │ │ смены,│машины,│ │смен всех│ машин │тыс.руб. │ │смен всех│ во │ машин, │
│ │ │ руб. │ тыс. │ │ машин, │ │ │ │ машин, │машин│тыс.руб. │
│ │ │ │ руб. │ │ руб. │ │ │ │ руб. │ │ │
├───┼────────────────┼───────┼───────┼──────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┼──────────────────────────┼─────────┼─────┼─────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │
├───┼────────────────┼───────┼───────┼──────────────────────────┼─────────┼───────┼─────────┼──────────────────────────┼─────────┼─────┼─────────┤
│1 │Распределитель │ 37,6 │ 10,6 │0,57*(2) х 1400 │36,5 │ 1 │ 10,6 │0,5*(2) х 1400 │ 32 │ 1 │ 10,6 │
│ │Д-337 │ │ │------------------- = 0,97│ │ │ │------------------ = 0,85 │ │ │ │
│ │ │ │ │100 х 8,2 │ │ │ │100 х 8,2 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│2 │Автомобили-само-│ 18 │ 3,4 │1400 х 0,2 │1326,6 │ 74 │ 251,6 │1400 х 0,2 │ 795,8 │ 44 │ 49,6 │
│ │свалы ЗИЛ-555 на│ │ │----------------- = 73,7 │ │ │ │-------------- = 44,21 │ │ │ │
│ │перевозке щебня │ │ │3,8*(3) │ │ │ │3,8*(3) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│3 │Автомобили │ 18 │ 3,4 │- │- │ - │ - │1400 │ 13,1 │ 1 │ 3,4 │
│ │ЗИЛ-555 на │ │ │ │ │ │ │---------- = 0,73 │ │ │ │
│ │перевозке СМ │ │ │ │ │ │ │1930*(4) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│4 │Каток Д-552 │ 20,6 │ 2,9 │0,65*(5) х 1400 │58,1 │ 3 │ 8,7 │1,65*(5) х 1400 │ 58,1 │ 3 │ 8,7 │
│ │ │ │ │------------------- = 2,82│ │ │ │------------------ = 2,82 │ │ │ │
│ │ │ │ │100 х 8,2 │ │ │ │100 х 8,2 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│5 │Каток Д-400-А │ 19,6 │ 4,6 │1,15*(5) х 1400 │38,4 │ 2 │ 9,2 │1,15*(5) х 1400 │ 38,4 │ 2 │ 9,2 │
│ │ │ │ │------------------- = 1,96│ │ │ │------------------ = 1,96 │ │ │ │
│ │ │ │ │100 х 8,2 │ │ │ │100 х 8,2 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│6 │Итого: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │а) стоимость │ │ │ │1459,6 │ │ │ │ 937,4 │ │ │
│ │машино-смен │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │б) стоимость │ │ │ │ │ │ 280,1 │ │ │ │ 181,5 │
│ │машин │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│7 │Всего на 10000 │ │ │ │- │ │ │ │ │ │ │
│ │м2 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Основания: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │а) стоимость │ │ │ │10422 │ │ │ │ 6814,3 │ │ │
│ │машино-смен │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │(стр. 6аХ10000) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ ------------ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ 1400 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │б) стоимость │ │ │ │ │ │ 9,3 │ │ │ │ 6,05 │
│ │машин │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ стр. 6бХ10000 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │(-------------),│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ 300000 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │где 300000 м2 - │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │годовой объем │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │работ) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└───┴────────────────┴───────┴───────┴──────────────────────────┴─────────┴───────┴─────────┴──────────────────────────┴─────────┴─────┴─────────┘
┌───┬────────────────┬───────┬───────┬────────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┐
Примечания.
*(1). СНиП IV-3-82.
*(2). ЕНиР 17-2.
*(3). Технологические карты на устройство дорожных одежд и земляного полотна с применением синтетических материалов. М.; Гипродорнии, 1981 (расчет 3). Производительность ЗИЛ-555 П-6 т/смену = 3,8 (транспортировка щебня на 50 км).
*(4). См. п.3 (расчет 5). П = 1930 (транспортировка СМ на 50 км).
*(5). ЕНиР 17-11.
Таблица 3
Стоимость материалов, необходимых для устройства 10 000 основания
┌────┬───────────────────┬───────┬────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│ N │ Наименование │Единица│ Вариант 1 (базовый) │ Вариант 2 (внедряемый) │
│п/п │ материала │измере-├──────────┬─────────────┬───────┼──────────┬─────────────┬───────┤
│ │ │ ния │Стоимость │ Количество │ Общая │Стоимость │ Количество │Общая │
│ │ │ │ единицы │ единицы │ стои- │ единицы │ единицы │стои- │
│ │ │ │ измере- │ измерения** │ мость,│ измере- │ измерения** │мость, │
│ │ │ │ния*, руб.│ │ руб. │ния*, руб.│ │ руб. │
├────┼───────────────────┼───────┼──────────┼─────────────┼───────┼──────────┼─────────────┼───────┤
│ 1 │Щебень фракции│ м3 │ 12,21 │(18,9+5Х1,26)│30767,7│ 12,21 │(18,9-3Х1,26)│18461,5│
│ │40-70 мм │ │ │ X100=2520 │ │ │ Х100=1512 │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 2 │Щебень фракции│ м3 │ 14,66 │ 1,5Х100=150 │ 2199 │ 14,66 │ 1,5Х100=150 │ 2199 │
│ │10-20 мм │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 3 │Синтетический │ м2 │ - │ - │ - │ 1,4 │ 10000 │ 14000 │
│ │материал │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Итого │ │ │ │32966,7│ │ │34660,5│
└────┴───────────────────┴───────┴──────────┴─────────────┴───────┴──────────┴─────────────┴───────┘
┌────┬───────────────────┬───────┬────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐
──────────────────────────────
* См. табл.4.
** ЕРЕР 27-42.
Таблица 4
Калькуляция стоимости материалов
┌──────────────────┬──────────┬───────────────┬───────────┬──────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │ Единица │ Наименование │ Вид │Транспорт-│ На единицу измерения │
│ материалов │измерения │ поставщика │ отпускной │ ные ├─────────┬────────────┬───────────┬──────────┬───────────┬───────────┬─────┤
│ │ │ │ цены │расходы на│отпускная│ наценка │ стоимость │транспорт-│ итого │заготовите-│всего│
│ │ │ │ │ 1 т │ цена │ сбытовых и │ тары и │ ные │франкоприо-│льно-склад-│ │
│ │ │ │ │ груза** │ │ снабж. │ реквизита │ расходы │ бъектный │ ские │ │
│ │ │ │ │ │ │ орган. │ │ │ склад │ расходы │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ (2%) │ │
├──────────────────┼──────────┼───────────────┼───────────┼──────────┼─────────┼────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼───────────┼─────┤
│Щебень фракции│ м3 │Стационарный │ ФВСО │ 5,42 │ 3,3* │ - │ - │ 8,67 │ 11,97 │ 0,24 │12,21│
│40-70 мм │ │карьер │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Щебень фракции│ м3 │То же │ " │ 5,42 │ 5,7* │ - │ - │ 8,67 │ 14,37 │ 0,29 │14,66│
│10-20 мм │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Синтетический │ м2 │Завод │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ 1,4 │
│материал │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└──────────────────┴──────────┴───────────────┴───────────┴──────────┴─────────┴────────────┴───────────┴──────────┴───────────┴───────────┴─────┘
┌──────────────────┬──────────┬───────────────┬───────────┬──────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐