Распоряжение Минтранса РФ от 11 ноября 2002 г. N НС-137-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов" стр. 22

, (2.4.28-3)
а для грузовых судов, кроме того, не менее
. (2.4.28-4)
В этих формулах:
, , - принимаются согласно 2.4.27;
, f- см. 2.4.14;
d, Т, r - см. 2.4.11;
t - см. 2.4.12
2.4.29 Площадь сечения распорки, устанавливаемой между продольными ребрами жесткости днища и второго дна, должна быть не менее площади сечения меньшей из соединяемых балок.
2.4.30 На судах, предназначенных для перевозки навалочных грузов с загрузкой и разгрузкой грейферами, момент сопротивления поперечного сечения верхних балок бракетных флоров , , и продольных ребер жесткости второго дна , , с присоединенным пояском в пределах грузовых люков, , должен быть не менее
, (2.4.30-1)
где а, принимаются по 2.4.27;
, (2.4.30-2)
где , d принимаются по 2.4.28;
k - коэффициент, принимаемый равным:
для кранов грузоподъемностью 50 кН - 0,5;
для кранов грузоподъемностью 100 и 160 кН - 1,0;
для кранов грузоподъемностью 200 кН - 1,5.
2.4.31 Если двойное дно заканчивается на внутреннем борте, высота флора в межбортовом пространстве у внутреннего борта должна равняться высоте двойного дна. Должен быть обеспечен плавный переход от настила второго дна к свободному пояску этого флора с помощью фестонных или приставных книц, расположенных в плоскости пояска флора. Ширина фестонной кницы или суммарная ширина полки и приставных книц в месте присоединения их к внутреннему борту должна быть не менее 0,25 расстояния между флорами. Толщину книц следует принимать равной толщине настила второго дна. Допускается уменьшение толщины кницы на 2 мм по сравнению с утолщенным по условию погрузки и разгрузки грейфером настилом второго дна.
2.4.32 При продольной системе набора днища и второго дна, доходящего до наружного борта, на участке между флорами в плоскости каждого практического шпангоута должны устанавливаться скуловые бракеты, доходящие до ближайших продольных балок днища и второго дна. Толщину бракет следует принимать равной толщине флора.

Бортовой набор

2.4.33 Система бортового набора должна быть поперечной с чередующимися рамными и холостыми шпангоутами. В обоснованных случаях допускается применение однородной поперечной системы или продольной системы бортового набора с использованием рамных шпангоутов, а также комбинированной системы (продольной в верхнем и нижнем районах борта и поперечной в среднем районе).
2.4.34 Рамные шпангоуты должны быть установлены в плоскости флоров.
Расстояние между ними не должно превышать значений, регламентируемых для флоров.
2.4.35 Высота стенки рамного шпангоута в отсеках без двойного дна должна быть не менее 0,65 высоты флора. Свободный поясок рамного шпангоута в отсеках без двойного дна должен иметь площадь поперечного сечения не менее 0,65 площади сечения свободного пояска флора.
2.4.36 Момент сопротивления поперечного сечения рамного шпангоута с присоединенным пояском, , должен быть не менее
, (2.4.36-1)
где k - коэффициент, определяемый по формулам:
для судов всех типов, кроме наливных,
, (2.4.36-2)
для наливных судов
, (2.4.36-3)
- высота борта в рассматриваемом сечении, м;
d - расстояние между рамными шпангоутами, м.
2.4.37 Момент сопротивления поперечного сечения холостого шпангоута с присоединенным пояском, , должен быть не менее
, (2.4.37)
где k - коэффициент, принимаемый по 2.4.36;
l - наибольшее расстояние, измеренное по борту между днищем (настилом второго дна) и бортовым стрингером, между бортовыми стрингерами или между бортовым стрингером и палубой, м;
а - шпация, м.
2.4.38 При однородной поперечной системе бортового набора момент сопротивления поперечного сечения шпангоута с присоединенным пояском, , должен быть не менее
, (2.4.38)
где k - коэффициент, принимаемый по 2.4.36.
2.4.39 По концам шпангоутов должны быть установлены бимсовые и скуловые кницы.
Скуловая кница холостого шпангоута или шпангоута при однородной поперечной системе бортового набора должна перекрывать закругление скулы. Высота скуловой кницы должна быть такой, чтобы шпангоут перекрывал кницу на длине, равной двукратной высоте его профиля.
Если момент сопротивления поперечного сечения холостых днищевых шпангоутов не меньше требуемого для холостых бортовых шпангоутов, то днищевые шпангоуты допускается продолжить по скуле и борту вверх без установки скуловых книц.
2.4.40 На судах с двойным дном и одинарными бортами рамные и холостые шпангоуты следует заканчивать на втором дне с помощью книц, размеры которых должны соответствовать указаниям 2.3.12. Допускается замена книц, размещаемых в плоскости стенки балки, приставными или фестонными кницами, установленными в плоскости полки балки. Суммарная ширина приставных книц и полки или ширина фестонной кницы должна быть не менее трех ширин полки. В плоскости этих книц под настилом второго дна следует установить ребра жесткости или бракеты, устраняющие "жесткие точки".
2.4.41 Момент сопротивления поперечного сечения продольных ребер жесткости борта с присоединенным пояском, , должен быть не менее
, (2.4.41)
где k и d принимаются согласно 2.4.36.
2.4.42 При высоте борта , превышающей 2 м, должен быть поставлен один бортовой стрингер; при высоте борта 4 м и более должно быть установлено не менее двух бортовых стрингеров. На судах с высотой борта, превышающей 2 м, при двух привальных брусьях на уровне нижнего бруса рекомендуется устанавливать бортовой стрингер. Если на судне применены привальные полосы, установка бортового стрингера обязательна. Размеры бортовых стрингеров должны быть не менее размеров, требуемых для рамных шпангоутов или для бортовых шпангоутов при однородной поперечной системе набора.