Наименование связи | Минимальная толщина связей, мм, при длине, м, судна класса | ||||||||
"М" | "О" | "Р" и "Л" | |||||||
25 | 80 | 140 | 25 | 80 | 140 | 25 | 80 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1. Наружная обшивка | |||||||||
1.1. Наружная обшивка (за исключением случаев, оговоренных в п.п. 1.2-1.6) | 4,0 | 6,0 | 8,0 | 4,0 | 6,0 | 7,0 | 3,0 | 5,0 | |
1.2. Наружная обшивка, ограничивающая балластные и топливные цистерны | 4,5 | 7,0 | 9,0 | 4,5 | 7,0 | 8,0 | 3,5 | 6,0 | |
1.3. Скуловой пояс наружной обшивки | 5,0 | 7,0 | 9,0 | 5,0 | 7,0 | 8,0 | 4,0 | 6,0 | |
1.4. Ширстречный пояс в средней части судна | 5,0 | 8,0 | 10,0 | 5,0 | 7,0 | 8,5 | 4,0 | 6,0 | |
1.5. Обшивка днища в носовой оконечности на высоте до 0,04 В от основной плоскости | 5,0 | 8,0 | 9,0 | 4,5 | 7,0 | 8,0 | 4,0 | 6,0 | |
1.6. Обшивка борта в носовой оконечности | 4,5 | 7,0 | 9,0 | 4,5 | 7,0 | 8,0 | 4,0 | 6,0 | |
2. Настилы палуб и платформ | |||||||||
2.1. Настил палубы (за исключением случаев, оговоренных в п.п. 2.2-2.8) | 4,0 | 6,5 | 8,0 | 4,0 | 6,0 | 7,0 | 3,5 | 5,5 | |
2.2. Палубный стрингер в средней части судна | 5,0 | 8,0 | 10,0 | 5,0 | 7,0 | 8,5 | 4,0 | 6,0 | |
2.3. Настил верхней палубы в оконечностях, в районе межлюковых перемычек, палуб юта и надстроек (не участвующих в общем изгибе корпуса), на участках, не защищенных надстройками. Настил палубы бака | 4,0 | 5,0 | 5,5 | 4,0 | 5,0 | 5,5 | 3,0 | 4,0 | |
2.4. Настил верхней палубы за пределами средней части, палуб юта и надстроек (не участвующих в общем изгибе корпуса), на участках, защищенных надстройками. Настил платформ | 3,0 | 4,0 | 4,0 | 3,0 | 4,0 | 4,0 | 3,0 | 3,5 | |
2.5. Настил палубы наливных судов в районе грузовых танков | 5,0 | 7,0 | 9,5 | 5,0 | 7,0 | 8,5 | 4,5 | 6,0 | |
2.6. Настил палубы в оконечностях толкаемых судов | 4,0 | 7,0 | 8,0 | 4,0 | 7,0 | 8,0 | 4,0 | 6,0 | |
2.7. Настил палубы надстройки, участвующей в общем изгибе корпуса, в средней части судна и на участках, не защищенных надстройками | 4,0 | 5,0 | 5,5 | 4,0 | 5,0 | 5,5 | 3,0 | 4,0 | |
2.8. Настил палубы надстройки, участвующей в общем изгибе корпуса, за пределами средней части судна на участках, защищенных надстройками | 3,0 | 4,0 | 4,0 | 3,0 | 4,0 | 4,0 | 3,0 | 3,5 | |
3. Грузовые настилы | |||||||||
3.1. Настил второго дна грузовых судов (за исключением случаев, оговоренных в п. 3.2 и п. 3.3) | 4,5 | 6,0 | 7,0 | 4,0 | 5,5 | 6,5 | 3,0 | 5,0 | |
3.2. Настил второго дна сухогрузных судов под грузовыми люками, если предусмотрена загрузка-разгрузка грейферами, и палуб судов-площадок в пределах грузовой площадки | 7,0 | 10,0 | 10,5 | 7,0 | 9,5 | 10,0 | 7,0 | 9,0 | |
3.3. Настил второго дна наливных судов в районе расположения грузовых танков | 6,0 | 7,5 | 8,0 | 5,5 | 7,0 | 8,0 | 5,0 | 6,0 | |
4. Переборки и внутренние борта | |||||||||
4.1. Обшивка непроницаемых переборок и внутренних бортов (за исключением случаев, оговоренных в п.п. 4.2-4.12) | 3,0 | 5,0 | 5,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 3,0 | 4,0 | |
4.2. Обшивка переборки форпика | 3,5 | 5,5 | 5,5 | 3,0 | 4,5 | 5,5 | 3,0 | 4,5 | |
4.3. Обшивка внутренних бортов сухогрузных судов в районе грузовых трюмов | 4,5 | 6,0 | 7,0 | 4,0 | 5,5 | 6,5 | 3,0 | 5,0 | |
4.4. Обшивка непроницаемых переборок (за исключением нижних листов) сухогрузных судов в районе грузовых трюмов | 3,5 | 5,5 | 6,0 | 3,5 | 5,0 | 5,5 | 3,0 | 4,0 | |
4.5. Нижние листы непроницаемых переборок сухогрузных судов в районе грузовых трюмов | 4,0 | 6,0 | 6,5 | 4,0 | 5,5 | 6,0 | 3,5 | 4,5 | |
4.6. Обшивка внутренних бортов судов с полным раскрытием грузовых трюмов, нижние листы внутренних бортов судов с неполным раскрытием грузовых трюмов, нижние листы поперечных переборок в районе грузовых трюмов, если предусмотрена загрузка-разгрузка грейферами | 5,0 | 7,0 | 8,0 | 5,0 | 7,0 | 8,0 | 4,5 | 6,0 | |
4.7. Верхний пояс переборок судов-площадок в пределах грузовой площадки | 5,0 | 8,0 | 8,0 | 5,0 | 8,0 | 8,0 | 5,0 | 7,0 | |
4.8. Обшивка внутренних бортов, а также поперечных переборок, разграничивающих заполненные и не заполненные грузом отсеки наливных судов в районе грузовых танков (за исключением нижних и верхних поясьев) | 5,0 | 6,5 | 7,5 | 4,5 | 6,0 | 7,0 | 3,5 | 5,5 | |
4.9. Верхний пояс внутренних бортов, а также поперечных переборок, разграничивающих заполненные и не заполненные грузом отсеки наливных судов в районе грузовых танков | 5,5 | 7,0 | 8,0 | 5,0 | 6,5 | 7,5 | 4,0 | 6,0 | |
4.10. Нижний пояс внутренних бортов, а также поперечных переборок, разграничивающих заполненные и не заполненные грузом отсеки наливных судов в районе грузовых танков | 6,0 | 7,5 | 8,0 | 5,5 | 7,0 | 8,0 | 5,0 | 6,0 | |
4.11. Обшивка поперечных переборок, разграничивающих на наливных судах отсеки, заполненные грузом (за исключением верхнего пояса) | 4,5 | 6,0 | 6,5 | 4,0 | 5,5 | 6,5 | 3,5 | 5,0 | |
4.12. Верхний пояс обшивки поперечных переборок, разграничивающих на наливных судах отсеки, заполненные грузом | 5,0 | 6,5 | 7,0 | 4,5 | 6,0 | 7,0 | 4,0 | 5,5 | |
5. Прочие связи | |||||||||
5.1. Листовые конструкции и стенки балок рамного набора под грузовым настилом судов-площадок и настилом второго дна сухогрузных судов под грузовыми люками, если предусмотрена загрузка-разгрузка грейферами | 5,0 | 8,0 | 8,0 | 5,0 | 8,0 | 8,0 | 5,0 | 7,0 | |
5.2. Листовые конструкции и балки набора внутри балластных цистерн | 4,0 | 6,0 | 6,0 | 4,0 | 6,0 | 6,0 | 3,5 | 5,0 | |
5.3. Подпалубный набор и набор переборок внутри грузовых танков и топливных цистерн | 4,5 | 7,0 | 7,0 | 4,5 | 7,0 | 7,0 | 4,0 | 5,5 | |
5.4. Непрерывные продольные комингсы грузовых люков | 7,0 | 10,0 | 12,0 | 6,0 | 9,0 | 11,0 | 5,5 | 7,5 | |
5.5. Поперечные комингсы грузовых люков | 4,0 | 7,0 | 8,0 | 4,0 | 6,0 | 7,0 | 4,0 | 6,0 | |
5.6. Листы шахт машинно-котельных отделений и капов машинного отделения, стенки надстроек, не участвующих в общем изгибе корпуса | 3,0 | 4,0 | 4,0 | 3,0 | 4,0 | 4,0 | 3,0 | 4,0 | |
5.7. Обшивка стенок надстроек, участвующих в общем изгибе корпуса | 355 | 5,0 | 5,0 | 3,5 | 5,0 | 5,0 | 3,5 | 5,0 | |
Примечания:1. Толщины листов связей, приведенные в таблице, соответствуют шпации, равной 550 мм. 2. Если дробная часть толщины, полученной путем интерполяции, больше или равна 0,25 мм, то округлять толщины следуют в большую сторону, если меньше 0,25 мм - в меньшую. При толщинах более 6 мм допускается округлять: в меньшую сторону, если дробная часть менее 0,50 мм, и в большую сторону, если дробная часть больше или равна 0,50 мм.3. Для судов классов "О" и "М" длиной более 50 м в случае использования поперечной системы набора конструкции в средней части судна минимальная толщина, регламентируемая таблицей, должна быть увеличена: для обшивки днища (п. 1.1) - на значение 1,2(L-50)/90, для настила второго дна (п. 3.1) и нижних листов внутренних бортов наливных судов в районе грузовых танков (п. 4.10) - на значение 0,7(L-50)/90.4. Требуемая п. 1.5 толщина обшивки днища для судов класса "М" может быть уменьшена на 0,5 мм в районах корпуса, в которых днищевой набор состоит из продольных ребер жесткости и балок поперечного набора, установленных на каждой шпации.5. Для судов с санообразной формой обводов носовой оконечности требование п. 1.5 распространяется на участок корпуса, расположенный на 4% ширины судна выше плоского участка днища в районе носового подъема. |
2.4.2 Шпация - расстояние между балками продольного или поперечного набора - должна приниматься не более 650 мм. Рекомендуемая шпация - 550 мм.
2.4.3 Если шпация принята больше , мм, то толщины связей, указанные в табл. 2.4.1 (за исключением 4.9, 4.12, 5.1-5.3), должны быть увеличены на величину, мм:
, (2.4.3)
где а - фактическая шпация, мм;
- нормальная шпация, принимаемая равной 550 мм;
[t] - допустимая остаточная толщина отдельной связи корпуса, регламентируемая табл. 3.6.5 ПОСЭ (без учета поправок, определяемых в соответствии с примечаниями 2 и 3 к указанной таблице).
2.4.4 Если шпация принята меньше и/или связи выполнены из сталей повышенной прочности, то толщины связей, указанные в табл. 2.4.1 (за исключением 4.9, 4.12, 5.1-5.3), могут быть уменьшены на величину, мм:
, (2.4.4)
а, , [t] - см. 2.4.3 (при а > принимается а = );
- предел текучести материала связи, МПа.
2.4.5 Ширина утолщенных поясов переборок (см. п. 4.5, 4.7, 4.9, 4.12 таблицы 2.4.1) должны быть не менее 0,6 м
2.4.6 Указанные в п. 1.4 и п. 2.2 табл. 2.4.1 толщины относятся к судам с высотой борта м. Ширина ширстрека должна быть не менее 0,2Н, палубного стрингера - не менее 0,6 м.
При Н<2,5 м толщину ширстрека можно принимать равной толщине наружной обшивки.
2.4.7 Толщины листовых конструкций, подверженных специфическим износам и повреждениям (повышенный механический износ, повышенный износ настилов палуб и набора в районе танков наливных судов, перевозящих сернистые нефтепродукты, повышенный коррозионный износ при перевозке агрессивных грузов и т.п.), должны быть увеличены по сравнению с указанными в табл. 2.4.1 исходя из фактических скоростей износа.
2.4.8 Толщины днищевой обшивки и скулового пояса судов, предназначенных для эксплуатации на мелководье, рекомендуется увеличивать на 1 мм по сравнению с указанными в п.п. 1.1-1.3 и 1.5 табл. 2.4.1.
2.4.9 Изменения толщин листов в переходных районах должны быть постепенными (см. 2.3.2).
Днищевой набор на судах без двойного дна и в отсеках, где двойное дно отсутствует
2.4.10 Расстояние между флорами, м, должно быть кратным шпации и не должно превышать:
для судов-площадок - 1,8;
для пассажирских и наливных судов - 2,4;
для судов остальных типов - 2.
2.4.11 Момент сопротивления поперечного сечения флора с присоединенным пояском W, , должен быть не менее
, (2.4.11 -1)
а для судов класса "Л", кроме того, не менее
, (2.4.11-2)
где , - коэффициенты, определяемые по табл. 2.4.11-1 и 2.4.11-2;
d - расстояние между флорами, м;
- величина, принимаемая равной наибольшему расстоянию между продольными переборками (раскосными фермами) или между ними и бортом судна, м.
Таблица 2.4.11-1
1 кильсон | 3 кильсона и более | ||||
При наличии рамных шпангоутов | При отсутствии рамных шпангоутов | При наличии рамных шпангоутов | При отсутствии рамных шпангоутов | ||
0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,7 | 0,55 | 0,65 |
0,8 | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 0,60 | 0,70 |
0,9 и | 1,0 | 1,0 | 1,1 | 0,65 | 0,75 |
более | 1,3 | 0,70 | 0,80 | ||
1,5 | 0,75 | 0,90 | |||
1,7 | 0,80 | 1,0 | |||
1,9 | 0,90 | 1,0 | |||
2,1 и более | 1,0 | 1,0 | |||
Примечание. - расстояние между поперечными переборками или раскосными фермами, м. |
Таблица 2.4.11-2
при наличии рамных шпангоутов и при их отсутствии, если пролет длиной не прилегает к борту | при отсутствии рамных шпангоутов, если пролет длиной прилегает к борту | ||
1 2 3 и более | 1 |
При трех или четырех продольных переборках (раскосных фермах) значение должно быть принято не менее В/3, при пяти и более продольных переборках (раскосных фермах) - не менее В/4. При отсутствии продольных переборок (раскосных ферм) принимают равным В;
Т - максимальная осадка судна в рассматриваемом сечении корпуса, м;
r - полувысота расчетной волны, м.
Площадь поперечного сечения стенки флора , , должна быть не менее
. (2.4.11-3)
Площадь поперечного сечения стенки флора в районе выреза , , должна быть не менее
, (2.4.11-4)
где - минимальное расстояние между кромкой выреза и опорой, м.
2.4.12 При поперечной системе набора днища, если флоры расположены не на каждой шпации, между ними должны быть установлены днищевые холостые шпангоуты.
Момент сопротивления поперечного сечения днищевого холостого шпангоута с присоединенным пояском, , должен быть не менее
, (2.4.12-1)
а момент инерции, , - не менее
, (2.4.12-2)
где а - шпация, м;
с - наибольшее расстояние между кильсонами или между кильсоном и продольной переборкой (бортом), м;
t - толщина днищевой обшивки согласно 2.4.1, см;
Т, r, d - принимаются согласно 2.4.11.